Рефераты. Выведение предприятия из кризисной ситуации

заданий. Прогнозирование применяется для предсказания изменения структуры и

динамики кадровой работы в будущем на основе анализа прошлого и настоящего

и исходит из целей развития предприятия.

Прогнозирование строится на основе переработки необходимой информации

и состоит из следующих этапов:

Этап 1 – ретроспекция – изучение состояния кадровой работы и структуры

кадров в прошлом (за последние 10 -15 лет);

Этап 2 – диагноз – определение характера и состояния кадровой работы

на основании всестороннего их исследования;

Этап 3 – выбор метода – наиболее ответственный этап в прогнозировании

кадровой работы;

Этап 4 – прогноз – предвидение основных изменений и структурных

сдвигов в профессионально-квалификационном и социально-демографическом

составе кадров организации и проведении кадровой работы.

К основным методам планирования и прогнозирования кадровой работы

относятся: балансовый метод планирования, метод сравнительного плана, метод

экспертных оценок, системный анализ, моделирование, экономико-

математические методы и другие.

Балансовый метод планирования – заключается в установлении

динамического равновесия между персоналом, с одной стороны, и их

распределением в соответствии с потребностями производства – с другой.

Метод системного анализа используются, в основном, при разработке

программ развития кадровой работы на длительную перспективу.

Экспертные оценки представляют собой особый вид количественных и

качественных характеристик отдельных сторон социальных и кадровых процессов

и определяются на основе суждений, высказанных экспертами (научными

работниками и специалистами-практиками).

Практика показывает, что методы прогнозирования и совершенствования

качественного состава кадров на уровне предприятий и организаций

применяется пока эпизодически, между тем современная кадровая политика

требует комплексного их использования при разработке социально-

экономических программ. Наиболее актуальными, в настоящее время, являются

проблемы применения методов прогнозирования кадровой работы на основе

использования компьютерных технологий.

4. Проверка профессиональных качеств работников во время трудовой

деятельности осуществляется часто: при приеме на работу, при перемещении и

аттестации. Методы осуществления такой проверки общеизвестны и предполагают

наличие критериев, стандартов соответствия требованиям, которые могут быть

изменены или оценены в сравнении с качествами, предъявляемыми работникам.

При проверке профессиональных качеств специалистов есть возможность

разработать или применить существующие методы проверки уровня

профессионализма, такие как выполнение проверочной работы содержание

которой должно соответствовать требованиям должностной инструкции. Уровень

знаний, теоретической подготовки проверяется во время проведения экзамена,

опроса по заразнее известным вопросам, отражающим стандарт образования,

соответствующий проверяемому уровню квалификации.

На стадии приема обширную информацию о профессиональных и личностных

качествах работников предоставляет анализ результатов испытательного срока,

который предусмотрен КЗоТом и, как правило, не должен превышать трех

месяцев.

В процессе определения личностных качеств работников и особенностей их

ролевого распределения в группе используются следующие методы:

метод наблюдения (внешнего), метод самонаблюдения (интроспекции),

личностные опросники или тесты, проективные тесты, социометрия,

анкетирование, интервью, беседы.

Важное место в процессе оценки персонала занимает оценка личности и

деятельности руководителей. Оценка свойств личности и деятельности

руководителя проводится:

при определении степени профессиональной пригодности;

при выдвижении кандидатуры руководителя на определенную должность;

при текущей оценке деятельности (аттестации);

при нарушении социально-психологического климата в подразделениях

(наличие конфликтов, снижающих эффективность работы предприятия);

при увеличении текучести кадров, числа нарушений дисциплины;

при оценке экологического состояния предприятия;

при заключении или разрыве контракта с руководителем.

Мотивами для проведения оценки могут быть и другие причины, но в этом

случае решение о проведении исследований принимается вышестоящим

руководителем с указанием причин.

Критерием эффективности работы руководителя, наряду с экономическими

и другими показателями, является уровень социально-психологического

климата в возглавляемом им коллективе, а также оценка степени проявления

свойств личности, наиболее важных в его деятельности, эффективность

поведения в процессе общения и в часто встречающихся управленческих

ситуациях.

