интеллектуальные функции длительное время «приписывались» только левому
полушарию. Первоначально, в соответствии с взглядами П.Мари (Р.Маriе,
1906), Г.Хеда (Н.Неаd., 1920), К.Гольдштейна (К.Gоldstein, 1927) и других
авторов, считалось, что нарушения интеллектуальной деятельности не только
сопровождают афазию, но и являются первичными по отношению к речевым
дефектам. Эти взгляды послужили обоснованием концепции тотального
доминирования левого полушария во всех психических функциях и прежде всего
— в интеллектуальных. Левое полушарие считалось доминирующим для
концептуального мышления и рассматривалось по отношению к интеллектуальным
функциям как эквипотенциальное целое. Правому полушарию отводилась роль
подчиненного, второстепенного, не принимающего никакого участия в
интеллектуальной деятельности.
Однако позже - особенно под влиянием работ Р.Сперри и М.Газзаниги -
начался пересмотр этой концепции и все яснее стала вырисовываться роль
правого полушария в интеллектуальных процессах. Стала формироваться новая
концепция парциального доминирования полушарий, согласно которой левое
полушарие принимает преимущественное участие в вербально-символических
функциях вообще и в вербально-символических формах интеллектуальной
деятельности в частности, а правое - в пространственно-синтетических. Как
это не раз бывало и в других областях науки, новое оказалось хорошо забытым
старым. Еще Г.Джексон в конце XIX века неоднократно упоминал о том, что
правое полушарие играет важную роль в зрительном восприятии и
пространственном мышлении. В настоящее время эта точка зрения вновь
получила признание. Многими авторами показано, что существует два основных
типа нарушений пространственного мышления при правосторонних очагах
поражения. В одних случаях нарушения в решении наглядно-образных задач
связаны с нарушениями зрительного восприятия, зрительной памяти или с
явлениями одностороннего игнорирования зрительного поля. В этих случаях
интеллектуальные расстройства являются вторичными по отношению к
относительно элементарным сенсорным, гностическим или мнестическим
дефектам. В других случаях нарушается более высокий, абстрактный уровень
анализа пространства и «квазипространственных» отношений, т.е. собственно
пространственное мышление. Этого мнения придерживались О.Зангвилл и его
сотрудники и в настоящее время эту точку зрения разделяют ряд авторов.
Таким образом, согласно данным представлениям, наглядно-образное, или
пространственное мышление связывается исключительно со структурами правого
полушария головного мозга. [39]
Существует, однако, другая, более прогрессивная точка зрения на
мозговую организацию пространственного, или наглядно-образного мышления,
согласно которой эта форма мышления не может быть связана исключительно с
правым полушарием, так же как и вербально-логическое мышление - только с
левым полушарием. Так, исследование Г.Ратклифа и Ф.Ньюкомба, направленное
на уточнение роли правого и левого полушарий в «пространственном мысленном
вращении», где использовался метод серийной оценки положения правой и левой
руки (на схематических рисунках), когда от испытуемого требовалось
выполнить серию мысленных вращений изображения человека, показало, что
больные с поражением задних отделов правого полушария делали в таких
заданиях больше ошибок, чем больные с поражением тех же отделов левого
полушария или контрольная группа больных. Авторы считают, что выявленные
ими нарушения в пространственной переориентации зрительных стимулов,
связанные преимущественно с поражением правого полушария, не могут быть
объяснены за счет дефектов зрительного восприятия и памяти, а отражают
нарушения пространственного мышления. Эти данные не только являются
подтверждением представлений о том, что правое полушарие имеет
преимущественное отношение к «мысленному вращению» объектов (т.е. к
наглядно-образному мышлению), но и показывают, что в этой функции также
принимает участие и левое полушарие, поскольку определенное количество
ошибок допускали и больные с поражением его задних отделов. Следует,
однако, отметить, что работа проводилась без учета доминантности полушарий
испытуемых - фактора, который влияет на пространственное мышление.
