а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
Например, гражданин К., застраховавший свою ответственность на собственном автомобиле, управляя автомобилем своего брата без доверенности, врезался в другой автомобиль при движении. В этом случае страховой случай по его договору обязательного страхования не наступает.
б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
При обязательном страховании ответственности страховщик возмещает только реальный ущерб, то есть прямые убытки. К такому ущербу относятся, например, стоимость ремонта поврежденного имущества, затраты на лечение пострадавших и пр. Моральный вред и косвенные убытки (упущенная выгода) страховщиком не возмещаются. Пострадавший может взыскать их с при-чинителя вреда в судебном порядке на общих основаниях. В этом случае потерпевшему необходимо подать исковое заявление о возмещении морального ущерба и косвенных убытков в виде упущенной выгоды в суд.
Например, гражданин К., управляющий своей автомашиной, врезался в грузовик, принадлежащий фермеру Н. Грузовик Н. был существенно поврежден. Н. предъявил в страховую компанию требование о возмещении ущерба от повреждения его машины. Также он заявил, что в связи с ремонтом он не сможет использовать машину несколько дней для перевозки грузов, необходимых для его фермерского хозяйства, и потребовал возместить и эти убытки (упущенную выгоду). В страховой компании ему разъяснили, что для компенсации упущенной выгоды ему следует обратиться в суд с исковым заявлением.
в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
г) загрязнения окружающей природной среды;
д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию;
и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, а также при движении транспортного средства по внутренней территории
организации;
к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
Риск повреждения и уничтожения уникальных предметов, как правило, страхуется самостоятельно, по отдельным договорам.
л) обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).
Во всех вышеперечисленных случаях страховщик не обязан возместить вред, причиненный застрахованным лицом. Этот вред возмещается в порядке, предусмотренном гражданским и трудовым законодательством России.
Как уже было отмечено выше, обязанность по страхованию должна быть выполнена владельцем транспортного средства до регистрации транспортного средства, но не позднее пяти дней после возникновения права владения им (приобретение его в собственность, получение в хозяйственное ведение или оперативное
управление и т. п.).
Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию возложен на милицию при регистрации, организации государственного технического осмотра транспортных средств. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования и передавать его для проверки сотрудникам милиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством РФ.
При въезде транспортных средств на территорию Российской Федерации контроль за исполнением их владельцами обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляется таможенными органами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации не могут использоваться транспортные средства, владельцы которых не исполнили установленную рассматриваемым федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Такие автомобили не будут зарегистрированы в ГАИ (ГИБДД), а также не смогут пройти технический осмотр.
Поэтому в интересах владельцев автомашин ответственность необходимо застраховать.
Обязательное страхование ответственности осуществляется на основании договоров страхования.
Для заключения такого договора следует обратиться в страховую компанию, у которой есть соответствующая лицензия. Такие лицензии страховщики должны были получить еще до 1 июля 2003 года (кроме вновь создаваемых страховых компаний).
Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены рассматриваемым федеральным законом, и является публичным.
Публичность договора означает, что условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Кроме этого, страховые организации не вправе отказывать в заключении договора лицу, к ним обратившемуся, при возможности предоставить страховые услуги.
Например, гражданин Р. обратился в страховую компанию «Ассоль» для заключения договора обязательного страхования ответственности. Р. получил страховой полис и правила страхования, утвержденные генеральным директором компании. Р. посоветовал своему другу К. тоже застраховаться в этой компании. К, также обратился в компанию и заключил договор на таких же условиях, что и Р.
В случае уклонения страховой организации от заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств владелец транспортного средства имеет право обратиться в суд на основании ГК РФ с требованием о понуждении заключить договор.
Необоснованный отказ или уклонение страховой организации от заключения такого договора может повлечь для нее неблагоприятные последствия:
— обязанность возместить убытки, причиненные неосновательным отказом или уклонением от заключения договора страхования;
— понуждение судом к заключению договора. Для публичных договоров также предполагается, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.). Закон устанавливает, что условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительством РФ правилах обязательного страхования.
Особенность закона об обязательном страховании состоит в том, что он, устанавливая понуждение к заключению договора обязательного страхования ответственности, в то же время предусматривает возможность дополнительного добровольного страхования. Так, владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с законом об обязательном страховании, могут дополнительно на добровольной основе осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших атакже на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.
Например, гражданин Н. заключил договор обязательного страхования ответственности в страховой компании «Рассвет плюс». Потом Н. обратился в другую страховую компанию и заключил договор добровольного страхования ответственности на дополнительную сумму в размере 20 000 рублей. В данном случае условия такого договора предусматривают, что добровольное страхование действует только при недостаче средств по обязательному страхованию.
Итак, страхователь заключает со страховщиком договор обязательного страхования ответственности. Условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительством Российской Федерации правилах обязательного страхования.
5.Особенности добровольного страхования
Помимо обязательного страхования, у каждого автовладельца есть возможность застраховаться в добровольном порядке. Правда, следует помнить о том, что добровольное страхование не освобождает от обязанности застраховать свою ответственность в обязательном порядке на основании Закона об обязательном страховании.