Анализ результатов и опыт проведения исследований (оценки) показал,

что достаточная объективность во многом зависит от сложности структуры

управления, от типа предприятия, количества работников.

Объективность оценки личностных свойств руководителя, надежность их

характеристики зависит также от выбора экспертов и их оценки. Основное

требование к эксперту – хорошее знание руководителя (возможность наблюдать

и общаться в процессе работы с ним не менее одного года). Уровень

объективности определяется и сложившимися личностными отношениями в

коллективе, наличием микрогрупп, неформальных лидеров, степенью их влияния

на членов коллектива.

Для оценки личности и деятельности руководителя успешно используется

система КОЛДР В.В. Хачванкяна. Предлагаемая система позволяет провести

комплексный анализ свойств личности, поведения и деятельности руководителя,

а также социально-психологического климата в возглавляемом им коллективе.

Такой системный подход к оценке руководителя дает возможность объективного

подхода в процессе проверки профессиональной пригодности персонала

управления.

Основные принципы научного подхода к социально-психологической оценке

личности и деятельности руководителя таковы:

а) оценка кадров управления, их профпригодности своей целью направлена

на ведение целенаправленной работы и предусматривает решение таких задач,

как использование социально-психологических резервов для повышения

эффективности труда, адаптации в условиях рынка;

б) совершенствование социальных отношений между людьми, развитие их

индивидуальных и творческих способностей;

в) сохранение здоровья, трудоспособности;

г) развитие социально-психологической культуры у работников (умение

управлять людьми с учетом их врожденных и приобретенных свойств, т.е. с

учетом индивидуально-психологических качеств каждой личности). Определять

уровень руководства и степень профессиональной пригодности необходимо после

комплексной диагностики. Ни в коем случае не делать окончательных выводов

после анализа одного, двух или трех методик;

д) отношение к экологическим проблемам, технике безопасности и охране

труда предприятия;

е) совершенствование организационной культуры предприятия.

Аттестация - метод оценки деятельности руководителей и специалистов в

период их работы. Цель аттестации – определить соответствие работника

занимаемой должности по результатам его деятельности, уровню квалификации и

личным качествам. Аттестация носит периодический характер, проводится

непосредственно на предприятиях один раз в три года и состоит из трех

стадий.

Подготовка к аттестации. Это наиболее ответственный этап – составления

списка аттестуемых и определение состава аттестационных комиссий.

Подготовка графиков проведения и необходимых документов на аттестуемых.

Проведение разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Уточнение положений о подразделениях и должностных инструкций с целью

приведения их в соответствие с фактическим распределением работ между

руководителями и специалистами различной квалификации.

Перечень работников, подлежащих аттестации, составляется по

подразделениям предприятия. От нее освобождаются лишь работники,

проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые

специалисты, не отработавшие определенного срока после окончания учебного

заведения, а также беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте

до одного года.

Срок аттестации устанавливают руководители предприятий: обычно он не

превышает 3 – 6 месяцев, а на крупных предприятиях допускается его

увеличение до года и более.

Графики проведения аттестации разрабатывает отдел кадров совместно с

руководителями подразделений и доводит их до аттестуемых не менее чем за

один месяц до начала аттестации.

Аттестационные комиссии могут создаваться по профессиональному

признаку. Количество и состав комиссий зависит от особенностей предприятия,

его размеров, профессионально-квалификационного состава аттестуемых, их

численности и установленных сроков проведения аттестации.

Аттестационную комиссию возглавляет председатель (обычно руководитель

предприятия или его заместители), члены и секретарь подбираются из

руководящих работников и ведущих специалистов структурных подразделений.

Секретарь комиссии готовит аттестационные листы. Руководитель

подразделения, где работает аттестуемый, представляет в комиссию

характеристику (отзыв) о деятельности работника. В ней отражается качество

и своевременность выполняемых работ, самостоятельность, инициативность,

творческая активность аттестуемого; отмечаются профессиональные знания,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.