Рефераты. Задержка психического развития

действиях», патологическая инертность интеллектуальных актов. В то же время

у них сохранны пространственные операции и понимание логико-грамматических

конструкций, отражающих пространственные отношения (А.Р.Лурия, 1962, 1963,

1973, 1982а; Т.В.Ахутина, 1975; Л.С.Цветкова, 1995 и др.). [39]

Поражение лобных префронтальных отделов мозга сопровождается

серьезными нарушениями интеллектуальных процессов, причем их клиническая

феноменология очень разнообразна: от грубых интеллектуальных дефектов до

почти бессимптомных случаев. Эта противоречивость клинических наблюдений

объясняется, с одной стороны, действительным разнообразием «лобных»

синдромов, что связано, по-видимому, и с индивидуальной изменчивостью

функций лобных долей мозга, а с другой — недостаточной адекватностью

использованных методик.

Нарушения мышления у больных с поражением лобных долей мозга связаны в

первую очередь с распадом самой структуры интеллектуальной (как и всякой

другой) психической деятельности. Первая стадия интеллектуальной

деятельности — формирование «ориентировочной основы действия» — у них либо

полностью выпадает, либо резко сокращается; больные не сопоставляют

элементы задачи, не формулируют гипотезу, они импульсивно начинают

выполнять случайные действия, не сличая их с исходными целями. Эти

нарушения проявляются при выполнении как невербальных, так и вербально-

логических задач.

При решении конструктивных задач (типа складывания кубиков Кооса),

требующих предварительной ориентировки в материале, его классификации и

выбора нужных действий, больные сразу же начинают импульсивные действия,

которые, естественно, не приводят к успеху. Однако, если с помощью

специальных приемов удается программировать поведение больного (дав ему

список инструкций, которые необходимо последовательно выполнять),

конструктивные задачи решаются правильно (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, 1966;

Л.С.Цветкова, 1995).

При выполнении вербально-логических задач нарушения структуры

интеллектуальной деятельности также проявляются у данных больных достаточно

демонстративно. Уже на стадии понимания определенного рода текстов

(метафор, пословиц и т.д.), имеющих несколько значений (прямой и переносный

смысл), когда необходимо сделать выбор хотя бы из двух альтернатив, больные

с поражением лобных долей мозга оказываются несостоятельными, так как не

могут «затормозить» побочные альтернативы. Еще большие трудности возникают

у них при анализе относительно сложного литературного текста, требующего

активной ориентировки, размышления. В этих случаях больные часто понимают

тексты неправильно.

При попытках воспроизвести после прочтения короткие рассказы, басни

(например, «Курица и золотые яйца», «Галка и голуби» и т.п.) больные с

массивным поражением лобных долей мозга повторяют лишь отдельные элементы

текста, включают в него посторонние рассуждения и не могут ответить на

вопрос, в чем же мораль рассказа.

Еще сложнее больным пересказать текст, если его нужно воспроизвести

после прочтения второго (интерферирующего) текста. В этом случае при

пересказе первого текста у них появляются контаминации (смешение двух

рассказов). В основе трудностей понимания текстов лежат нарушения

избирательности семантических связей, бесконтрольное всплывание побочных

ассоциаций. Подобные нарушения особенно характерны для больных с поражением

медиальных отделов лобных долей мозга.

Таким образом, одна из существенных особенностей патологии мышления у

больных с поражением лобных долей мозга — это нарушение операций с

понятиями и логическими отношениями. При сохранности понимания сравнительно

простых вербально-логических отношений (типа «часть-целое», «род-вид»),

аналогий и способности оперирования с ними, больные могут правильно

совершать эти операции лишь в ситуации, препятствующей появлению побочных

ассоциаций.

Нарушение избирательности логических операций побочными связями

отчетливо проявляется и в задачах на классификацию предметов (или на

образование понятий); логический принцип классификации не удерживается и

заменяется ситуационным (А.Р.Лурия, 1962, 1963; «Лобные доли...», 1966;

«Функции лобных долей...», 1982 и др.).

Как показали исследования А.Р.Лурия и Л.С.Цветковой (1966),

интеллектуальные нарушения у больных с поражением лобных долей мозга

проявляются и при решении арифметических задач. Не обнаруживая первичных

дефектов счета и каких-либо трудностей в выполнении упроченных в прошлом

опыте частных арифметических действий, больные не могут выработать нужную

«стратегию» или план решения задачи. Требуемые интеллектуальные операции,

подчиненные общему плану, заменяются фрагментарными импульсивными

действиями, случайными манипуляциями с числами. Вследствие дефекта

осознания своих ошибок больные не могут их корректировать. Некоторой

компенсации можно достигнуть, если предложить им жесткую программу действий

(список инструкций).

