Рефераты. Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности

определяемому то одним, то другим «застреванием».

9. Дистимный тип: характеризуется сниженным настроением, фиксацией на

мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.

10. Экзальтированный тип: лицам этого типа свойственен большой

диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных

событий и в полное отчаяние от печальных.

Мотивационный профиль личности (В.Э. Мильман).

Методика В.Э. Мильмана основана на выделении автором максимально

обобщенной побудительной типологии, в которой реальность разделяется на 2

противоположные части. Эти побудительные факторы можно назвать

функциональными тенденциями. Методика предназначена для тестирования

мотивационной структуры у студентов, учащихся, работающих взрослых

(некоторые несовпадения в терминологии мы объяснили в первой главе). Тест

состоит из 14 групп утверждений. Каждая из них разделяется на 8

альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е, ж, з). Испытуемый должен выразить

свое отношение к каждому из них по пятибалльной системе. Суммарные

диагностические оценки относятся собственно к мотивационным шкалам,

составляющим мотивационный профиль личности, и двум шкала эмоционального

поведения, составляющим эмоциональный профиль. Шкалы мотивационного

профиля:

П — поддержания жизнеобеспечения;

К — комфорт;

С — социальный статус;

О — общение;

Д — общая активность;

ДР — творческая активность;

ОД — общественная полезность.

Существуют еще 2 шкалы — общежитейская и рабочая, представляющие

соответствующие сферы жизни.

Шкала коррекции представлена вопросами, которые требуют подробного

ответа. Если человек этого не делает, то количество баллов по данному

вопросу уменьшается от 3 и 2 баллов до 1 и 0 баллов. На основе результатов

теста строится профиль. Автор выделяет 5 мотивационных профилей:

1. Прогрессивный. Характеризуется повышением общего уровня развивающих

мотивов (общественной полезности, творческой активности, общей активности)

над уровнем мотивов поддержания (поддержания жизнеобеспечения, комфорта,

социального статуса).

2. Регрессивный. Этот тип противоположен предыдущему и характеризуется

повышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В

наиболее отчетливом виде выражается в последовательном снижении профильной

линии слева направо.

3. Импульсивный. Характеризуется резкими перепадами профильной линии с

тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут

быть и другие соотношения.

4. Экспрессивный. Также характеризуется заметными перепадами

профильной линии с наличием 2 пиков. Чаще всего встречаются сочетания пиков

по шкалам «К» и «ДР». В этом типе наблюдается выборочная дифференциация

мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих и развивающих

мотивов.

5. Уплощенный. Характеризуется достаточно плоским, маловыразительным

профилем без отчетливых подъемов и спусков, даже наличие одного пика не

меняет положения в целом.

Инструкция : «Перед вами 14 утверждений, касающихся Ваших жизненных

устремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим Вас высказывать

свое мнение по каждому из 8 вариантов ответов, проставив в соответствующих

клетках бланка одну из следующих оценок утверждения:

(+) — «да»; + — «нет»; = — «когда как»; - — «нет»; ? — «не знаю».

Старайтесь отвечать быстро, не задумываясь над ответами.

Методика «Цветовой тест М. Люшера»

Тест Люшера основан на том, что выбор цвета нередко отражает

направленность испытуемого на определенную деятельность, на удовлетворение

потребностей, отражает его функциональное состояние.

В цветовом тесте Люшера существует постоянная структура цвета, которая

определяется как объективное значение данного цвета, которое всегда

остается неизменным. Изменяется только «функция» — отношение к цвету. На

«функции» строится интерпретация цвета.

Испытуемый раскладывает цветные карточки в порядке предпочтения. С

точки зрения отношения, позиция в начале ряда означает определенное

предпочтение (+), за ней следует зона, свидетельствующая о не столь явном

предпочтении (х), далее идет зона безразличия (=) и зона антипатии и

неприятия (-).

Значение 8 позиций:

Первая позиция: цвет, который нравится больше всего, означает поворот

компенсации и обозначается знаком (+). Он говорит об основном методе,

способе действия лица.

