Рефераты. Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности

значимости мотива нежелания больше иметь детей. По-прежнему женщин

продолжает волновать вопрос материальной обеспеченности. Вероятно это

связано с рождением второго ребенка и невозможностью работать в данный

период. Что интересно, 25% женщин вынуждены повышать свой образовательный и

профессиональный уровень, что еще раз свидетельствует о возросшем спросе на

специалистов с высшим образованием (напомним, что все представительницы

этой группы имеют среднее специальное и среднее образование). В данной

группе полностью исчезают мотивы, связанные с влиянием родителей и

родственников, что свидетельствует о полном отделении от родительской

семьи.

Нужно отметить, что число мотивов прерывания беременности с возрастом

значительно уменьшается. У представительниц старшей возрастной группы

усиливается тенденция нежелания иметь детей (67%). Очевидно это связано с

ростом количества детей и возрастом женщины. Также аборт мотивировался и

неустойчивыми, неудовлетворительными отношениями с партнером. Женщины

стремятся к сохранению семьи и установлению равных отношений с партнером.

Разрыв отношений с постоянным партнером с возрастом и количеством совместно

прожитых лет становится очень травмирующим и болезненным. Мотив

недостаточной материальной обеспеченности опять выходит на первый план.

В процессе анализа обнаружились 3 тенденции, которые обуславливаются

возрастом:

1. значимость материальной обеспеченности;

2. наличие в семье детей;

3. нежелание иметь детей.

