Рефераты. Задержка психического развития

разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить

задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают

ребенку последовательность событий. Затем, вновь перемешав все картинки,

предлагают разложить их ребенку.

Если дошкольник устанавливает правильную последовательность лишь в

третий раз, ему предлагают другую серию картинок такой же сложности, чтобы

выяснить, возможен ли «перенос» установленного способа рассуждения на новую

ситуацию.

Если ребенок выполнил задание с первого раза или после вопросов

экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную серию.

Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать

причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных

наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть развита к концу

дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне

мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка,

его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках,

устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую

героев обстановку; какой объем последовательности событий понимает,

удерживает ли в поле зрения 5-6 картинок или только 3, а также с какими по

степени трудности заданиями справляется; допускает ли ошибочную версию при

повторном раскладе или вносит коррекции; как реагирует на помощь, вопросы,

критические замечания экспериментатора – считается с ними, изменяет ли свои

действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или не понимает

ее. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения

последовательности событий: связанность речи, ее грамматическая

правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или

многосложность, лаконичность или тенденция к излишней детализации,

эмоциональность выявления прошлого опыта.

2. Анализ и описание результатов полученных при исследовании

особенностей мышления.

На первом этапе экспериментального исследования для определения

особенностей мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии было

использовано тестовых параметров.

1. 4-й лишний – выбор

2. 4-й лишний – аргумент выбора

3. аналогии зрительные – выбор

4. аналогии зрительные – аргумент

5. понимание метафор

6. процесс классификации

7. последовательные картинки – выбор

8. последовательные картинки – аргумент выбора.

По выше перечисленным параметрам были проведены замеры на первом этапе

у детей 5-6 лет в норме.

Результаты отображены в таблице № 1

Табл.№1. параметры характеристик мышления у детей 5-6 лет с нормой в

психическом развитии

|№ |4 лишний |Зрител. аналогии|Пониман|Процесс|Последоват. |

| | | |ие |классиф|картинки |

| | | |метафор|икации | |

|2 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |

|3 |100% |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% |

|4 |75% |75% |100% |75% |100% |100% |100% |100% |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

|5 |100% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |

|6 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% |

|7 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |

|8 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |

|9 |75% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |

|10 |75% |75% |75% |100% |100% |100% |100% |100% |

|11 |100% |75% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |

|12 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% |

|13 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |75% |100% |

|14 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% |100% |

|15 |100% |100% |100% |100% |75% |100% |100% |100% |

|2 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% |

|3 |50% |25% |0 |0 |15% |85% |0 |50% |

|4 |75% |25% |25% |0 |30% |80% |25% |75% |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

|5 |75% |0 |25% |25% |0 |70% |25% |50% |

|6 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |50% |100% |

|7 |50% |25% |0 |0 |15% |80% |0 |50% |

|8 |75% |25% |0 |0 |0 |70% |0 |50% |

|9 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |25% |75% |

|10 |100% |50% |0 |0 |20% |80% |50% |100% |

|11 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% |

|12 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |50% |100% |

|13 |75% |0 |0 |0 |15% |75% |25% |75% |

|14 |50% |25% |25% |0 |20% |75% |0 |100% |

|15 |75% |25% |25% |25% |0 |100% |25% |75% |

|Дети с |66,6 |23,3 |10,0 |5,0 |7,6 |74,3 |21,6 |73,3 |

|ЗПР | | | | | | | | |

разница |28,4 |68,3 |78,3 |48,3 |87,0 |25,7 |63,4 |26,7 | |

Анализируя показатели количественной разницы между параметрами

характеристик мышления детей с ЗПР и детей в норме, можно сделать вывод о

том, что наиболее значимыми выступают следующие характеристики мышления.

1. Объяснение процесса классификации (4-й лишний - аргумент)

2. Процесс выбора аналогий (аналогии зрительные – выбор; аналогии

зрительные – аргумент)

3. Метафоры

4. Логическое мышление (последовательные картинки - выбор)

На основании этого можно утверждать, что данная гипотеза подтверждена.

Да, у детей 5-6 лет с задержкой психического развития существуют отличия в

мыслительной деятельности от детей 5-6 лет с нормальным психическим

развитием.

Выводы.

На основании проведенного исследования, направленного на выявление

особенностей мышления у здоровых детей 5-6 летнего возраста и с задержкой

психического развития этого же возраста можно сделать выводы:

1. У детей контрольной группы сформированность мыслительной

деятельности соответствует возрастному уровню психического развития

и наблюдается высокий уровень развития всех характеристик мышления,

особенно этот вывод относится к логическому мышлению, операции

классификации, пониманию метафор.

