Рефераты. Правовой режим целевых государственных и местных фондов

Законодательным органам субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1995 год»[13] было рекомендовано консолидировать в региональных бюджетах средства целевых внебюджетных территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям законодательных и исполнительных органов субъектов РФ за счет специальных налогов, сборов и иных поступлений.

Начало созданию федерального и территориальных дорожных фондов было положено Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации»[14]

Деятельность дорожных фондов была связана с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.

В федеральный бюджет на 1999 г. были консолидированы средства наибольшего количества целевых бюджетных фондов за все время их существования[15]. К целевым бюджетным фондам дополнительно были отнесены ранее функционировавшие в качестве внебюджетных: Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии.

Фонд социального развития департамента налоговой полиции РФ Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ были объединены в Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ.

С 1 января 2001 г. названные бюджетные фонды за исключением Фонда Министерства РФ по атомной энергии были ликвидированы в связи с включением денежных средств фондов в соответствующие разделы федерального бюджета согласно функциональной классификации расходов[16].

В качестве новых целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете на 2001 г. были образованы: Фонд регионального развития; Фонд компенсаций; Фонд развития региональных финансов, порядок предоставления и расходования средств которых определялся Правительством РФ.

Фонд компенсаций был создан для предоставления субсидий и субвенций  бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью на финансирование текущих расходов по реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[17] и Федерального закона от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[18].

Источником формирования Фонда развития региональных финансов являлся кредит Международного банка реконструкции и развития. Субсидии из фонда направлялись на активизацию процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействие реформиророванию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирование экономических реформ. Порядок предоставления и расходования субсидий определялся Правительством РФ в соответствии с соглашением о займе с Международным банком реконструкции и развития.

В федеральный бюджет на 2002 г. включены средства: Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ; Фонда компенсаций; Фонда софинансирования социальных расходов; Фонда регионального развития; Фонда Министерства РФ по атомной энергии; Федерального фонда семян сельскохозяйственных растений; Федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Фонд развития региональных финансов преобразован в Фонд реформирования региональных финансов[19]

Порядок предоставления и расходования средств указанных фондов определяется Правительством РФ.

В 2002 г. средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ используется на предоставление дотаций, на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субсидий на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.

Фонд компенсаций в 2002 г. выполняет более широкие задачи, чем в 2001 г. и предназначен для выделения субсидий и субвенций на финансирование текущих расходов по реализации не только Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», но и Законов РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»[20], «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[21]и ряда других.

Перед Фондом реформирования региональных финансов также стоят более широкие задачи по  сравнению с Фондом развития региональных финансов. К ним, в частности, отнесены­: реформирование региональных финансов, развитие социальной  инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов. Субсидий из фонда предоставляются субъектам РФ, отобранным на, кон­курсной основе

Целью создания Фонда софинансирования социальных расхо­дов является выделение дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на: повышение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной  сферы; предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг.

Фонд Министерства РФ по атомной энергии формируется за счет доходов: за поставляемый в США низкообогащенный уран в рамках исполнения обязательств России в области разоружения и контроля над вооружениями; от поставки высокообогащенного урана в рамках исполнения Российской Федерацией международных договоров о научно-техническом сотрудничестве и поставках высокообогащенного урана и др.

 Использование средств фонда осуществляется по следующим  направлениям: финансовое обеспечение мероприятий по повышению ядерной и радиационной безопасности, экологических про­грамм и программ поддержки фундаментальной и прикладной  науки; финансирование работ, связанных с реструктуризацией и конверсией предприятий и организаций Министерства РФ по атомной энергии; финансирование других расходов, связанных с деятельностью  ядерного комплекса, включая мероприятия по утилизации вооружений.

Федеральный фонд семян сельскохозяйственных растений и Федеральный  интервенционный фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предназначены для кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса,  проведения товарных интервенций и отпуска семян. Доходы от отпуска семян и проведения на рынке интервенций зерна и других продуктов используются на восстановление запасов семян Федерального фонда семян сельскохозяйственных растений и пополнение запасов Федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Помимо указанных фондов предусмотрено создание резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ.

Правовой основой функционирования резервного фонда Президента РФ является БК РФ[22] (ст. 81, 82).

Правовой режим резервного фонда Правительства РФ определяется Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.[23]

Средства резервного фонда Президента РФ используются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ. Расходования средств резервного фонда осуществляется на основании письменного распоряжения Президента РФ. Объем средств фонда не может превышать 1% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервного фонда Правительства РФ используется для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, в том числе, на государственную поддержку общественных организаций; проведение юбилейных мероприятий общегосударственного значения; оказание разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством.

В соответствии со статьей 81 БК РФ в расходной части бюджетов субъектов Федерации также предусматривается образование резервных фондов органов исполнительной власти. Помимо этого в бюджетах субъектов РФ могут формироваться фонды финансовой поддержки муниципальных образований.

Фонды финансовой поддержки муниципальных образований создаются в бюджетах субъектов РФ в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Источниками формирования средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований являются отчисления от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджеты субъекта Федерации.

Распределение средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муниципального образования, доля лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, а также другие факторы, определяющие особенности субъектов РФ

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фондов устанавливается в процентах и утверждается законами субъектов РФ о бюджете.

В свою очередь, муниципальные образования могут консолидировать в своих бюджетах резервные фонды органов исполнительной власти[24], целевые муниципальные экологические и иные фонды в зависимости от приоритетности задач, стоящих перед местным самоуправлением. Правовой режим фондов определяется решениями представительных органов местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год и нормативными актами, принимаемыми в отношении указанных фондов представительными и исполнительными органами муниципальных образований.

 

 3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов.

 

В системе целевых государственных и муниципальных денежных фондов различают государственные и муниципальные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных нормативных актов субъектов РФ, нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.