Таблица 11

Показатели [pic] реактивной и личностной тревожности

обследуемых женщин

|№ |Показатели |Женщины, планирующие прерывание|

| | |беременности (n = 30) |

|1 |Личностная тревожность |52,3 ( 9,8 |

|2 |Реактивная тревожность |46,7 ( 8,7 |

Таблица 11а

Показатели [pic] реактивной и личностной тревожности в различных

возрастных группах женщин, планирующих прерывание беременности

|№ |Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |

| | |лет |лет |лет |лет |

| | |n = 5 |n = 15 |n = 6 |n = 4 |

|1 |Уровень |49 ( 3,7 |46,2 ( 4,2 |36,2 ( 2,8 |51 ( 3,1 |

| |реактивной | | | | |

| |тревожности | | | | |

|2 |Уровень |51,1 ( 3,2 |54,3 ( 2,6*|49,6 ( 4,3 |53,1 ( 2,9*|

| |личностной |р(1,2) 30 |

| |лет |лет |лет |лет |

|Гипертимическ|13 ( 0,8 |11,5 ( 0,7 |11,7 ( 1,7 |14,9 (1,3 |

|ие | |р(1,2) 30 |

| |лет |лет |лет |лет |

| |n = 5 |n = 15 |n = 6 |n = 4 |

|Мотивы поддержания|6,5 ( 0,6 |5,4 ( 0,8 |7,3 ( 0,8 |6,2 ( 0,7 |

|жизнеобеспечения | | |р(2,3)<0,05 | |

|(идеальные) в | | | | |

|общежитейской | | | | |

|сфере | | | | |

|Мотивы социального|7,5 ( 0,4 |4,2 ( 0,9 |5,0 ( 0,8 |6,1 ( 1,2 |

|статуса (реальные)| |р(1,2)<0,05 |р(1,3)<0,05 | |

|в общежитейской | | | | |

|сфере | | | | |

|Мотивы поддержания|4,4 ( 0,7 |6,2 ( 1,5 |7,9 ( 10 |6,5 ( 0,9 |

|(идеальные) в | | |р(1,3)<0,05 | |

|рабочей сфере | | | | |

|Мотивы поддержания|6,6 ( -0,6 |3,6 ( 0,7 |4,5 ( 1,4 |4,1 ( 1,1 |

|(реальные) в | |р(1,2)<0,05 | |р(1,4)<0,05 |

|рабочей сфере | | | | |

|Мотивы социального|6,4 ( 0,8 |4,1 ( 0,9 |3,2 ( 1,7 |3,9 ( 1,3 |

|статуса (реальные)| |р(1,2)<0,05 | |р(1,4)<0,05 |

|в рабочей сфере | | | | |

|Мотивы общей |4,2 ( -0,4 |1,8 ( -0,6 |2,4 ( 0,9 |3,2 ( 0,7 |

|активности | |р(1,2)<0,05 | | |

|(реальные) в | | | | |

|области рабочей | | | | |

|сферы | | | | |

|Мотивы творческой |7,2 ( 1,3 |4,5 ( 0,9 |3,2 ( 0,7 |3,7 ( 1,2 |

|активности | | |р(1,3)<0,05 |р(1,4)<0,05 |

|(реальные) в | | | | |

|рабочей сфере | | | | |

р(1,2), (2,3) и т.д. — обозначение статистически значимых различий

между показателями, относящимися к возрастным группам с соответствующими

порядковыми номерами.

Перейдем к анализу уровня реактивной и личностной тревожности женщин,

прерывающих беременность. Уровень личностной тревожности высокий во всех

возрастных группах. Хотя значимых различий между показателями уровня

личностной тревожности у женщин разных возрастных групп обнаружено не было,

можно проследить динамику нарастания личностной тревожности с возрастом.

Это можно объяснить тем, что большинство женщин в прошлом уже делали аборт,

они представляют все его последствия и с учетом прошлого опыта запускается

механизм реактивной тревожности. Что и подтверждает высокий уровень

реактивной тревожности. Высокий уровень реактивной тревожности у женщин

ранее не делавших аборт обусловлено тем, что само принятие решения о

прерывании беременности является психотравмирующей ситуацией, женщину

страшит «неизвестное», она опасается за исход операции, за последствия

после нее, за будущую способность родить ребенка. Самый высокий уровень

личностной и реактивной тревожности наблюдается во второй группе. 21-26 лет

— оптимальный репродуктивный возраст, 80% женщин планируют в будущем иметь

детей, поэтому они особенно беспокоятся за свое будущее.

Изучение особенностей характерологических черт в различных возрастных

группах показало, что у женщин, прерывающих беременность, наиболее выражены

гипертимические, демонстративные, неуравновешенные и циклотимические черты

характера. Особенно отчетливо это видно в младшей возрастной группе (более

21 года). Гипертимические черты говорят о повышенном фоне настроения,

высокой активности. Демонстративность поведения связана со стремлением

показать свою полноценность как уже взрослой женщины. Неустойчивость

настроения и самочувствия объясняется психологической неготовностью к таким

психотравмирующим ситуациям, незрелостью личности, отсутствием

психологической поддержки близких (девушки не поставили в известность

родителей о своей беременности). Наименее выражены циклотимические черты у

женщин старше 30 лет.

Рассмотрим особенности потребностно-мотивационной сферы женщин в

различных возрастных группах. В младшей возрастной группе значительно выше

показатели поддержания жизнеобеспечения, социального статуса в

общежитейской и рабочей сферах, творческой активности. В этом возрасте

девушки стремятся приобрести профессию, положение в обществе, найти

партнера и создать семью, стать материально независимым от родителей. Для

большинства молодых людей характерна творческая активность.

Особенностью второй возрастной группы являются сравнительно низкие (по

сравнению с младшей) показатели поддержания жизнеобеспечения, социального

статуса в общежитейской и рабочей сферах, активностью в рабочей сфере.

Вероятно это можно объяснить тем, что половина женщин этой группы не

работают.

Для следующей возрастной группы (26-30 лет) характерны высокие

показатели поддержания в общежитейской и рабочей сферах и снижение

стремлений к социальному статусу в рабочей сфере, а также творческой

активности.

В группе после 30 лет низкие показатели достижений в поддержании

жизнеобеспечения, социальном статусе, творческой активности в рабочей

сфере.

Обобщая результаты, можно отметить несколько тенденций, появляющихся с

возрастом:

1. снижение достижений в поддержании жизнеобеспечения в рабочей сфере,

2. снижение значимости социального статуса в общежитейской сфере,

3. снижение творческой активности.

Таким образом, по мере завершения оптимального репродуктивного

возраста уровень достижений в рабочей сфере имеет тенденцию снижения, также

снижается уровень социального статуса в общежитейской и рабочей сферах,

падает творческая активность, но возрастает уровень притязаний поддержания

жизнеобеспечения.