Особые трудности испытывают больные с поражением лобных долей мозга

при выполнении серийной интеллектуальной деятельности в виде цепи

однородных действий (типа устного сложения или вычитания). Подобные

серийные счетные операции требуют удержания в памяти промежуточных

результатов и общей инструкции, а также сохранности механизмов контроля и

регуляции интеллектуальной деятельности. В этих заданиях больные

соскальзывают на стереотипные ошибочные ответы или упрощают задачу.

Итак, при поражении лобных префронтальных отделов мозга нарушения

мышления имеют сложный характер. Они возникают вследствие нарушений самой

структуры интеллектуальной деятельности, а также из-за инертности,

стереотипии раз возникших связей, общей интеллектуальной инактивности,

нарушений избирательности семантических связей.

В монографии «Высшие корковые функции...» (1962, 1969, 2000) А.Р.Лурия

впервые в нейропсихологии описал результаты «факторного анализа» нарушений

мышления, выделив четыре самостоятельные формы интеллектуальных дефектов,

каждая из которых связана с поражением определенной области мозга (с

нарушением определенного фактора). [39]

При поражении височной области левого полушария интеллектуальные

дефекты возникают вследствие нарушений модально-специфических факторов -

слухоречевого гнозиса или слухоречевой памяти, что ведет к вторичным

нарушениям и вербально-логических, семантических операций.

При теменно-затылочных очагах поражения первично страдает другой"

модально-специфический фактор — оптико-пространственного анализа и синтеза

и, как следствие, нарушаются наглядно-образные, конструктивные формы

мышления, а также вербально-логические операции, основанные на понимании

«квазипространственных» отношений.

При поражении премоторных отделов левого полушария нарушается фактор

временной, динамической организации интеллектуальной деятельности,

вследствие чего появляются интеллектуальные персеверации, штампы,

стереотипы; распадается автоматизированность речевых «умственных действий».

Кроме того, нарушается и избирательность семантических связей как следствие

нейродинамических нарушений следовой деятельности («уравнивания следов»).

При поражении префронтальных отделов лобных долей мозга (особенно при

массивных «лобных» синдромах) на фоне общей аспонтанности, адинамии

страдает программирование и контроль за любой, в том числе и

интеллектуальной, деятельностью (независимо от ее содержания) при

сохранности отдельных частных «умственных действий». Таким образом, в этих

случаях в интеллектуальных нарушениях участвуют два фактора: фактор

активации и фактор программирования и контроля.

В монографии «Основы нейропсихологии» (1973) А.Р.Лурия использовал

иной принцип анализа интеллектуальных нарушений при локальных поражениях

мозга, взяв за критерий классификации формы

мышления: наглядное (конструктивное) и вербалъно-логическое (дискурсивное).

Этот более традиционный подход к изучению проблемы патологии мышления также

показал, что и наглядно-образные, и вербально-логические формы мышления

(как и другие формы познавательной деятельности) нарушаются при самых

разных локальных поражениях мозга, однако характер этих нарушений (их

качественная специфика) при разной локализации патологического очага

различен. Так, поражение префронтальных отделов лобных долей мозга ведет к

дефектам программирования, к нарушениям регуляторного аспекта любой

интеллектуальной деятельности (и наглядно-образной, и вербально-

логической), а поражение теменно-затылочных структур отражается на

операциональном аспекте разных форм интеллектуальной деятельности,

основанной на пространственном и «квазипространственном» анализе и

синтезе.[40]

Дальнейшее изучение нарушений мышления у больных с локальными

поражениями мозга шло в нескольких направлениях.

С конца 60-х — начала 70-х годов XX века началось интенсивное изучение

особенностей нарушений интеллектуальной деятельности в контексте проблемы

межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. К этим

исследованиям побудили операции по расщеплению мозга, показавшие, что в

условиях нарушения межполушарного взаимодействия левое и правое полушария

по-разному «решают» разного рода задачи (R.W.Sреrrу, 1966, 1968, 1973;

М.S.Саzzаnigа, 1970, 1987 и др.).

Как известно из истории изучения нарушений интеллектуальной

деятельности в клинике локальных поражений головного мозга,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.