Средства внебюджетных фондов не консолидируются в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Среди указанных фондов выделяют внебюджетные фонды социальной и экономической направленности.
Глава 17 БК РФ определяет правовые основы деятельности именно социальных государственных внебюджетных фондов, к которым относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
К данным фондам относился также Государственный фонд занятости населения РФ, правовой режим которого регламентировался Положением о Государственном фонде занятости населения РФ[25], утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. Созданию послужило принятие Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»[26] от 19 апреля 1991 г. (в редакции от 20 апреля 1996 г.). Однако в соответствие с положением Федерального закона от 5 августа 2000 г. «О введение в действия части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»[27] с 1 января 2001 г. Государственный фонд занятости населения РФ был ликвидирован.
Финансирование программ, связанных с занятостью населения и социальной защитой граждан от безработицы, производившееся ранее за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ, в настоящее время осуществляется в соответствии с разделом «Социальная политика» функциональной классификации расходов федерального бюджета согласно положениям к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год».
Целью создания социальных государственных внебюджетных фондов является реализация конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечение; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 39, 41 Конституции РФ).
Особенностью названных социальных внебюджетных фондов является то, что они представляют собой самостоятельный финансовые учреждения, денежные средства которых находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджеты фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст. 145 БК РФ).
Исполнение бюджетов социальных внебюджетных фондов осуществляется федеральным казначейством РФ.
Фонды подотчетны Федеральному Собранию, и это проявляется в том, что по итогам исполнения бюджетов органами управления фондов составляются отчеты об исполнении бюджетов, которые представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федеральных законов[28]. В то же время территориальные фонды обязательного медицинского страхования подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Контроль за использованием средств фондов возложен на федеральное казначейство и Счетную палату РФ[29].
Пенсионный фонд РФ образован в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[30] и действует на основании Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.[31]
В настоящее время деятельность Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствие с БК РФ, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[32], Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[33], Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»[34], Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[35], Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации»[36], другими нормативными правовыми актами.
Пенсионный фонд в России создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Источниками формирования средств фонда являются:
ü единый социальный налог в части, подлежащей зачислению непосредственно в Пенсионный фонд России;
ü средства из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет;
ü доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
ü добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
ü другие поступления.
Возмещение расходов Пенсионному фонду РФ на выплату государственных досрочно назначаемых пенсий, ранее возмещаемых Государственным фондом занятости населения РФ, а настоящее время осуществляется за счет средств федерального бюджета по разделу «Социальная политика» функциональной классификации расходов.
Средства Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на:
ü выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ[37];
ü выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
ü оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
ü финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
ü другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда.
При этом согласно ст. 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансирование выплаты базовой части государственной (трудовой) пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда России.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется его правлением и постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекции, а также управляющими отделениями фонда по субъектам Федерации.
Правление Пенсионного фонда России, в частности, определяет перспективные и текущие задачи фонда; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда.
Введена государственная регистрация нормативных правовых актов, издаваемых Пенсионным фондом России, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер[38].
В систему учреждений Пенсионного фонда также входят его отделения по субъектам РФ, в районах и городах. Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ утверждаются правлением Пенсионного фонда России. В целях обеспечения взаимодействия органов фонда с полномочными представителями Президента РФ в соответствии с постановлением правления Пенсионного фонда от 9 октября 2000 г. в федеральных округах созданы управления Пенсионного фонда РФ[39].
Контроль за деятельностью исполнительной дирекции фонда и его региональных органов осуществляет ревизионная комиссия фонда.
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом России в определенных пенсионным законодательством случаях могут являться и негосударственные пенсионные фонды[40].
Бюджет Пенсионного фонда России составляется на очередной финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При этом в составе доходов бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда России, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений банка России – на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ создается резерв.
Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.
Помимо контроля федерального казначейства РФ и Счетной палаты РФ за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется дополнительный контроль со стороны наблюдательного совета за деятельностью фонда, создаваемого в порядке, определяемом Правительством РФ.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы в соответствие с Законом РФ «О медицинском страхование граждан в Российской Федерации»[41] от 28 июня 1991 г. (в ред. от 2 апреля 1993 г.) и действуют на основание БК РФ, Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»[42] от 24 февраля 1993 г., Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования[43], утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. и Указа Президента РФ от 29 июня 1998 г. «Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования»[44].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7