Рефераты. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с органами прокуратуры в области обеспечения законности p> Законность включает равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реализация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает заинтересованность людей в исполнении законодательства и подконтрольности деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.

Законность как режим государственной и общественной жизни есть единство объективно необходимых требований строгого и неукоснительного практического осуществления закона и иных нормативно-правовых актов, т.е. строжайшей фактической реализации, воплощения в жизнь.

Важным аспектом исследования законности является ее рассмотрение как принципа, как идеологического явления. Согласно принципу законности поведение всех субъектов должно отвечать законам и подзаконным актам. Это одна из идей правосознания, идеологическая предпосылка режима законности.

В то же время ясно, что нельзя сводить это понятие к принципу законности. Если определять законность как "совокупность определенных требований", "режим требований", то тогда она сводится к одному из своих идеологических проявлений — к принципу или методу деятельности, воплощенному в требованиях. Требования — это сфера только сознания, а законность этим не ограничивается, поэтому она представляет собой режим общественных отношений, а не режим требований.

В современных условиях в процессе формирования правового государства, перестройки правового сознания нашего общества важным становится определение основных тенденций в разработке теории законности[19]:

1) проведение четких разграничений законности как режима и форм ее реализации (как метода государственного руководства обществом, как принципа деятельности социальных субъектов);

2) изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями (правотворчеством, демократией, правосознанием);

3) анализ законности в механизме правового регулирования, дающий возможность более четко отграничить ее от близких государственно- правовых явлений, исследовать ее структуру, т. е. состав элементов и связь между ними.

Мало исследован вопрос о функциях законности. С учетом ее сущности и роли в жизни общества можно назвать в общей форме три основанные функции:
. проведение в жизнь государственной воли народа, связь законности с реализацией права;
. создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права, связь законности с правотворчеством;
. обеспечение реальности правового регулирования, связь законности со всеми элементами его механизма.

Научный интерес представляет анализ структуры законности. К элементам, лежащим в ее основе, относится: а) правоверность субъектного состава участников общественных отношений
(определяемая их правоспособностью); б) правомерность положения (социальной позиции) участников общественной жизни (определяемая содержанием и объемом их субъективных прав и обязанностей); в) правомерность деятельности субъектов по применению и реализации прав и обязанностей (определяемая "материальными" и формальными ее показателями, укрепленными в соответствующих юридических нормах). Суть познания внутренне необходимых связей законности состоит в том, что скрывается механизм конституирования, функционирования и развития общественных отношений[20].

1.3.Гарантии законности

Под основными средствами обеспечения законности в юридической науке принято понимать систему гарантий и методов обеспечения законности.
Схематично в теории государства и права гарантии законности рассматриваются так[21] (см. рис 3):

Рис.3

Гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.

Под гарантиями понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.

Экономическими (материальными) гарантиями являются, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевину которых составляют социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных
(физических) и юридических лиц.

Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Это профилактическая, деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция общественности, использование возможностей учета общественного мнения и. т. п.

Политические гарантии — это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальным разделением властей, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).

Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.

Юридические гарантии выступают как система специальных средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

К специальным юридическим средствам следует отнести, прежде всего, все нормы права, в которых выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать исходя из интересов целесообразности.

Юридическое требование законности состоит в следующем:
1) справедливое наказание за неисполнение норм права;
2) законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

3) возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности и правопорядка;

4) законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, запрещение использовать их в ущерб другим лицам, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности. Эти способы закреплены в Конституции РФ, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.

Правоохранительные органы пресекают нарушения законности, восстанавливают права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений. По действующему законодательству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры к их устранению.

Прокуратура — это специальный орган, на который возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах изоляции, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Ее деятельность осуществляется в специфических формах:

. привлечение к уголовной ответственности;

. поддержание государственного обвинения в суде;

. разрешение жалоб граждан; выдача ордеров на арест и обыск;

. принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государственных органов, должностных лиц, учреждений и организаций;

. проверка состояния законности в учреждениях и организациях; надзор за:

- деятельностью муниципальной и криминальной милиции;

-обращением с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Важной гарантией является судебный контроль, так как "третьей властью" является вся система правосудия. Надо полагать, настала пора вообще изменить наше видение правосудия, интерпретацию его назначения лишь как
"применителя права". Опыт развитых демократических стран, причем не только англо-американской группы, свидетельствует, что высокий уровень правового развития достигается в обществе, где суд, опираясь на Конституцию, на закон, на общепризнанные права человека, тоже творит право. Поэтому придание решениям высших судебных инстанций функций судебного прецедента представляется делом назревшим, вполне оправданным.

Деятельность судебных органов на основе гласности должна создавать условия для укрепления законности и правопорядка в нашей стране, включая и впервые осуществляемый конституционный контроль.

В современных условиях особую важность имеет нормативное закрепление обязанностей Президента России быть гарантом конституционной законности, используя для этого все дозволенные средства, включая в первую очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую работу. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопорядка.

Большое значение в современных условиях приобретает комплексная разработка системы мер и государственно-правовых механизмов, призванных защищать конституционные права и законные интересы граждан, субъектов федерации, предотвращать злоупотребления своими правами со стороны государственных органов, обеспечивать единство правовой системы.

Отсутствие конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти за принимаемые решения слишком очевидно для юристов, его создание напрашивается само собой. В этой связи являются прогрессивными принимаемые законодателем меры по персонификации ответственности должностных лиц за исполнение незаконных актов, приказов и распоряжений.
"Законность" тоталитарной системы, которая строилась на известной формуле:
"приказ начальника — закон для подчиненных" и поныне, к сожалению, служит должностным лицам оправданием в принятии решений, унижающих человеческое достоинство, влекущих невосполнимые потери экономического, политического, нравственного и социального характера[22].

2. Формы и методы обеспечения законности в органах исполнительной власти.

2.1.Роль органов прокуратуры в обеспечении законности

По федеральному закону «О прокуратуре»[23], #G0Прокуратура Российской
Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением #M12291
9004937Конституции Российской Федерации[24]#S и исполнением законов.

В соответствии со ст. 21 закона «О прокуратуре» на прокуроров возложен надзор за законностью правовых актов, издаваемых (принимаемых) федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.