Вторая позиция: показывает цель, то к чему стремиться человек. Если

вторая позиция обозначена (х), то она приобретает иное значение (см. 3 и 4

позиции).В этом случае цвет, занимающий первую позицию становится и целью и

средством достижения этой цели.

Третья и четвертая позиции: обозначатся знаком (х) и указывает на

истинное положение целей, ситуацию, в которой себя ощущает человек или же

образ действия.

Пятая и шестая позиции: означают безразличие и обозначаются (=). Они

указывают на то, что цвет не связывается с существующим положением вещей и

находится в резерве.

Седьмая и восьмая позиции: обозначаются, как правило, знаком (-) и

означают отвержение данных цветов. Эти цвета представляют собой

потребности, которые подавляются в силу определенных обстоятельств.

Значения 4 основных цветов.

1. Синий. Символизирует глубину чувств и является концентричным,

пассивным, объединяющим, гетерономным, воссоединяющим, чувственным.

2. Зеленый. Символизирует «гибкость воли» и является концентричным,

пассивным, оборонительным, удерживающим, собственническим.

3. Красный. Символизирует силу воли и является эксцентричным,

активным, наступательно активным, автономным, локомоторным, конкурирующим и

оперативным. Его аффективные аспекты: желание, возбудимость, властность,

сексуальность.

4. Светло-желтый. Символизирует «спонтанность» и является

эксцентричным, активным, наступательно агрессивным, автономным.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Полученные факты дают характеристику социокультурного и

репродуктивного портрета женщин, планирующих прерывание беременности, теряя

индивидуальные различия. Поэтому, целесообразно условно разделить

исследуемых по возрастным группам.

Женщины младше 21 года в этот период оканчивают школу, продолжают

обучение в Вузе, приобретают профессию и продолжают формироваться как

личность. В период от 21-25 лет девушки создают семьи, начинают работать.

В возрасте от 26 до 30 лет устанавливаются отношения в семье, на работе.

Для этого периода характерен кризис середины жизни, когда происходит

переоценка всего достигнутого. После 30 лет женщины выходят из кризиса,

устанавливают новые отношения с окружающими, продвигаются по должностной

линии и выходят из оптимального детородного возраста.

Начнем с анализа социокультурного статуса и репродуктивной активности

женщин (таблицы 6, 7, 8, 9, 10).

В группе женщин младше 21 года наиболее часто приводимым мотивом

прерывания беременности был мотив преждевременности рождения ребенка

(100%). Девушки ни психологически, ни морально не готовы к рождению

ребенка. Рождение ребенка — это большая ответственность, и далеко не каждая

из них может взять ее на себя. Одной из причин прерывании беременности

является отсутствие образования и желание его получить. В связи с

экономическим кризисом в стране изменились ценности и мировоззрения, что

несомненно повлияло на отношение к образованию, поэтому для молодого

поколения сейчас очень важно получить достойное образование и профессию.

Вторым по частоте приводимым мотивом было недостаточное материальное и

жилищное обеспечение и нежелание доставлять родителям лишние проблемы.

Таблица 6

Распределение женщин, планирующих прервать

беременность, по показателям социокультурного

статуса по возрастным группам, (%)

|Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |

| |лет |лет |лет |лет |

|Род занятий |Учащаяся |33 |0 |0 |0 |

| |Студентка |0 |20 |25 |0 |

| |Рабочая |0 |30 |50 |0 |

| |Служащая |33 |0 |0 |67 |

| |Руководитель |0 |0 |0 |0 |

| |Предприниматель |0 |0 |0 |33 |

| |Домохозяйка |34 |50 |25 |0 |

|Образование |Высшее и |33 |30 |25 | |

| |неоконченное | | | | |

| |высшее | | | | |

| |Среднее |0 |50 |75 |33 |

| |специальное | | | | |

| |Среднее и |67 |10 |0 |0 |

| |неполное среднее | | | | |

|Отношение |Атеистка |33 |40 |50 |33 |

|к вере | | | | | |

| |Верующая |67 |60 |50 |67 |

Таблица 7

Распределение женщин, планирующих прервать беременность,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.