Рефераты. Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности

. возможность избежать одиночества;

. опорой в старости (при наличии детей).

Проблемы в семье, по которым женщины идут на аборт, самые разные:

жилищные и материальные проблемы, напряженные отношения с мужем, с

родственниками, различия в социальном положении, различия в уровне

образования супругов, злоупотребление алкоголем, наркотиками и др.

Конечно, женщины далеко не всегда ясно осознают реальную причину

аборта. Эти причины можно называть мотивами в том их значении, когда они

являются осознанными причинами. О неосознаваемости мотивов говорили многие

ученые (В.М. Матюхина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин и др.). Мотивы иногда

могут подменяться предметом их удовлетворения в сознании человека, в

некоторых случаях мотивы просто не осознаются.

Анализ причин абортов говорит об отсутствии в нашем обществе одного из

главных условий репродуктивного здоровья — социального благополучия, так

как в «Программе действий международной конференции по народонаселению и

развитию 1994» репродуктивное здоровье определяют как «состояние полного

умственного, физического и социального благополучия, а не просто отсутствие

болезней и недугов, во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, её

функций, процессов». Репродуктивное здоровье подразумевает, что женщины

имеют безопасную половую жизнь, способны воспроизводить потомство и сами

могут решать — когда, в каком количестве и как (по определению

репродуктивного здоровья женщин, данном на Каирской конференции (ООН)).

Поэтому работу с женщинами, планирующими прерывание беременности,

необходимо вести с учетом социального, культурного и экономического

статуса. И если женщина не может обеспечить себя всем необходимым, то

государство обязано обеспечить её либо эффективными противозачаточными

средствами, либо обеспечить её материально.

Хочется сказать, что, конечно, аборт это выражение негуманного

отношения к уже зародившейся жизни и по возможности его необходимо

предотвратить. Существуют работы психологов, ученых, которые показывают,

что если не осуществлять реабилитационную работу с матерями, которые не

хотят иметь детей и рожать их, то последствия могут быть печальными,

особенно для ребенка. А.И. Захаров (1998) приводит факты, которые

заставляют задуматься о необходимости сохранения нежелательной

беременности. При нежелательной беременности дети уже с самого начала

физически слабые, с плохим аппетитом, часто и подолгу болеют. Из-за

стрессового состояния матери, тем более при отрицательном отношении к

беременности у плода ещё внутри повреждена реактивность — защитные силы

организма. Не передается должным образом и иммунитет вместе с молоком

матери, поскольку в нем содержится слишком много гормонов беспокойства.

Нежеланные дети легко расстраиваются, повышенно обидчивы и капризны. Чаще

других детей страдают энурезом, нейродермитом и хронической пневмонией. Из-

за отсутствия присмотра родителей с нежеланными детьми чаще происходят

несчастные случаи (падения, переломы, ожоги, обморожения и т.д.). Такие

дети с одинаковым успехом пополняют ряды больных неврозами и психопатов.

И последнее. Нежеланные дети более завистливы и труднее переносят

профессиональные успехи других и счастье в их личной жизни, но что особенно

настораживает, что подобное отношение матери к себе они переносят на своих

детей.

Из всего сказанного видно, мотивация прерывания беременности изучалась

учеными не в комплексе, нет единой концепции, терминологии.

1.3. Проблема мотивации и мотивов в психологии

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из

стержневых в психологии. Неудивительно, что их изучению посвящено большое

количество монографий, как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас,

В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин,

П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.), так и зарубежных авторов

(Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

Существует множество точек зрения на природу мотивации и мотивов.

Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие

системного подхода к рассмотрению процесса мотивации.

Научному изучению причин активности человека и животных, их

детерминации, положили начало ещё великие мыслители древности — Аристотель,

Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как

учительнице жизни.

По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни, а

умеренность в удовлетворении потребностей способствуют развитию и

совершенствованию интеллектуальных способностей человека.

У Платона потребности, влечения и страсти образуют «низшую душу»,

которая подобно стаду и требует руководства со стороны «разумной и

благородной души».

Сократ считал, что каждому человеку свойственны потребности, желания и

стремления. При этом главное заключается в том, чтобы человек научился

управлять своими потребностями, желаниями и стремлениями, тогда он сможет

преодолевать свою природу и выходить из-под зависимости от других людей.

Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в

форме образа или мысли представлен объект, имеющий для человека полезное

или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются

потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия,

которые сообщают и оценивают пригодность или непригодность данного объекта

для жизни человека.

Лукреций был близок к воззрениям и взглядам Аристотеля.

Голландский философ Б. Спиноза считал главной побудительной силой

поведения аффекта, к которым он относил в первую очередь влечения,

связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно

превращается в желание.

По мнению П. Гольбаха, потребности выступают в качестве движущих

факторов страстей, воли, умственной активности. Через мотивы,

представленные в виде реальных или воображаемых предметов, потребности

приводят в действие ум, чувства, волю и направляют их к тому, чтобы

поддержать существование организма. П. Гольбах объяснял активность человека

только внешними причинами.

Большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил

Н.Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение

субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для

психического и нравственного развития личности. Первичными он считал

органические потребности, удовлетворение которых ведет и к появлению

нравственно-эстетических потребностей.

Также значительную роль в психической активности человека отводил

потребностям Р. Вудвортс. Благодаря им, считал Р. Вудвортс, организм

оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что не

только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие

окружающего мира.

В 20-е годы ХХ века в западной психологии появляются теории мотивации,

относящиеся только к человеку (К. Левин, Г. Олпорт, Г. Мюррей). Наряду с

органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в

процессе обучения и воспитания. К ним отнесены потребность в достижении

успеха, в аффиляции и агрессии, потребность в независимости и

противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении

внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т.д.

А. Маслоу дал свою классификацию потребностей человека.

Во всех вышеизложенных теориях понятие «мотивация» остается тесно

связанным с понятием «потребности». При этом потребностные теории мотивации

противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов. Бихевиористы

отмечали, что термин «мотивация» слишком общий, что экспериментальная

психология под этим названием изучает потребности, имеющие чисто

физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему

«стимул-реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции

организма. Динамическим условием поведения является реактивность организма,

т.е. его способность специфическим образом отвечать на раздражители. Но

организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, в связи с чем

в схему введен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в

реактивности. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние,

функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые

раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или

сенсибилизатор.

Представитель динамической психологии американец Р. Вудвортс, критикуя

бихевиористов, трактовал ответ на внешнее воздействие как сложный и

изменчивый акт, в котором интегрируются прошлый опыт и своеобразие внешних

и внутренних начальных условий. Этот синтез достигается благодаря

психической активности, основой которой служит стремление к цели

(потребности).

Ж. Нюттен, критикуя бихевиористов, считал, что поведение человека

определяется планом и стремлением реализовать этот план, достичь цели. Эта

схема, по мнению Ж. Нюттена, соответствует реальности и учитывает сложное

человеческое поведение. Поведение — это ещё и поиск отсутствующих или ещё

не существующих ситуаций и предметов, а не просто реагирование на них.

У. Джеймс в конце прошлого века выделял несколько типов принятия

решения как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Это

формирование намерения и стремления к действию. А объекты мысли,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.