Рефераты. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с органами прокуратуры в области обеспечения законности p> В этом плане показательным служит пример республики Тыва. Здесь в апреле 2001 г. подписано соглашение между парламентом Тывы (Верховным
Хуралом) и прокуратурой республики, которое позволит повысить эффективность работы по приведению законодательных актов Тывы в соответствие с федеральным законодательством.

Как отметил председатель парламента, Шолбан Кара-оол, такое соглашение существовало и прежде. Оно позволило, к примеру, за 2000 год по протестам и представлениям прокуратуры республики внести поправки более чем в 40 законов Тывы.

Однако в соответствии с новым документом, помимо надзора за уже принятыми
Хуралом нормативно-правовыми актами, прокуратура республики взяла на себя обязательства проводить правовую экспертизу еще при разработке законопроектов, затрагивающих наиболее важные для жизни Тывы сферы. Они касаются прежде всего работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных прав граждан, а также взымания налогов и сборов. По мнению председателя Хурала, привлечение специалистов прокуратуры к разработке законов позволит гарантировать ``их правовую чистоту``.

Прокурор республики Степан Мосияш, в свою очередь, заметил, что совместная работа позволит уже к июлю 2001 года завершить все необходимые процедуры по приведению всей нормативно-правовой базы Тывы в полное соответствие с законодательством Российской Федерации[61].

Заключение

Прокуратура — это специальный орган, на который возложены обязанности по надзору за законностью правовых актов, издаваемых (принимаемых) федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими организациями.

Ее деятельность осуществляется в специфических формах:

. проверка законности актов, изданных (принятых) органом за определенный период времени (квартал, полугодие, год);

. осуществление внеплановых проверок;

. привлечение к ответственности должностных лиц;

. поддержание государственного обвинения в суде;

. разрешение жалоб граждан;

. принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государственных органов, должностных лиц, учреждений и организаций;

. обращение с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций;

. участие в нормотворческой деятельности;

. участие в правовом воспитании граждан.

Реализации вышеперечисленных функций мешают следующие обстоятельства:

. Нечетко указаны цели функционирования прокуратуры и приоритетные направления ее деятельности в Законе о прокуратуре и других нормативных актах.

. Эффективность предписаний органов прокуратуры по восстановлению законности далеко не столь высока, как это пытаются представить прокурорские работники. Их обращения по закону вовсе не обязательны к исполнению. Окончательное решение принимает суд, если конечно, местные власти или руководители предприятий добровольно не прислушаются к мнению прокуратуры. Более того, зачастую, особенно в регионах, местная администрация вообще не принимает во внимание протесты прокуроров на свое нормотворчество.

. По мнению многих юристов и политиков, прокуратура находится в сильной зависимости от исполнительной власти.

. Часто функции государственного обвинителя выполняют сотрудники, не умеющие работать в такой публичной сфере, как суд. Поэтому противостояние стороне защиты зачастую выглядит не убедительно.

. Низкий уровень участия прокуратуры в нормотворческой деятельности.

. Низкий уровень информативности прокурорских работников о нарушениях в органах законодательной и исполнительной власти других регионов.

. Недостаточная мотивация прокуроров по оперативному выявлению и реагированию на факты несоответствия нормативно-правовых актов федеральному законодательству.

. Отсутствие профильного образования у довольно большой части прокурорских работников.

. Не всегда достаточный инструментарий по приведению нормативных актов в соответствие с федеральным законодательством и привлечению виновных лиц к ответственности.

В связи с этим, предлагается осуществить необходимые преобразования по повышению эффективности работы прокуратуры:

1. Осуществление систематизации законодательства. Четко регламентировать указанные в Законе о прокуратуре РФ полномочия, предусмотреть их в законах субъектов Федерации, в нормативно-правовых актах местного самоуправления.

2. Улучшение взаимодействия с другими контрольными органами

(Минюстом, институтом представителей Президента и т.п.).

Важнейшим условием представляется равенство участников при разработке и реализации совместных мероприятий, принятие совместных решений по обоюдному согласию. Регулярный взаимный обмен информацией.

3. Знакомство прокурорских работников с практикой надзора и приведения в соответствие нормативно-правовых актов других регионов РФ. Создание общей правой базы по Российской

Федерации на примере интернет сайта http://nadzor.vvsu.ru.

Предоставление доступа к уже существующим базам данных рядовых сотрудников прокуратуры.

4. Направление разработанных прокуратурой проектов законов, иных нормативных актов на рассмотрение в соответствующие органы в масштабах как Российской Федерации, так и ее субъектов в городах, районах и с правом давать заключение о соответствии Конституции и законам РФ проектов законов, иных нормативных актов, находящихся на рассмотрении органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

5. Участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, у глав администраций, установление при этом противоречий закону в проектах правовых актов, высказывание замечаний при их обсуждении.