2. У детей экспериментальной группы демонстрируются трудности в

выполнении заданий:

. В аргументации выбора «4-ый лишний»

. В выборе зрительных аналогий

. В аргументации выбора зрительных аналогий

. В понимании и объяснении метафор

. В выборе последовательной системы построения

1. 3. Исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно

сделать вывод о том, что дети 5-6 лет с задержкой психического

развития демонстрируют результаты намного ниже результатов детей 5-

6 лет в норме.

Заключение

Мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно

незримо присутствует во всех других познавательных процессах.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая

деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций

ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного

характера.

Выявление детей с отклонениями в развитии, их дифференциальная

диагностика на сегодняшний день, по существу единственная область

педагогической практики, где применение психологических диагностических

методик не только является желательным, но совершенно необходимо и

осуществляется постоянно.

1. Задержка психологического развития возникает в связи с экзогенными

вредностями.

2. При нарушении темпа развития аномалия определяется задержкой

развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении

отделов нервной системы.

3. Высшая нервная деятельность детей с ЗПР отличается от деятельности

детей с нормальным развитием: большой силой основных нервных

процессов (возбуждение, торможение).

4. Установленные различия между детьми с нормальным развитием и детьми

с ЗПР в отношении патогенеза и патофизиологии обуславливают различия

и в клинической картине.

5. Изучение детей с явлениями инфантилизма показало, что симптомы ЗПР,

зачастую выступавшие уже в раннем преддошкольном возрасте, очень

резко проявляются в школьном возрасте, когда перед ребенком ставятся

задачи требующие сложной и опосредственной формы деятельности и

мышления.

Библиография

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное

пособие/ под ред. Цветковой Л.С. М.2001г.

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ под

ред. Лебединской К.С. М.1982г.

3. Астапов В. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития Учебное пособие

для студентов и слушателей спец. факультетов. М.1985г.

4. Бехтера Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности

человека. Л.1971г.

5. Венгер Л.А. Овладение опосредственным решением познавательных задач и

развитие когнетивных способностей ребенка// вопросы психологии 1983г.

№2

6. Вассерман Л.И.; Дорофеева С.А.; Меерсон Я.А. Методы

нейропсихологической диагностики - практическое руководство С-П.

1997г.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь М.1934г.

8. Дети с задержкой психологического развития / под ред. Власовой Т.А.;

Лубовского В.И.; Цыпиной Н.А. М.1984г.

9. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления//

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.1981г.

10. Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции

и воспитание и обучение Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика

и социальная психология / Сост. Соколова Н.Д. М.2001г.

11. Запорошец А.В. Избранные психологические труды. Взт.М.1986г. Т-1-

Развитие мышления у детей дошкольников.

12. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с

задержкой психического развития // Дефектология.1978г. № 3

13. Корнева В.Д. Эти загадочные малыши Ярославль. Академия

развития.1999г.

14. Кулагина И.Ю.; Камоцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл

развития человека. М.2001г.

15. Куликов Л.В. Психологическое исследование Методические рекомендации

по проведению. С-П.2002г.

16. Клиническая психология учебник / под ред. Карвасарского Б.Д. С-

П.2002г.

17. Корскова И.К.; Микадзе Ю.В.; Балашова Е.Д. Неуспевающие дети:

нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших

школьников М.2002г.

18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при

локальных поражениях мозга. М.2000г.

19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М.2002г.

20. Макланов А.Г. Общая психология С-П. 2001гю

21. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология Практическое

руководство. М.1998г.

22. Мухина В.С. Детская психология М.1985г.

23. Немов Р.С. Психология кн.1 М.1999г.

24. Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже за и против М.1981г.

25. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под

ред.Пузанова В.П. М.2001г.

26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка С-П. 1997г.

27. Поддъяков К.И. Мышление дошкольников М.1977г.

28. Практическая психология образования / под ред. Бубровиной И.В.

М.1997г.

29. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и

других. М.2003г.

30. Психология детей с задержкой психического развития / сост.

Защиринская О.В. С-П.2003г.

31. Рубинштейн С.Я. Основы психологии М.1999г.

32. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы натопсихолгии М.1999г.

33. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском

возрасте М.2002г.

34. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии С-П. 2001г.

35. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию Л.1973г.

36. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.

Ярославль.1996г.

37. Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития М.1995г.

38. Ульянова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития

М.1990г.

39. Хомская Е.Д. Нейропсихология М.2002г.

40. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление

интеллектуальной деятельности М.1995г.

41. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение

Учебное пособие. М.2000г.

42. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до

семи лет) М.1960г.

43. Эльконин Д.Б. Психология игры М.1978г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.