Рефераты. Задержка психического развития

интеллектуальные функции длительное время «приписывались» только левому

полушарию. Первоначально, в соответствии с взглядами П.Мари (Р.Маriе,

1906), Г.Хеда (Н.Неаd., 1920), К.Гольдштейна (К.Gоldstein, 1927) и других

авторов, считалось, что нарушения интеллектуальной деятельности не только

сопровождают афазию, но и являются первичными по отношению к речевым

дефектам. Эти взгляды послужили обоснованием концепции тотального

доминирования левого полушария во всех психических функциях и прежде всего

— в интеллектуальных. Левое полушарие считалось доминирующим для

концептуального мышления и рассматривалось по отношению к интеллектуальным

функциям как эквипотенциальное целое. Правому полушарию отводилась роль

подчиненного, второстепенного, не принимающего никакого участия в

интеллектуальной деятельности.

Однако позже - особенно под влиянием работ Р.Сперри и М.Газзаниги -

начался пересмотр этой концепции и все яснее стала вырисовываться роль

правого полушария в интеллектуальных процессах. Стала формироваться новая

концепция парциального доминирования полушарий, согласно которой левое

полушарие принимает преимущественное участие в вербально-символических

функциях вообще и в вербально-символических формах интеллектуальной

деятельности в частности, а правое - в пространственно-синтетических. Как

это не раз бывало и в других областях науки, новое оказалось хорошо забытым

старым. Еще Г.Джексон в конце XIX века неоднократно упоминал о том, что

правое полушарие играет важную роль в зрительном восприятии и

пространственном мышлении. В настоящее время эта точка зрения вновь

получила признание. Многими авторами показано, что существует два основных

типа нарушений пространственного мышления при правосторонних очагах

поражения. В одних случаях нарушения в решении наглядно-образных задач

связаны с нарушениями зрительного восприятия, зрительной памяти или с

явлениями одностороннего игнорирования зрительного поля. В этих случаях

интеллектуальные расстройства являются вторичными по отношению к

относительно элементарным сенсорным, гностическим или мнестическим

дефектам. В других случаях нарушается более высокий, абстрактный уровень

анализа пространства и «квазипространственных» отношений, т.е. собственно

пространственное мышление. Этого мнения придерживались О.Зангвилл и его

сотрудники и в настоящее время эту точку зрения разделяют ряд авторов.

Таким образом, согласно данным представлениям, наглядно-образное, или

пространственное мышление связывается исключительно со структурами правого

полушария головного мозга. [39]

Существует, однако, другая, более прогрессивная точка зрения на

мозговую организацию пространственного, или наглядно-образного мышления,

согласно которой эта форма мышления не может быть связана исключительно с

правым полушарием, так же как и вербально-логическое мышление - только с

левым полушарием. Так, исследование Г.Ратклифа и Ф.Ньюкомба, направленное

на уточнение роли правого и левого полушарий в «пространственном мысленном

вращении», где использовался метод серийной оценки положения правой и левой

руки (на схематических рисунках), когда от испытуемого требовалось

выполнить серию мысленных вращений изображения человека, показало, что

больные с поражением задних отделов правого полушария делали в таких

заданиях больше ошибок, чем больные с поражением тех же отделов левого

полушария или контрольная группа больных. Авторы считают, что выявленные

ими нарушения в пространственной переориентации зрительных стимулов,

связанные преимущественно с поражением правого полушария, не могут быть

объяснены за счет дефектов зрительного восприятия и памяти, а отражают

нарушения пространственного мышления. Эти данные не только являются

подтверждением представлений о том, что правое полушарие имеет

преимущественное отношение к «мысленному вращению» объектов (т.е. к

наглядно-образному мышлению), но и показывают, что в этой функции также

принимает участие и левое полушарие, поскольку определенное количество

ошибок допускали и больные с поражением его задних отделов. Следует,

однако, отметить, что работа проводилась без учета доминантности полушарий

испытуемых - фактора, который влияет на пространственное мышление.