Что же означает добровольность страхования? Во-первых, то, что никто не может быть принужден к осуществлению добровольного страхования. Если у водителя отсутствует полис (договор) добровольного страхования, он не будет никак наказан. С него не могут потребовать штраф, как в случае с обязательным страхованием ответственности.
Отсутствие у водителя (автовладельца) полиса добровольного страхования не может служить отказом в проведении государственной регистрации автомобиля, в проведении технического осмотра.
Во-вторых, отличие состоит в том, что при добровольном страховании страховые тарифы устанавливаются по соглашению сторон. В обязательном же страховании и тарифы, и коэффициенты устанавливаются Правительством России, и следовательно, страховые организации и их клиенты не вправе самостоятельно изменять эти ставки и соответственно размеры оплат по договору страхования.
Естественно, тарифы страхования у большинства компаний не сильно различаются, но это продиктовано законами конкуренции, а не властными полномочиями государственных органов.
Итак, договор страхования во всех случаях, кроме обязательного страхования гражданской ответственности, заключается автовладельцами добровольно.
Страховые компании, осуществляющие добровольное страхование, могут выдвигать дополнительные требования к страхуемым автомашинам. Так, например, в одной из компаний вам могут отказать в страховании автомобиля, возраст которого превышает, скажем, 5 лет. Во многих компаниях существует своеобразный ценз: не страхуются автомобили отечественного производства старше 5 лет, а также иностранного производства, но уже старше 8 лет.
Некоторые компании страхуют только автотранспортные средства, которые уже состоят на учете в ГИБДД, другие согласны страховать и не состоящие на учете.
Ограничения могут существовать и по мощности двигателя, по пробегу и иным показателям, которые оказывают влияние на техническое состояние автомобиля. Некоторые компании страхуют только легковые автомобили, от страхования грузовых или, скажем, мотоциклов отказываются. При добровольном страховании страховые компании могут вводить такие дополнительные условия, при осуществлении же обязательного страхования по вышеперечисленным основаниям в страховании компания отказать не может, поскольку договор обязательного страхования ответственности является публичным.
Основные дополнительные ограничения на страхуемые автотранспортные средства, таким образом, могут зависеть от следующих показателей:
1. Страна-производитель автотранспортного средства.
Например, компания страхует только автомобили отечественного производства.
2. Возраст автотранспортного средства (дата его выпуска).
Например, компания страхует только автомобили не старше 7 лет.
3. Технические характеристики, скоростные характеристики.
Например, компания страхует автомобили с максимальной конструктивной скоростью не более 150км/ч.
4. Вид автотранспортного средства.
Например, страхуются только легковые автомашины.
5. Техническое состояние автотранспортного средства.
Например, вам может быть отказано в заключении договора страхования, если вы не прошли очередной технический осмотр.
6. Наличие или отсутствие регистрации автотранспортного средства в ГАИ (ГИБДД).
Например, не страхуются автомобили, не зарегистрированные в ГАИ и следующие, скажем, к месту регистрации с транзитными номерами.
Ограничения на страхования, вводимые страховщиками, могут также касаться и личных характеристик водителей:
а) Возраст водителя.
Например, может быть установлен возрастной ценз, предположим, 25 лет.
б) Длительность водительского стажа.
Например, для заключения договора страхования необходим водительский стаж более 3 лет
В некоторых случаях вышеперечисленные показатели могут комбинироваться, например, компания страхует только иномарки со стажем не менее 5 лет.
Устанавливая подобного рода ограничения, страховые компании стремятся максимально уменьшить риск наступления страховых случаев по заключенным договорам страхования. Однако здесь есть и оборотная сторона: такое поведение отпугивает клиентов, а многих из них просто лишает возможности заключить договор страхования именно с этой страховой компанией.
Тем не менее, с подобным подходом может столкнуться каждый, обращающийся в страховую компанию.
Вещи которые можно застраховать добровольно.
Автовладельцы и водители могут застраховать себя, своих пассажиров и свой автомобиль от наступления различных страховых случаев. На добровольной основе можно заключить следующие договоры страхования:
- договор страхования автотранспортного средства и установленного на нем дополнительного оборудования;
- договор страхования жизни и здоровья водителя пассажиров автотранспортного средства от несчастного случая в результате дорожно-транспортного происшествия;
- договор страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства, наступившей в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине водителя.
Заключение
Роль страхования в жизни многими недооценена, я считаю это происходит по вине недостаточного разъяснению его преимуществ населению, так же из за того что население не доверяет страховым компаниям, выход из этой ситуации я вижу в глубоком разъяснении и рекламе на федеральном уровне, это приведет к экономическому росту, который так необходим РФ, так же , для малого бизнеса, как наиболее перспективного сектора развития экономики, страхование поможет сосредоточить все свое внимание на проблемах рынка и конкуренции, будучи уверенным при этом, что средства производства и предмета труда материально защищены от любых случайностей.
Библиография
1. А.Г.Князев, Ю.Н.Николаев. «Страхование личности и имущества». Москва «Эксмо» 2004г
2. В.В.Шахов «Страхование» Учебник.
Москва «Юнити» 2004 г
3. Б.Ю. Сербиновский, В.Н Гаркушина «Страховое Право»
Ростов-на-Дону «Феникс» 2004г
4. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстой и коллектив авторов, Гражданское Право, 4-е издание, Москва «Проспект» 2005г
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9