Рефераты. Ребенок от года до 3-х лет

ловким, может объяснить, что он хочет, становится общительнее. Это

наблюдается во всех случаях. К 2 годам стираются существовавшие различия в

развитии, упущенное наверстывается. До этого возраста наряду с классическим

случаем (в 6 мес.. — первый зуб, в 12 мес. — первые шаги, в 18 — первая

фраза) встречался и маленький вундеркинд, который пошел в 9 мес.., и самый

медлительный ребенок, сделавший первые шаги только в 18 мес.., и маленькая

девочка, еще не улыбавшаяся в 4 мес., и другая маленькая, уже в 2 мес.

узнававшая окружающих, и др. Всех их можно считать нормальными, просто их

конституциональные особенности, темперамент, окружение были различными, а

поэтому и успехи в развитии достигались не в одном и том же возрасте. Точно

так же и зубы появились у них в разное время. Теперь же черепаха догнала

зайца: в 2 года все дети умеют делать одно и то же; отмечается только одно

различие, оно касается речи: один ребенок знает 20 слов, другой — 50,

третий — 100. Однако и здесь у них есть общее — пристрастие к глаголам.

И вполне нормально, что ребенок в этом возрасте, став таким деятельным,

активным, предпочитает пользоваться глаголами, обозначающими действие.

Вначале он употребляет их в инфинитиве (например: мальчик гулять, папа

п(р)ийти и др.). Личные формы, времена — это придет позже. А пока его фраза

обычно состоит из одного или двух существительных и глагола (например: папа

отк(р)ыть тик-так). На предыдущем этапе одно слово представляло целую

фразу.

Этот детский сленг сохраняется обычно до полутора -двух лет, иногда и

дольше, если родители подхватывают его якобы для того, чтобы малыш лучше их

понял. Ребенок произносит «пуп», так как не может сказать «суп», но он

очень хорошо понимает, что речь идет о жидкости, которую ему дают за

обедом. Постепенно, если все вокруг говорят «суп», он тоже научится,

поскольку овладение языком основывается прежде всего на подражании. Но

когда взрослые коверкают слова, ребенок до бесконечности будет повторять

«пуп», «бибика», «тпру-а» и т. п., что весьма печально, ибо в этом возрасте

он начинает интересоваться названиями окружающих предметов. Ребенок

приходит в восторг, когда слышит новые слова. Некоторые из них буквально

завораживают его. Например, когда в возрасте 22 мес. Фед плакал, достаточно

было сказать ему «салатница», чтобы он успокоился.

Речь идет вовсе не о том, что с ребенком надо говорить академически

правильным языком, но не следует упрощать все слова под тем предлогом, что

ему понятнее «бибика» вместо «машина» или «гав-гав» вместо «собака». Для

ребенка здесь нет предпочтений.

Однако если ребенок говорит «пуп» вместо «суп», поскольку ему еще трудно

произносить «с», не копируйте его (вы потом не отвяжетесь от этого

словечка, к тому же это бесполезно; кроме того, вы рискуете обескуражить

ребенка или же он начнет спотыкаться на этом слове); продолжайте говорить

«суп», и однажды он спонтанно произнесет это слово правильно.

Что любит ребенок в 18—24 месяца

- Ему нравится есть самостоятельно, как «большой», но и шалить при этом

— шлепать ложкой по супу, разбрызгивая его из тарелки, наливать воду в

компот и класть шпинат в стакан с кефиром.

- Он любит засовывать различные предметы в щели паркета или в замочную

скважину, выбрасывать за окно самые разные вещи (необходимо предпринять

меры предосторожности, поскольку возможны несчастные случаи), говорить

«нет» из чувства противоречия, но также из желания поиграть. Чтобы

добиться послушания от ребенка этого возраста, можно его отвлечь. Например:

если он не хочет раздеваться, подойдите к окну и скажите: «О, какая

красивая голубая машина, какой толстый серый голубь или какая маленькая

рыжая собачка» и т. п. Ребенок подбегает, смотрит в окно, а вы тем

временем снимаете с него рубашку...

Желая подразнить вас, он часто делает все наоборот. Если нужно, чтобы он

подошел, скажите ему «до свидания», сделав вид, что уходите. Кроме того, он

любит приставать к матери с нежностями, целовать ее, но только не тогда,

когда она об этом просит, корчить рожицы, дабы рассмешить тех, кто на него

смотрит. Одним словом, любит дразнить, ласкаться, кривляться.

Ему нравится, когда сразу понимают, чего он хочет. Это не всегда легко,

так как желания у него вполне определенные, а словарный запас еще весьма

ограничен.

Внимание: оснований для беспокойства по поводу плохой артикуляции,

неправильного произношения некоторых букв или слогов в этом возрасте нет.

До 4 лет никакие языковые трудности, дефекты речи еще не имеют особого

значения. Однако проконсультироваться у логопеда можно.

На данном этапе развития двигательная активность очень велика,

вследствие чего у некоторых детей может отмечаться повышенная нервная

возбудимость, поэтому необходимо следить за тем, чтобы ребенок достаточно

спал и соблюдал режим.