Отрицание исключительной роли того или иного полушария в
интеллектуальной деятельности, как известно, непосредственно связано с
общими теоретическими представлениями, разработанными в отечественной
нейропсихологии, и с конкретными экспериментальными наблюдениями за
больными с поражением левого и правого полушарий, выполненными А.Р.Лурия и
его сотрудниками (А.Р.Лурия, 1962; С.Г.Гаджиев, 1966; В.И.Корчажинская,
Л.Т.Попова, 1977; М.Шуаре, 1982; В.Л.Деглин, 1996; О.П.Тратченко, 1998 и
др.). Так, по данным Е.П.Кок (1967), нарушения зрительно-пространственных
функций могут возникать при поражении как правого, так и левого полушарий,
однако характер этих нарушений различен: для левосторонних поражений более
характерны нарушения категориального анализа, а при правосторонних на
первое место выступают нарушения непосредственных симультанных синтезов
пространственных отношений.
Эта точка зрения подтверждается работами по изучению пространственных
представлений и наглядно-образного мышления у больных с поражением левого и
правого полушарий головного мозга, проводившимися в отечественной
нейропсихологии в последующие годы.
Согласно экспериментальным данным (Н.Н.Ченцов и др., 1980), левое и
правое полушария мозга связаны с различными классами пространственных
представлений: правое полушарие преимущественно участвует в выполнении
задач, требующих сохранности топологических пространственных представлений,
а левое - координатных.
В.Л.Деглин (1984, 1996 и др.), изучая на модели унилатеральной
электросудорожной терапии пространственные функции левого и правого
полушарий, также различает разные классы пространственных представлений -
перцептивные и концептуальные - и связывает их с работой правого (первый
тип) и левого (второй тип) полушарий. Эти данные, а также ряд других
(«Функции лобных долей...», 1982; Э.Г.Симерницкая, 1985;
«Нейропсихологический анализ...», 1986; «Нейропсихология сегодня», 1995 и
др.) свидетельствуют о разных способах (разных стратегиях) переработки
пространственной информации левым и правым полушариями мозга и
соответственно - о латеральных различиях мозговой организации
пространственных интеллектуальных функций.
Подтверждением этого положения могут служить также результаты
экспериментального нейропсихологического исследования особенностей наглядно-
образного мышления у больных с поражением теменно-затылочных отделов левого
и правого полушарий мозга, в котором изучалась их способность к мысленному
конструированию и к перевертыванию куба (т.е. с мысленному маненному
манипулированию объемными объектами и к конструктивной деятельности, а
также к идентификации пространственных признаков трудно вербализуемых
фигур).
В данном исследовании показано, что у больных с поражением правой
теменно-затылочной области мысленное манипулирование объемными объектами и
конструктивная деятельность нарушаются более грубо, чем у больных с
поражением левой теменно-затылочной области. Отмечены латеральные различия
в наглядно-образной интеллектуальной деятельности по всем использованным
показателям: времени решения задач, количеству и характеру ошибок, влиянию
подсказки. Больным с поражением правой теменно-затылочной области
требовалось больше времени на выполнение заданий, чем левосторонним
больным; количество ошибок у них было существенно больше (в 2,5 раза по
одному заданию); у них преобладали более грубые пространственные ошибки
(смешивались как вертикальная, так и горизонтальная плоскости и др.). У
левосторонних больных было значительно больше самостоятельных правильных
решений или исправлений после подсказки. Нарушения наглядно-образного
мышления у правосторонних больных протекали на фоне более грубых нарушений
других пространственных функций, чем у левосторонних больных. Эти
результаты согласуются с данными других исследователей, также отмечавших
более грубые нарушения при выполнении зрительно-пространственных задач
разной степени сложности больными с поражением правого полушария (особенно
теменных отделов) по сравнению с левосторонними больными (Н.Несаеп, 1972;
G.Rаtcliff, F.Newсотb, 1973 и др.). Можно думать, что нарушения наглядно-
образного мышления, возникающие при правосторонних и левосторонних очагах
поражения, имеют разную природу. У первой категории больных они больше
связаны с первичными нарушениями симультанного анализа и синтеза, с
трудностями в интеграции непосредственно воспринимаемой пространственной
информации, а у второй — преимущественно с трудностями динамической и
категориальной организации наглядно-образной информации и интеллектуальной
деятельности. [39]
Глава II. Экспериментальная часть.
1. Постановка проблемы и задачи исследования
В данной работе проводилось исследование детей 5-6 летнего возраста с
нормальным развитием и с задержкой психического развития.
Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной
части детей, является одной из наиболее основных проблем в общении и
образовании. Своевременное выявление причин, приводящих к задержке
психического развития играют роль хронические соматические заболевания,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10