Рефераты. Автоматизация предприятия

В последние годы системы планирования класса MRPII в интеграции с модулем финансового планирования FRP (Finance Requirements Planning) получили название систем бизнес-планирования ERP (Enterprise Requirements Planning), которые позволяют наиболее эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на проекты обновления оборудования и инвестиции в производство новой линейки изделий. В Российской практике, целесообразность применения систем подобного класса обуславливается, кроме того, необходимостью управлять бизнес процессами в условиях инфляции, а также жесткого налогового прессинга, поэтому, системы ERP необходимы не только для крупных предприятий, но и для небольших фирм, ведущих активный бизнес [3]. На рисунке 1 представлена логическая схема системы планирования ресурсов производственного предприятия.

Рис. 1. Логическая структура системы планирования ресурсов производственного предприятия.

1.1.3. Системы класса ERP

Дальнейшим функциональным развитием MRP и MRP II стало появление систем планирования ресурсов предприятия - Enterprise Resource Planning - ERP систем. Аналитики компании Gartner Group назвали так системы класса MRP II, имеющие в своем составе модуль финансового планирования FRP - Finance Requirements Planning, но дальнейшее развитие ERP систем существенно расширило эти первоначальные отличия [4].

В основе ERP систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого числа сотрудников предприятия, наделенных соответствующими полномочиями. Декларируется, что это должно не только повысить эффективность производственной деятельности предприятия, но и сократить внутренние информационные потоки, уменьшив тем самым затраты на их обеспечение.

Главным же, безусловно, является набор функций ERP систем, основные из которых следующие:

· ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления;

· формирование планов продаж и производства;

· планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции;

· управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов;

· планирование производственных мощностей от укрупненного планирования до использования отдельных станков и оборудования;

· оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет;

· управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации.

Поскольку основой ERP системы является находящаяся внутри неё MRP II система, то, естественно, что функции и одной и другой во многом схожи. Основными же отличиями ERP систем от MRPII систем можно считать:

· поддержку большего количества типов производств и видов деятельности предприятий и организаций;

· планирование ресурсов по различным направлениям деятельности;

· возможность управления группой автономно работающих предприятий, корпоративными структурами;

· большее внимание подсистемам финансового планирования и управления;

· наличие функций управления транснациональными корпорациями, включая поддержку нескольких часовых поясов, языков, валют, систем бухгалтерского учета;

· большее внимание созданию информационной инфраструктуры предприятия, гибкости, надежности, совместимости с различными программными платформами;

· интегрируемость с приложениями и другими системами, использующимися предприятием, такими как системы автоматизированного проектирования, автоматизации управления технологическими процессами, электронного документооборота, электронной коммерции;

· наличие в системе или интеграция с программными средствами поддержки принятия решений;

· наличие развитых средств настройки и конфигурирования аппаратных и программных средств [4].

В последнее десятилетие успешно развивались интернет технологии, позволяющие предприятиям через информационную сеть обмениваться данными и документами с покупателями и контрагентами. Новые функции работы с интернет, появившиеся в интегрированных системах управления, уже выходят за традиционные рамки ERP, замкнутой внутри производственного цикла предприятия. Сочетание традиционной ERP системы предприятия с интернет решениями для электронного бизнеса привели к созданию новой организационной и управленческой среды и нового качества системы. Результатом этого явилась концепция систем нового поколения - ERP II - Enterprise Resource and Relationship Processing - управление ресурсами и внешними отношениями предприятия, имеющих как бы два контура управления: традиционный внутренний, управляющий внутренними бизнес процессами предприятия, и внешний - управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции. При этом традиционный внутренний контур управления принято называть back-office - внутренняя система, а функции взаимодействия с контрагентами и заказчиками - front-office - внешняя система.

Таким образом, ERP II система - это методологии ERP системы с возможностью более тесного взаимодействия предприятия с клиентами и контрагентами посредством информационных каналов, предоставляемых интернет технологиями.

