Рефераты. Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности

условий, целей и средств, планов и результатов, норм контроля и оценки.

Принимая самореализацию как воплощение сущности человека в высших формах

человеческой деятельности, нужно исходить из того, что самореализация берет

свое начало из низших уровней побудительной иерархии. Это процесс

саморазвития личности, постоянного внутреннего движения субъекта в предмете

своей деятельности, постоянного вращения в социальное пространство

человеческой деятельности. По мере усложнения целей, усложняются средства

предметного развития, усложняется и расширяется характер включения субъекта

в систему социальных взаимодействий, вне которых движение не возможно. Так

как деятельность имеет своим результатом определенные материальные и

нематериальные ценности, то самоактуализация человека рассматривается как

основная производительная линия развития. Параллельно ее развивается

потребительская линия. Сюда включаются удовлетворение потребностей

жизнеобеспечения и самосохранения, получение необходимых условий комфорта и

гарантий безопасности, статуса и влияния, как основ существования личности

в обществе.

Мотивация — динамический процесс формирования мотива (основание

поступка); побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением

потребностей субъекта; побуждающий и определяющий выбор направленности

деятельности, предмет, ради которого она осуществляется; осознаваемая

причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности.

Процесс формирования мотива имеет индивидуальные особенности, в

зависимости от свойств личности. Особенности личности вмешиваются в процесс

формирования мотива на всех этапах. Легкость возникновения потребности, её

интенсивности зависят от индивидуальной чувствительности человека к

ситуации (стимулу). Возникновение и переживание состояний (обиды, злобы и

др.), приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии, в

значительной степени зависят от выраженности у человека конфликтных черт

личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнению других и т.д.

на стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации могут

оказать такие волевые качества, как решительность и смелость,

нерешительность и боязливость. По данным М.Л. Кубышкиной (1997)

направленность мотивации определяется теми или иными особенностями личности

и их самооценкой субъектам. Большое значение имеет и развитие интеллекта.

Как отмечает К. Обуховский, легкость формирования мотива наблюдается, с

одной стороны, у лиц с примитивным мышлением, с другой — и у лиц высокой

духовной культуры. Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно

контролировать себя, испытывают трудности в выборе целей и средств их

достижения.

Возрастные особенности также оказывают влияние на мотивацию.

Достаточно большое влияние на мотивацию оказывает этническая

принадлежность. Этнические различия, обусловлены как образом жизни, так и

национальными традициями и характером.

Хочется сказать ещё о психологических факторах, участвующих в

конкретном мотивационном процессе и обуславливающим принятие человеком

решения. Эти факторы (мотиваторы) при объяснении основания действия и

поступка становятся аргументами принятого решения. Можно выделить группы

мотиваторов:

. нравственный контроль (наличие нравственных принципов);

. предпочтения (интересы, склонности);

. внешняя ситуация;

. собственные возможности (знания, умения, качества);

. собственное состояние в данный момент;

. условия достижения цели (затраты усилий и времени);

. последствия действия, поступка.

В процессе мотивации многие мотиваторы остаются только «знаемыми»,

«понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые

приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию

побуждения.

Итак, мы убедились, что до сих пор не существует единого определения

мотивации и мотивов, рассмотрели интересующие аспекты мотивации, которые

будут затронуты в нашем исследовании. Рассмотрим проблему мотивации

прерывания беременности, которая изучалась мало и знания в этой области

весьма скудны.

Глава 2. Организация и методическое обеспечение исследования

2.1. Организационная структура исследования и характеристика

обследуемого контингента

в качестве обследуемого контингента были выбраны женщины. Обратившиеся

в женскую консультацию родильного дома им. Семашко по поводу прерывания

беременности.

Исследования проводились с июня 2001 года по август 2001 года.

Обследование женщин, планирующих прерывание беременности проводилось в

момент их записи на аборт или на лекции «Современные средства

контрацепции», проводившихся в этой консультации. Сначала с женщинами

проводилась беседа. В результате которой заполнялась карта опроса, а затем

выполнялась батарея тестов:

1. «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер-

Ю.А. Ханина».

2. «Характерологический опросник К. Леонгарда-Г.Шмишека».

3. «Мотивационный профиль В.Э. Мильмана».

4. «Тест цветовых отношений Эткинда».

Подробная характеристика обследуемого контингента изложена в таблицах

1, 2, 3, 4, 5.

Как видно из таблицы 5 средний показатель возраста женщин, прерывающих

беременность, равен 26,9 годам. В силу особенности выборки представительниц

возрастной группы от 21 до 25 лет значительно больше (50%), несколько

меньше представительниц возрастной группы от 25 до 30 лет и наименьший

показатель числа женщин в старшей и младшей возрастной группах. Таким

образом. 50% женщин, планирующих прерывание беременности имеют оптимальный

детородный возраст.

Таблица 1

Распределение женщин по показателям

социокультурного статуса, (%)

|Показатели |Женщины, планирующие |

| |прерывание |

| |беременности |

|Род занятия |Учащаяся |3 |

| |Студентка |10 |

| |Рабочая |17 |

| |Служащая |40 |

| |Предприниматель |7 |

| |Руководитель |3 |

| |Домохозяйка |20 |

|Образование |Высшее |34 |

|женщины | | |

| |Неоконченное высшее |10 |

| |Среднее специальное |43 |

| |Среднее |25 |

| |Незаконченное среднее |6 |

Таблица 2

Распределение женщин по показателям репродуктивной активности

и группам здоровья, (%)

|Показатели |Женщины, |

| |планирующие прерывание |

| |беременности (n=30) |

|Женщины имеют детей |76 |

|Женщины планируют иметь детей в будущем |30 |

|Окончательного решения о рождении детей в |7 |

|будущем не приняли | |

|Информацию о |От родителей |17 |

|сексуальных | | |

|отношениях | | |

|получили | | |

| |От подруг |37 |

| |От полового партнера |47 |

| |Из литературы |57 |

|Отец ребенка был первым половым партнером |70 |

|Женщины делали ране искусственные аборты |56 |

|Группа здоровья |Первая |10 |

| |Вторая |90 |

| |Третья |0 |

Таблица 3

Распределение женщин в соответствии с показателями статуса

родительской семьи и образования родителей, (%)

|Показатели |Женщины, |

| |планирующие прерывание |

| |беременности |

|Женщина была единственным ребенком в семье |15 |

|В семье было двое детей |40 |

|В семье было трое и более детей |45 |

|Образование |Высшее |10 |

|отца | | |

| |Неоконченное высшее |10 |

| |Среднее |15 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.