Рефераты. Ребенок от года до 3-х лет

Ребенок от года до 3-х лет

НЕМНОГО О ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

Прошел только год после того, как человечек появился на свет, но какие

огромные изменения произошли за это короткое время. Недавно еще

совершенно беспомощное дитя стало на ноги, сначала робко, а затем все более

уверенно делает свои первые шаги в открывающийся перед ним беспредельный

мир.

Теперь ваш ребенок непосредственно соприкасается с более широким кругом

предметов. Он начинает многое понимать, учится думать, говорить.

Вместе с тем физическое и нервно-психическое состояние малыша еще

неустойчиво и непрочно. Организм его недостаточно окреп и нуждается в

тщательном уходе. Он еще очень восприимчив к различным заболеваниям.

На втором и третьем году жизни темпы роста ребенка по сравнению с первым

несколько замедляются: за второй год он вырастает примерно на 10 см, а за

третий — на 8 см; масса тела увеличивается ежегодно на 2,5—2 кг.

От 2 до 3 лет костная система ребенка еще не полностью развита: скелет

в основном состоит из хрящевой ткани и поэтому позвоночник легко

поддается различным искривлениям из-за неправильно подобранной

одежды обуви и т. д. В результате у малыша могут рано появиться нарушения

осанки.

До 3 лет у детей интенсивно развивается мускулатур; и связочно-суставной

аппарат. По сравнению со взрослым у них более подвижны суставы, что зависит

от больше эластичности мышц, сухожилий, связок. Мышечная система ребенка

раннего возраста развита еще недостаточно, общая масса мышц у него

составляет всего 25 % от массы тела, а у взрослого — не менее 40—43 %.

Имеет свои особенности и система кровообращения. В первые годы она

претерпевает большие изменения. Частота пульса у 2-летнего составляет

110—115 ударов в минуту, у 3-летнего — 95—110.

Верхние дыхательные пути у детей раннего возраста относительно узки,

слизистая оболочка, выстилающая их, богата лимфатическими и кровеносными

сосудами, при любых воспалительных явлениях легко набухает и затрудняет

дыхание.

За второй и третий год жизни значительно совершенствуется система

пищеварения. Увеличивается объем желудка: его емкость у годовалого ребенка

равна 250 мл, у трехлетнего — 400 мл. Формируется жевательный аппарат, что

позволяет хорошо справляться с плотной пищей. Практически диета трехлетнего

малыша приближается к диете взрослого.

Очень большие изменения происходят в центральной нервной системе. Если в

первые месяцы нервные клетки головного мозга еще не представляют собой

сформировавшихся центров (таких, как двигательный, зрительный и др.) то к

трем годам их строение уже достаточно совершенно. А это обеспечивает

способность сознательно реагировать на окружающую обстановку,

совершенствовать движения, развивать речь. В этом возрасте малыш

приобретает много полезных навыков и умений, у него сильно развиты эмоции.

Выносливость нервной системы значительно увеличивается, повышается и

работоспособность. Он может уже больше бодрствовать и меньше спать. Поэтому

с 1,5 лет ему достаточно спать днем только 1 раз.

Но в то же время особенности высшей нервной деятельности детей данного

возраста таковы, что они не способны на длительное торможение (не могут

долго находиться в одной и той же позе) и на длительное ожидание, быстро

утомляются от однообразных действий, например, от ходьбы в одном

направлении.

Особенно интенсивно развивается речь ребенка. В годовалом возрасте при

нормальном развитии малыш обычно произносит сознательно 8—10 слов, в 2 года

его словарный запас составляет уже 300 слов, а к концу третьего года до

1300 слов. К этому времени он уже говорит предложения, используя вводные

слова, придаточные предложения, задает массу вопросов, в которых ярко

проявляется его пытливый, любознательный ум.

Что надо знать о законах развития ребенка?

Прежде всего, особенности его развития в разные возрастные периоды. Это

позволит предъявить малышу такие требования, которые соответствовали бы

его возможностям. В противном случае ваши воспитательные приемы не будут

эффективны, а могут даже повредить.

В возрасте от 1 года до 3 лет можно выделить 3 периода, из которых каждый

имеет свои закономерности:

1. от 1 года до 1,5 лет — малыш уже может самостоятельно ходить, начинает

овладевать речью, приобретает некоторые навыки;

2. от 1,5 до 2 лет — закрепляются достигнутые в более

раннем возрасте умения;

3. от 2 до 3 лет — возраст бурного развития речи

и умственного развития.

ОТ 12 ДО 18 МЕСЯЦЕВ

Наиболее значительным событием следующих 6 мес.. является то, что ребенок

начинает ходить не сразу, но обязательно в этот период, раньше или позже.

