Рефераты. Ребенок от года до 3-х лет

его, а найти ему взамен реального товарища; это наилучший способ. Впрочем,

выдумывание такого друга наблюдается обычно в том возрасте, когда ребенок

уже близок к поступлению в школу и ему, видимо, не хватает товарищей.

Иногда ребенку бывает необходимо придумать себе друга, чтобы восполнить

нехватку чего-то, преодолеть тревогу или разрешить конфликт.

Но верит ли ребенок до конца в своего придуманного спутника? В большей

или меньшей степени.

Таким образом, ребенок хочет показать, что он не до конца подчиняется

своему воображению, не вполне поддается обману своих выдуманных историй.

Действительно ли это так? Верит он в них или нет? Ответ таков: и да, и нет.

Ведь и у вас так же. В кино вы способны заплакать над несчастьями героини,

а через минуту, выйдя на улицу, замечаете: «Хорошо она играет» или «Она

столько получает за съемки в фильме...» Вы увлеклись, но вас не проведешь.

Аналогично у детей.

Сходство можно проследить и дальше. Вам, например, новее не хочется,

чтобы заметили ваши слезы. Ребенку тоже; допустим, он играет в войну,

сражается, атакует врага, идет на штурм, он целиком захвачен происходящим.

Вы входите- Он резко останавливается и (в зависимости от характера) очень

сердится или смущается, поскольку его застали в разгаре «представления».

Но если ребенок, как и взрослый, способен поверить в придуманную

историю, между ними все же существуют и огромные различия, объясняющие,

почему мир детства остается тайной за семью печатями для стольких взрослых.

Ребенку неизмеримо труднее, чем взрослому, выйти из сказки, в которой он

живет: он играет в ковбоя, и когда вы зовете его обедать, злится за

непрошенное вторжение в его мир. Поэтому лучше предупредить ребенка,

сказав: «Скоро я позову тебя завтракать*). Таким образом, вы дадите ему

время выйти из игры.

Ребенок живет в воображаемом мире гораздо больше, чем взрослый, уже хотя

бы по практическим причинам; вы ведь не можете провести весь день в кино

или за чтением романа, ребенок же целый день играет, это его основное

занятие. Более того, игра в 3-летнем возрасте обычно предполагает

воображаемую обстановку.

Следовательно, ребенок постоянно переходит из воображаемого мира в

реальный, и это будет продолжаться несколько лет.

Действительно, 3-летний возраст — это очаровательный мир детства,

наполненный фантазиями, воображением. Это торжество воображения. Именно оно

придает столько поэзии и юмора языку ребенка: «дым идет из трубы, чтобы

люди знали, что в дом можно зайти погреться».

Во всех семьях бережно сохраняют детские словечки. Их пересказывают

друзьям, повторяют между собой, удивляясь с фальшиво наивным видом: «И как

он только мог такое выдумать!» (Удивляются вслух, но про себя умиляются.) В

3 года начинается золотой век детских слов. Истоком большинства таких слов,

восхищающих взрослых, которые считают их игрой бьющего через край

воображения, часто является особый строй мысли и видения, присущий детям

этого возраста.

Как рождается его мысль? Она заимствует у взрослых свою форму, облекая в

нее собственное содержание. Что отвечают взрослые на вопросы ребенка? Почти

всегда их Кюветы начинаются со слов «это для...» или «это как...».

«Это для» — объяснение предмета с точки зрения его предназначения,

использования. Например: «Папа, а для чего мотор?» — «Для того чтобы машина

могла ездить»; «Мама, для чего электричество?» — «Для того чтобы было

светло».

«Это как» — объяснение незнакомого ребенку предмета путем его сравнения

с уже известным. Например: «Что такое вертолет?» — «Это как самолет, но без

крыльев и с винтом наверху».

Слыша все время объяснения «это для...» и «это как...», ребенок готов

принять оба способа объяснений окружающих его вещей — по их предназначению

и по аналогии. Тем не менее, как мы уже убедились, ребенок по-своему видит

мир. Он подмечает мельчайшие детали. Его завораживают некоторые предметы

или цвета; например: ребенку показывают огромную настурцию ярко-оранжевого

цвета, а он замечает лишь крошечную мошку, сидящую на ее лепестке.

В результате ребенок будет исходить из сопоставления, как делают

взрослые, однако он выберет для этого такие предметы, которые вам никогда в

голову не придет сравнивать: «море — это большой бассейн; камешек — это

очень твердый орех». А один из малышей сказал так: «Мышка -это как слон».

Очевидно, он нашел общий признак у обоих животных — серый цвет.

Но ребенок не ограничивается подражанием взрослому. Он рассуждает по-

своему; его манера близка к логике Декарта (знаменитая детская логика).

Ребенок регистрирует услышанное и делает собственные заключения. Например,

он спрашивает: «Кто у теленка мама?» Ему отвечают: «Корова»; «А кто мама

цыпленка?» — «Курица». После чего он заявляет: «А мама воды — это кран!»