ОТ 2 ДО 2,5 ЛЕТ

Возраст 2—2,5 года — это период спокойствия и равновесия, переход от

вездесущего и непоседливого ребенка к капризному (в 21/2 — 3 года), о чем

мы расскажем далее.

В данном возрасте ребенок становится более общительным, его теперь легче

понять, поскольку он лучше объясняется. Действительно, если на предыдущем

этапе он не переставал все трогать, брать в руки, то теперь он прежде всего

стремится говорить. Обнаружив существование других людей и различных

предметов, он хочет к каждому из них приклеить этикетку; чтобы узнать

название предметов, он, указывая на них пальцем, спрашивает: «А это?... а

то?...» Услышав ответ, он, как эхо, тут же повторяет

название.

Это повторение необходимо для него, чтобы пополнить свой словарный

запас. Он называет имена окружающих, перечисляет свои игрушки, игрушки

сестер и братьев, различные предметы вместе с именем их владельца («туфли

мама... книжка папа...»). Верный своей детской логике, он не любит, когда

предметы меняют владельца. Эмманюэль, 2 1/2 года, удивлен, увидев, что

бабушка надевает туфли мамы. Как кладовщик, составляющий опись товаров.

Он перечисляет блюда, съеденные им за обедом, за ужином, вчера и все

остальные, которые может вспомнить. Его интересует, где находится его отец,

сестра или приятель, который часто приходит к нему поиграть. Все его

вопросы продиктованы настоятельным желанием ориентироваться в окружающем

мире, найти в нем свое место, обрести себя. Оставаясь один, он повторяет

запомнившиеся слова и комментирует каждое свое действие. Это начало

Длинного монолога, который будет продолжаться годы, вплоть до 6—7-летнего

возраста.

Часами разговаривая таким образом то с одними, то другими или со своей

куклой, ребенок делает грандиозные успехи в языке. Он не только усваивает

новые слова, но и свободнее выражает свои мысли, постепенно уходя от

детского сленга.

Сначала он научится выражать принадлежность предметов (бесконечные

расспросы и перечисления проходят без пользы). Теперь он уже говорит

как другим допустим, раньше научиться ходить (причем нередко

ребенок, опережающий других в развитии речи? отстает в умении ходить). Это

особенно заметно у детей из одной семьи, имеющих одинаковое воспитание;

например: старшая сестра знала 5 слов в 1 год, а ее младший брат говорит 2

слова в возрасте 11/2 года. Но не все объясняется только способностями

ребенка, основную роль играетсреда, окружение. Для того чтобы ребенок

научился нормально разговаривать, ему необходимы атмосфера любви и

понимания, участие взрослых. Ребенок должен постоянно слышать, как говорят

старшие; кроме того, с ним надо часто разговаривать, отвечать на его

вопросы, поощрять его старания, не забывая при этом о доброжелательном тоне

и не коверкая слов.

Совершенно очевидно, что малышка, которой ласков говорят: «Пойди

вымой руки, а потом поможешь маме

накрыть стол... Очень хорошо. Садись скорей. Я налью тебе супа...

Осторожней, не обожгись!... Молодец! Ты ешь уже совсем как большая»,—

быстрее продвинется в развитии речи, чем девочка, оставленная на попечение

равнодушного взрослого, которая слышит целый день только фразы такого типа:

* он расписывает происшествие в деталях, сочиняя и

хвастая, хотя действительно переживает свои приключения; он воспроизводит

их в лицах, сейчас он актер.

Ребенок — прирожденный актер, начинается это в 3 года и продлится долго.

Мы сами, впрочем, поощряем его вкус к перевоплощению, даря ему атрибуты

ковбоя или медсестры. И тогда мальчик становится поочередно покорителем

Техаса, космонавтом, гонщиком, а девочка — медсестрой, балериной,

продавщицей.

Позже, играя с приятелями, он начнет распределять роли: «Пусть я буду

генералом, а ты — его враг. Я буду мама, а ты дочка...» Самую лучшую роль

он постарается оставить себе.

Когда ни игрушки, ни другие вещи, ни собственные приключения не занимают

целиком воображения ребенка, он выдумывает себе друга, с которым много

разговаривает, но еще больше говорит о нем. Воображаемый спутник — это либо

тот негодник, который совершает все его проступки (разбил тарелку, запустил

пальцы в варенье и не послушался папу), либо верный друг, разделяющий с ним

горе и радость, развлекающийся вместе с ним.

Некоторые родители с тревожной подозрительностью относятся к появлению

такого воображаемого спутника. Если это только друг, компаньон в игре, с

которым ребенок забавляется, то ничего страшного. Плохо, когда он слишком

занимает ребенка, становится средоточием его жизни, если из-за него ребенок

не обращает внимания на окружающих, забрасывает любимые игрушки. Чтобы

отвлечь ребенка от воображаемого, но безотвязного друга, надо не высмеивать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.