Примерно 6 мес.. отделяют малыша, цепляющегося за перекладины манежа,

чтобы встать на ноги, от ребенка, научившегося ходить, не держась за руку

отца. Шесть месяцев ежедневных усилий со своими взлетами и падениями: в

иные дни он движется вперед семимильными шагами, в менее удачные — может

едва удерживаться в вертикальном положении. Обучение ходьбе потребует от

ребенка столько сил, что на успехи в других областях их почти не остается.

В годовалом возрасте ребенок произнес первое слово, и, казалось, он вот-

вот заговорит, но между 12-м и 18-м месяцем он топчется на мес.те.

Например, некоторые дети, уже умевшие выговаривать если не все слова, то

один из слогов, теперь не произносят его. Родители полагают, что ребенок

забыл это слово, на самом же деле его сейчас занимает! совсем другое —

ходьба. К тому он очень хорошо спал Л теперь же, когда он начинает ходить,

у него бывают бессонные ночи. Сказанное относится ко всем периодам

развития: успехи ребенка в какой-то одной области могут сопровождаться

замедлением в других областях.

Когда к 18 мес.. ребенок научится ходить самостоятельно, возможно,

покажется, что его развитие несколько приостановилось; в действительности

же ребенок все подмечает и накапливает знания, что проявится позднее, на

следующем витке. Так, в возрасте 2—21/2 лет произойдет новый рывок — важные

успехи в развитии речи.

Таким образом, в возрасте 12—18 мес.. подавляющее большинство детей

начинают самостоятельно ходить; данный период некоторые специалисты

называют «периодом ощутимых сдвигов». Но мы не настаиваем на этом

определении, поскольку этапы развития не имеют четких границ. Добавим

только, что умение самостоятельно ходить не связано с успехами в умственном

развитии в отличие от предыдущих этапов (хватательные движения рук).

Периоды ощутимых сдвигов (впервые названы так М. Montessori) отмечаются

неоднократно на притяжении детства; имеются в виду этапы, когда ребенок

особенно легко осваивает что-то качественно новое. Такие периоды существуют

для каждого достижения, будь то ходьба, умение говорить, различать цвета

или (несколько позже) чтение и умение считать. Это особенно верно в

отношении развития речи, ведь ребенок практически без усилий овладевает

родным языком. Взрослому требуются годы немалого труда для обучения

иностранному языку, на котором, впрочем, он редко говорит столь же хорошо,

как на родном. И, как показывает опыт, не следует пропускать такие периоды

жизни ребенка, не стараясь помочь ему, не поощряя его к обучению; в

противном случае позднее приобретение навыков и знаний потребует от него

большего труда. Мешать ребенку в процессе обучения столь же нежелательно,

сколь бесполезно подгонять и понукать. Ребенок лучше воспринимает новое,

когда он учится с желанием и интересом.

Обучение ходьбе подразумевает, прежде всего, умение сохранять равновесие,

а уж затем продвижение вперед, и оно не обходится без определенных

трудностей. Не спешите поднимать .ребенка всякий раз, как только он упадет,

ведь усилия, которые он делает, чтобы встать, способствуют укреплению его

мускулов. Он падает, приподнимается, опираясь на руки, встает, снова

падает. Это нелегкая наука, но совершенно необходимая. Прежде чем ребенок

научится говорить, он будет бесконечно повторять одни и те же слоги, точно

так же, как раньше умение пользоваться руками потребовало от него многих

недель Упражнений. Поэтому ваше одобрение его усилий и понимание его

потребностей облегчает ребенку процесс обучения.

Умение ходить преображает ребенка. Если раньше он полностью зависел от

окружающих, то теперь ему незачем кого-то просить, он может пойти

посмотреть вблизи то, что его интересует, возбуждает его любопытство, и,

следовательно, каждый день делать множество открытий, приобретать опыт.

Он становится подвижным, невероятно занятым и неутомимым.

Умение ходить влечет за собой и другие последствия, ее заметные.

Благодаря ему, ребенок действительно ощущает свое тело, ибо теперь он

падает, ушибается, снова падает, натыкается на мебель, прищемляет дверью

пальцы, о причиняет ему боль. Ушибы, синяки

и шишки дают ему тем больший опыт, чем чаще они повторяются в течение дня,

чем большую боль он при этом испытывает. В результате уже в 18 мес..

малыш избегает столкновений с мебелью, обходит ее, зная, что это может

причинить боль. Таким образом, эмпирическим путем открыв свое тело, ребенок

теперь проявляет к нему пристальный интерес: например, заметив на руке

прыщик, он часами разглядывает его; отсюда магическая для него сила

повязки, «удерживающей» отдельные части. Когда прыщик подсыхает и корочка

отторгается, малыш плачет, воспринимая это как потерю частички своего

тела. Царапина, капля крови тоже вызывает у него беспокойство, особенно

если окружающие преувеличивают значение таких небольших инцидентов.

Развлечения и игры

К 1 —1/2 годам ребенка начинают интересовать животные — куры, коровы,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.