Так 3-летний ребенок упивается словами; его словарь становится все богаче,

особенно прилагательными. С их помощью ребенок все точнее оценивает

окружающее; развивается критический подход к вещам, способность составить

собственное мнение. Кроме того, употребление времен глаголов, а также

наречий подтверждает, что он лучше различает такие понятия, как вчера,

сегодня, завтра. Когда говорят «вчера вечером», он понимает, что имеется в

виду уже свершившийся факт. Когда он слышит «завтра», то знает, что речь

идет о предстоящем; однако он еще не видит различий между «завтра» и «через

неделю».

В 3 года ребенок открывает существование других людей. Конечно, у детей,

посещающих ясли, отмечается более ранняя социализация и открытие мира

«других» проявляется не так наглядно. Но хотя большинство детей до 3 лет

хорошо знают, что существуют другие люди, они практически не обращают на

них внимания, интересуясь только близкими. Теперь же ребенок выходит за

пределы этого круга, он наблюдав? за другими людьми, подмечает выражение их

лиц, пытается им подражать, а главное, он старается определить их положение

и войти с ними в кон такт («чей брат Петя? бабушка — это твоя мама?»).

Он хочет узнать возраст этих людей, чем они занимаются, какие между ними

отношения. Потом ребенок делает еще одно удивительное открытие:

оказывается, что такие близкие существа, как папа и мама, которые чуть ли

ни составляют часть его самого, во многом схожи с совершенно незнакомыми

людьми; рапа — мужчина, а мама — женщина, такие же, каких с>ни каждый день

встречают на улице. У ребенка появляется желание (даже потребность)

понемногу ближе узнавать других, больших и маленьких. Раньше он говорил «я

оделся сам», теперь можно иногда услышать «мы оба, мы вдвоем».

Его стремление к общению видно в том, с какой радостью он садится

завтракать или обедать со взрослыми, оказывает посильные услуги (приносит

папе газету, ставит хлебницу на стол и др.),, старается получить одобрение

окружающих. Он часто спрашивает: «Так правильно?» Он готов выдумывать все

то, чему противился полгода назад.

Хотя ребенок открыл существование других людей, он тем не менее по-

прежнему полагает, что наиболее интересная из всех ему известных личностей

— это он сам. Казалось бы, такая оценка противоречит его зарождающейся

социализации, однако это не так. Если 3-летний ребенок говорит «я хочу,

чтобы кто-нибудь поиграл со мной», то в 6 лет он скажет «я хочу играть с

другими». В 3 года общительность и эгоцентризм прекрасно уживаются.

И точно так же, как он стремится узнать все об окружающих его людях, он

теперь хочет выяснить все о себе. Он спрашивает: «Где я был, когда еще не

родился?» Рождение Детей, появление на свет животных начинают его

интересовать, он задает немало допросов на эту тему. Иногда он замечает

беременную женщину или вдруг спрашивает у матери, кормила ли она его

грудью.

Ребенок уже чувствует себя по другую сторону стены, вместе со взрослыми,

он охотно помогает кормить малышей. Впрочем, открыв мир взрослых, он будет

все меньше и меньше интересоваться ими и все больше тянуться к детям.

Интерес, проявляемой к другим, желание вступать

в контакт с внешним миром свидетельствуют о том, что 3-летний ребенок в

основном готов к детскому саду.

Дождливая погода сменяется солнечной; но именно это служит залогом

хорошего урожая. В 2,5 — 3 года ребенок часто проявлял непослушание,

протест, страдал сам и испытывал окружающих в своем неуемном стремлении к

независимости. Теперь та раздвоенность, которой он терзался,— остаться?

уйти? — как будто забыта. Он спокоен, умиротворен, раскован. Достигнуто

подлинное равновесие, он счастлив и не скрывает этого. Три года — это

поистине очаровательный возраст; такие периоды еще будут в его жизни. Но

будут и трудные этапы, такова диалектика развития. Только таким путем

формируется личность.

Некоторые родители, глядя на своего восхитительного 3-летнего малыша,

восклицают: «Ах, если бы он мог остаться таким!» Но «остаться таким» —

значило бы не расти как физически, так и духовно. Ребенок ведь не может

всегда ползать на четвереньках; чтобы жить, ему надо встать на ноги,

научиться ходить, бегать. Подростком, например, он пройдет период так

называемого трудного возраста, который также потребует определенных усилий

и времени, но этот этап столь же необходим в его развитии. Впрочем, после

преодоления каждого кризиса происходит резкий скачок в развитии, затем

наступает пауза. К 5 годам ребенок переживает еще один «очаровательный

возраст»; 10-летний возраст также рассматривается как благоприятный период.

Возможно, вам покажется слишком категоричным столь жесткое разделение на

периоды (одно произойдет в 2 года, другое — в 3 года, в 5 лет и т. д.) и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.