1.1.4. Системы CALS

Концепция CALS - Computer-aided Acquisition and Logistic Support - компьютерная поддержка процессов поставок и логистики, зародилась в 80-х годах в военном ведомстве США как подход к повышению эффективности управления и планирования госзаказов с целью сокращения затрат на организацию информационного взаимодействия государственных учреждений с частными фирмами при формализации требований, заказа, поставок и эксплуатации военной техники. Доказав свою эффективность, концепция прошла путь последовательного совершенствования и, сохранив аббревиатуру CALS, получила более широкую смысловую трактовку - Continuous Acqusition and Life cycle Support - непрерывные поставки и поддержка жизненного цикла продукции. В НАТО CALS определяется как совместная стратегия государства и промышленности, направленная на совершенствование существующих процессов путем их преобразования в интегрированную информационную систему управления жизненным циклом изделий [4].

В нашей стране также проводится разработка и внедрение CALS систем. Их заказчиками являются крупные предприятия оборонной промышленности и близких к ней отраслей, таких как космическая, авиационная. То есть, тех отраслей, в которых разработчики, изготовители и пользователи продукции обречены тесно взаимодействовать на протяжении всего жизненного цикла изделия.

Основное содержание концепции CALS составляет набор общих базовых принципов и рекомендуемых технологий управления процессами и данными.

Общими базовыми принципами CALS являются:

· системная информационная поддержка жизненного цикла изделия на основе использования интегрированной информационной среды;

· информационная интеграция за счет стандартизации формализованных описаний объектов управления;

· разделение программ и данных на основе стандартизации структур данных и интерфейсов доступа к ним, ориентация на готовые программно-технические решения, удовлетворяющие требованиям стандартов;

· безбумажное представление информации, использование электронно-цифровой подписи;

· параллельный инжиниринг;

· непрерывное совершенствование бизнес процессов.

К числу рекомендуемых технологий управления процессами относятся:

· управление проектами (Project Management);

· управление ресурсами (Manufacturing Resource Planning);

· управление качеством (Quality Management);

· интегрированная логистическая поддержка (Integrated Logistic Support).

В качестве технологии управления данными об изделии, процессах, ресурсах и окружающей среде рекомендуется Product Data Management (PDM) [4].

Стратегия CALS предусматривает двухэтапный план создания интегрированной информационной системы:

· автоматизация отдельных процессов или этапов жизненного цикла изделия и представление данных на них в электронном виде;

· интеграция автоматизированных процессов и относящихся к ним данных, уже представленных в электронном виде.

Несмотря на зависимость точности расчета потребности от точности вводимой информации метод MRP может быть использован на ОАО «Тайфун». Неточность прогноза или хаотичность спроса на продукцию возможно возможно покрыть страховым запасом. Аналогичное решение можно применить к неточности в определении времени доставки сырья. Но даже с учетом этих факторов, использование MRP позволит сократить запасы за счет более тщательного контроля и расчета необходимого уровня, а также улучшить оперативность и надежность системы планирования в целом, поможет принимать обоснованные решения по планированию.

1.2. Обзор аналогичных программных продуктов

1.2.1. MRP - Программа планирования потребности в материалах

Примером реализации системы MRP может служить программа «MRP - Программа планирования потребности в материалах», автором которой является Слонов Сергей Олегович.

Программа формирует потребность предприятия в производимых (деталь, сборочная единица) и закупаемых номенклатурных позициях (сырье, материалы, инструмент), выраженную в виде календарного плана.

При разработке программы использовалась методология планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning).

Входящие данные для программы:

1. Календарный план производства продукции.

2. Остатки сырья, материалов, деталей, сборочных единиц, инструмента на складе.

3. Спецификации продукции (данные о составе изделий и нормах расхода сырья, материалов, компонентов, инструмента на единицу готовой продукции).

Программа не ориентирована на выполнение заказов. Программа ориентирована на выполнение производственной программы. Т.е. не учитываются остатки готовой продукции на складе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.