Отрицание исключительной роли того или иного полушария в

интеллектуальной деятельности, как известно, непосредственно связано с

общими теоретическими представлениями, разработанными в отечественной

нейропсихологии, и с конкретными экспериментальными наблюдениями за

больными с поражением левого и правого полушарий, выполненными А.Р.Лурия и

его сотрудниками (А.Р.Лурия, 1962; С.Г.Гаджиев, 1966; В.И.Корчажинская,

Л.Т.Попова, 1977; М.Шуаре, 1982; В.Л.Деглин, 1996; О.П.Тратченко, 1998 и

др.). Так, по данным Е.П.Кок (1967), нарушения зрительно-пространственных

функций могут возникать при поражении как правого, так и левого полушарий,

однако характер этих нарушений различен: для левосторонних поражений более

характерны нарушения категориального анализа, а при правосторонних на

первое место выступают нарушения непосредственных симультанных синтезов

пространственных отношений.

Эта точка зрения подтверждается работами по изучению пространственных

представлений и наглядно-образного мышления у больных с поражением левого и

правого полушарий головного мозга, проводившимися в отечественной

нейропсихологии в последующие годы.

Согласно экспериментальным данным (Н.Н.Ченцов и др., 1980), левое и

правое полушария мозга связаны с различными классами пространственных

представлений: правое полушарие преимущественно участвует в выполнении

задач, требующих сохранности топологических пространственных представлений,

а левое - координатных.

В.Л.Деглин (1984, 1996 и др.), изучая на модели унилатеральной

электросудорожной терапии пространственные функции левого и правого

полушарий, также различает разные классы пространственных представлений -

перцептивные и концептуальные - и связывает их с работой правого (первый

тип) и левого (второй тип) полушарий. Эти данные, а также ряд других

(«Функции лобных долей...», 1982; Э.Г.Симерницкая, 1985;

«Нейропсихологический анализ...», 1986; «Нейропсихология сегодня», 1995 и

др.) свидетельствуют о разных способах (разных стратегиях) переработки

пространственной информации левым и правым полушариями мозга и

соответственно - о латеральных различиях мозговой организации

пространственных интеллектуальных функций.

Подтверждением этого положения могут служить также результаты

экспериментального нейропсихологического исследования особенностей наглядно-

образного мышления у больных с поражением теменно-затылочных отделов левого

и правого полушарий мозга, в котором изучалась их способность к мысленному

конструированию и к перевертыванию куба (т.е. с мысленному маненному

манипулированию объемными объектами и к конструктивной деятельности, а

также к идентификации пространственных признаков трудно вербализуемых

фигур).

В данном исследовании показано, что у больных с поражением правой

теменно-затылочной области мысленное манипулирование объемными объектами и

конструктивная деятельность нарушаются более грубо, чем у больных с

поражением левой теменно-затылочной области. Отмечены латеральные различия

в наглядно-образной интеллектуальной деятельности по всем использованным

показателям: времени решения задач, количеству и характеру ошибок, влиянию

подсказки. Больным с поражением правой теменно-затылочной области

требовалось больше времени на выполнение заданий, чем левосторонним

больным; количество ошибок у них было существенно больше (в 2,5 раза по

одному заданию); у них преобладали более грубые пространственные ошибки

(смешивались как вертикальная, так и горизонтальная плоскости и др.). У

левосторонних больных было значительно больше самостоятельных правильных

решений или исправлений после подсказки. Нарушения наглядно-образного

мышления у правосторонних больных протекали на фоне более грубых нарушений

других пространственных функций, чем у левосторонних больных. Эти

результаты согласуются с данными других исследователей, также отмечавших

более грубые нарушения при выполнении зрительно-пространственных задач

разной степени сложности больными с поражением правого полушария (особенно

теменных отделов) по сравнению с левосторонними больными (Н.Несаеп, 1972;

G.Rаtcliff, F.Newсотb, 1973 и др.). Можно думать, что нарушения наглядно-

образного мышления, возникающие при правосторонних и левосторонних очагах

поражения, имеют разную природу. У первой категории больных они больше

связаны с первичными нарушениями симультанного анализа и синтеза, с

трудностями в интеграции непосредственно воспринимаемой пространственной

информации, а у второй — преимущественно с трудностями динамической и

категориальной организации наглядно-образной информации и интеллектуальной

деятельности. [39]

Глава II. Экспериментальная часть.

1. Постановка проблемы и задачи исследования

В данной работе проводилось исследование детей 5-6 летнего возраста с

нормальным развитием и с задержкой психического развития.

Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной

части детей, является одной из наиболее основных проблем в общении и

образовании. Своевременное выявление причин, приводящих к задержке

психического развития играют роль хронические соматические заболевания,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.