6. Предоставление Генеральному прокурору права законодательной инициативы и права обращаться с запросами в Конституционный

Суд РФ о конституционности нормативных актов.

7. Повышение мотивации прокурорских работников в оперативном выявлении и реагировании на факты несоответствия нормативно- правовых актов.

8. Повышение эффективности методов прокурорского реагирования.

Целесообразно предусмотреть в Законе такие формы реагирования, как устные протесты и предложения о незамедлительном устранении нарушений законности при согласии руководителей исполнить эти требования.

9. Важно указать в Законе о прокуратуре, что нерассмотрение протеста в установленный законом срок приостанавливает действие опротестованного акта.

10. В приказах, указаниях, рекомендациях Генерального прокурора

РФ следует определить, что в резолютивной части представлений и протестов возможно вносить предложения как об отмене незаконных актов и иных юридически значимых документов, принятии действенных мер к устранению нарушений законности и способствующих им обстоятельств, так и о восстановлении нарушенных прав, законных интересов потерпевших, дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц.

11. Повышение эффективности деятельности прокуроров по поддержанию государственного обвинения в судах. Направление прокурорских работников на обучение по переподготовке и повышению квалификации в специализированные учебные заведения.

12. Развитие практики договорного взаимодействия органов прокуратуры и законодательных, исполнительных органов власти.

Представляется, что более четкое определение в Конституции РФ и конституционном федеральном законе о прокуратуре места и роли прокурорского надзора в современный период с учетом исторического опыта и настоящих реалий, закрепление ее основных функций, продуманное разграничение полномочий прокурорских и судебных органов, создание оптимальных условий деятельности прокуратуры, внимательное отношение к кадрам – именно та совокупность факторов, которая призвана обеспечить повышение эффективности работы всех звеньев прокурорской системы.

Список нормативных актов и литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА-

ИНФРА*М, 1998.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Экмос, 2000.

3. Гражданский кодекс. Часть первая, часть вторая. - М.: Герда, 2000.

4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992

№2202-1 (в редакции Федерального закона от 17.11.1995 №168-ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями // #G0Российская газета N 39,

18.02.92, #G0N 30, 17.02.99, #G0N 233, 24.11.99, #G0N 1-3, 05.01.2000.

5. Федеральный закон РФ #G0#M12291 9000344#S от 28.06.91 N 1499-1 «#G0О медицинском страховании граждан в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 июля 1994 года)#M12291 9000344#S// #G0Российская газета, 23.07.91 #G0#M12291 9000345#S.

6. Федеральный закон РФ #G0от 21.06.95 N 91-ФЗ «#G0О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской

Федерации"»// #G0Российская газета N 122, 27.06.95.

7. Федеральный закон РФ #G0от 28.08.95 N 154-ФЗ “#G0Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изменениями на 4 августа 2000 года)// #G0Российская газета, N 170,

01.09.95; #G0N 79, 25.04.96; #G0N 232, 04.12.96; #G0N 55, 20.03.97;

#G0N 152, 08.08.2000.

8. Федеральный конституционный закон#S от 31.12.96 N 1-ФКЗ “ #G0О судебной системе Российской Федерации ”// #G0Российская газета N 3,

06.01.97.

9. Федеральный закон РФ «#G0Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2000 года)»// #G0Российская газета, N 206, 19.10.99; #G0N

147, 01.08.2000.
10. Федеральный закон «#G0О пожарной безопасности» (с изменениями на 7 ноября 2000 года) #G0от 21.12.94 N 69-ФЗ// #G0Российская газета N 3,

05.01.95; #G0N 78, 24.04.96; #G0N 15, 27.01.98; #G0N 215, 09.11.2000.
11. Федеральный закон «#G0Об основах налоговой системы в Российской

Федерации» (с изменениями на 8 июля 1999 года) #G0от 27.12.91 N 2118-

1// #G0Российская газета N 56, 10.03.92; #G0N 107, 05.06.93; #G0N 125,

06.07.94; #G0N 144, 29.07.97; #G0N 147, 05.08.98; #G0N 148-149,

06.08.98; #G0N 147, 05.08.98; #G0N 148-149, 06.08.98; #G0N 203,

24.10.98; #G0N 222, 21.11.98; #G0N 249, 31.12.98; #G0N 30, 17.02.99;

#G0N 115, 19.06.99; #G0N 134, 14.07.99.
12. Федеральный закон «#G0О Федеральном бюджете на 1999 год» (с изменениями на 2 января 2000 года) #G0от 22.02.99 N 36-ФЗ//

#G0Российская газета, N 36, 25.02.99; N 39, 02.03.99; #G0N 129,

07.07.99; #G0N 139, 21.07.99; #G0N 213, 27.10.99; #G0N 232, 23.11.99;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.