Заключение

Начиная с 20-х годов в России была сформирована особая абортная

культура — приспособление и привыкание общества к широкому производству

абортов, как основному и даже единственному способу регулирования числа

детей в семье.

Проблема абортов, их распространенность, частота использования именно

в нашей стране являются наглядным примером сугубо потребительского,

безразличного отношения к здоровью женщин со стороны государства.

Декларация заботы о материнстве и детстве никогда не подкреплялась

достаточным финансированием.

На репродуктивное здоровье женщины влияют многие факторы: социальная

среда, здоровый образ жизни, уровень здравоохранения. И тот факт, что аборт

наиболее предпочтительный способ планирования семьи, свидетельствует, что

недостаточно создано организаций, программ, которые помогали бы женщине

планировать семейную жизнь, взаимоотношения с партнером, информировали о

разнообразных средствах контрацепции.

Социальная среда, в которой живет женщина, является основным

источником негативного отношения к материнству. По сравнению с

запланированной беременностью, отложенный репродуктивный выбор отражает

наличие более выраженных фрустраций и противоречий между потребностями

женщин и предъявляемыми к ней новым состоянием перспективными требованиями,

что осознается женщиной в той или иной мере, как собственная готовность к

материнству и клинически проявляется в виде эмоциональных и поведенческих

реакций. Поэтому общество должно развернуть широкую пропаганду

разнообразных контрацептивных средств и, что особенно важно, сделать их

доступными, увеличив количество кабинетов планирования семьи, постоянно

вести профилактическую работу с женщинами, прерывающими беременность,

обеспечить их психологической поддержкой.

Для того чтобы правильно развернуть работу необходимо знать те

факторы, причины, которые повлияли на отложенный репродуктивный выбор.

Данные исследования могут быть использованы для разработки программ по

реабилитации женщин прерывающих беременность и профилактике абортов. Эта

информация представляет интерес для широкого круга специалистов:

психологов, социологов, акушеров-гинекологов, также это должна знать и

каждая женщина.

Выводы

Наша гипотеза подтвердилась: совокупность таких факторов как социально-

статусные характеристики, уровень репродуктивной активности,

характерологических особенностей, уровень тревожности, особенности

потребностно-мотивационной сферы определят формирование мотива прерывания

беременности.

1. Высокий уровень сексуальной и репродуктивной активности, низкий

уровень образования влияют на формирование мотива прерывания беременности.

2. Наличие мотива прерывания беременности у женщин влияет на повышение

уровня личностной и реактивной тревожности, а также на снижение уровня

общей активности и уровня поддержания жизнеобеспечения в рабочей сфере.

3. Иерархия мотивов прерывания беременности, определяющихся социально

значимыми факторами отличается у женщин различного возраста.

3.1. У женщин до 21 года такими мотивами являлись: преждевременность

рождения ребенка, неудовлетворительная жилищная обеспеченность, зависимость

от родителей.

3.2. Для женщин в возрасте от 21 года до 25 лет: неудовлетворительная

жилищная и материальная обеспеченность и прием лекарственных препаратов и

алкоголя в первые недели беременности.

3.3.У женщин старше 26 лет преобладающими мотивами являлись:

недостаточная материальная обеспеченность, наличие маленького ребенка в

семье и нежелание больше иметь детей.

4. По мере завершения оптимального репродуктивного возраста

наблюдалось возрастание уровня потребности в поддержании жизнеобеспечения в

рабочей сфере, в то время как степень удовлетворенности в этой сфере имела

тенденцию к снижению, как и потребность в поддержании социального статуса в

общежитейской сфере на фоне падения значимости творческой самореализации на

работе, а также повышается уровень личностной тревожности при наличии

сформированного мотива прерывания беременности.

Литература

1. Агаев Ф.Р., Мамедова Н.О. Социально-гигиенические аспекты аборта //

Советское здравоохранение. - 1991.-№ 3. -21-23 с.

2. Аничкова З.Я. Здоровое материнство. - М.: Медицина. -1982. -72 с.

3. Брутман В.И., Родионова И. С. Формирование привязанностей матери к

ребенку в период беременности // Вопросы психологии. -1997. -№ 6.

-38-48 с.

4. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - М. - 1989. -172 с.

5. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за

действием. - М. - 1991. -144 с.

6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.

-1990. - 293 с.

7. Гребешева И.И. Социальные аспекты репродуктивного здоровья и

ответственного родительства // Планирование семьи - 1998. -№ 3. -5-

7 с.

8. Грищенко Г.И. Влияние искусственного прерывания беременности на

организм женщины. - М.,1980. -96-97 с.

9. Джое В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. - Кишинев.

-1990. - 176 с.

10. Диагностика мотивации и саморегуляции / Под. редакцией Колосниковой

Н.В. и др. - МГУ., 1993. - 21-43 с.

11. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.

-Псков., 1994.-280 с.

12. Журавлева К.И., Цыдыпова Ц.Д. Причины и последствия абортов //

Здравоохранение Российской Федерации. -1971. -№ 2. - 22-25 с.

13. Захаров А.И. Ребенок до рождения. - М., 1998.

14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000. - 508 с.

15. Иовлев Б.В. Неврозы и проблемы психологических механизмов

эмоционального стресса // Актуальные вопросы медицинской

психологии. - Ленинград, 1974. - Т.72. - 41-53 с.

16. Искусственный аборт: Доклад научной группы ВОЗ. - 1980. - 24 с.

17. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука. -1988.

-122 с.

18. Кочнева М.А., Сумовской А.Е., Орлова М.М. Психологические реакции у

женщин при физиологическом течении беременности // Акушерство и

гинекология. - 1990. - № 3. -13-16 с.

19. Кузнецов В. Социально-гигиеническое исследование причин аборта. М.:

Медицина. - 1970. - 15 с.

20. Лемаринье Н.К. Беременность и роды. - М.,1938. - 45 с.

21. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону: Феникс.

-2000. - 544с.

22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат.

-1975.- 73-235 с.

23. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание. - 1982. - 176 с.

24. Мамышева Н.Л. Психологические расстройства у беременных:

Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

- Томск, 1995.-312 с.

25. Маслоу А. Психология бытия. -М.: Рефлбук, Ваклер. - 1997. - 304 с.

26. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом //

Психологический журнал. - 1985. - № 5. - 16-21 с.

27. Немов Р.С. Психология. Т.З. - М.: Просвещение. -1995.

28. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. -СПб.:

Совместное издание Восточно-европейского института психоанализа и

Б.С.К. - 1997. - 195 с.

29. Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. -М.:

Юрист. - 1995.- 623 с.

30. Психология эмоций: Тексты. -М.: Просвещение. - 1993. - 304 с.

31. Психология: Словарь. М. : Политиздат. - 1990. - 494 с.

32. Пятьдесят выдающихся психологов мира. - М.: Международная

педагогическая академия. - 1995. - 79-85 с.

33. Розовский И.С. Аборт и его последствия // Советская медицина. -

1960. - № 2. - 94-98 с.

34. Садвокасова Е.А. Некоторые социально-гигиенические аспекты изучения

аборта // Советское здравоохранение. - 1983. - № 3. - 45-50 с.

35. Северный А.А., Боломдина Т.А., Солоед К.В. и др. Психосоматические

аспекты беременности // Социальная и киническая психиатрия. - 1995.

-№ 4. -22-26 с.

36. Современные методы профилактики искусственного аборта и регуляции

репродуктивной функции женщины. - М.: Медицина. - 1987. - 115 с.

37. Стресс и тревога в спорте. - М.: Наука. - 1983. - 24-47 с.

38. Фрейд 3. Психология бессознательного. - Новосибирск, 1997. - 552 с.

39. Фролова О.П., Гранат Н.Е. Вред аборта. - М.: Просвещение. - 1985. -

77 с.

40. Adler. A Wer der nervosen Charakter. Munchen. - 1992. - 132 p.

41. Alport G.W. Trait of motivations. Yheory // Am. Jourmal of

orthopsychiatry. - 1953. - V.23.

42. Deutsch H. The psychology of women. - New York. Crane station. -

1945. - 608 p.

43. Pines D. Pregnancy and motherhood: interaction between fantasy and

reality // British Journal of Medical Psychiatry. - V. 45. - 1972.

- 43-333 p.

Приложение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.