распирающего характера, повышение давления до 160/100. При осмотре- рост
190см, вес 90кг. Черты лица укрупнены, размер обуви 43.Кожный покров
физиологичен. Со стороны органов дыхания патологии нет. Тоны сердца
приглушены, акцент 2-го тона над аортой. АД 150/90, пульс 78 в мин. При
пальпации живота - без особенностей. Пальпация щитовидной жечлезы:
Щитовидная железа увеличена до 2-3 степени, эластична, подвижна, не
однородна, безболезненна.
При опросе - крупные черты лица, большой рост с детства, похожа на
маму.
Длительно лечится у невропатолога по поводу головной боли, динамики
нет.
Из перенесенных заболеваний: 2 года назад прооперирована по поводу
миомы матки.
При гормональном обследовании щитовидной железы- эутиреоз. По УЗИ:
Диффузно- узловой зоб 3.
Предварительный диагноз?
План дообследования? Ожидаемые результаты?
Как расценить в данном случае этиологию миомы матки и диффузно-
узлового зоба?
Лечебная тактика?
Задача 4.
Женщина 55 лет, пришла на прием к эндокринологу. На проф. осмотре
обнаружено увеличение щитовидной железы. В течение всей жизни работала в
гальваническом цехе (высокие температуры). На момент осмотра жалоб нет.
Объективно: Рост 165см., вес 75кг. Кожный покров физиологичен. Черты лица
укрупнены, в течение 5 последних лет отмечает постоянное увеличение стоп и
кистей. Со стороны органов дыхания патологии нет. ССС- тоны сердца
приглушены, акцент 2-го тона над аортой. Артериальное давление 150/100,
пульс 80 в мин. При пальпации - живот безболезненный, печень +3см.
Щитовидная железа увеличена до 2-3 степени, однородна.
При обследовании: Общ. билирубин в норме. Гормональное обследование
щитовидной железы - эутиреоз. На краниограмме- явления внутричерепной
гипертензии.
Необходимое дообследование? Ожидаемый результат?
Литература:
1. Лекции.
2. И.И.Дедов “ Алгоритмы диагностики и лечения болезней эндокринной
системы”, Москва 1995г., с.16-22.
3. Н.Т.Старкова “ Руководство по клинической эндокринологии”, Питер
1996г.,с.43-59.
Тема: Акромегалия.
Ответы на ситуационные задачи.
Задача 1.
- Аденома гипофиза (соматотропинома). Акромегалия, прогрессирующая
стадия.
- КТ головного мозга, Поля зрения на цветные метки, Глазное дно,
Аудиограмма, Анализ мочи по Зимницкому, СТГ, пролактин в крови.
- Аденома гипофиза; сужение полей зрения ( возможно не симметричное),
либо норма; Изменения, характерные для внутричерепной гипертензии; Снижение
слуха или норма; Снижение относительной плотности мочи или норма; СТГ
повышен; Пролактин повышен или норма.
-Лучевая терапия протоновым пучком при микроаденоме, хирургическое
вмешательство при макроаденоме, при стабильной аденоме без роста - возможна
выжидательная тактика.
Задача 2.
-Аденома гипофиза.
- Поля зрения на цветные метки, Глазное дно, Аудиограмма, Анализ мочи
по Зимницкому, СТГ, полактин в крови.
-Сужение полей зрения (возможно не симметричное), либо норма;
Изменения, характерные для внутричерепной гипертензии; Снижение слуха или
норма; Снижение относительной плотности мочи или норма; СТГ повышен;
Пролактин повышен или норма.
Задача 3.
-Аденома гипофиза (соматотропинома). Акромегалия, стабильное течение.
Диффузно- узловой зоб 3, эутиреоз.
-КТ головного мозга, Поля зрения на цветные метки, Глазное дно,
Ответы на программированный контроль:
1. 1.1., 1.2, 1.3., 1.5., 1.6., 1.7., 1.8., 1.9., 1.11., 1.12.
2. 2.1., 2.4., 2.6., 2.7., 2.8.
3. 3.3.
4. 4.2., 4.4.
5.
Практическое занятие.
Значение темы - Учебное.
Акромегалия - тяжелое нейроэндокринное заболевание, обусловленное
хронической гиперпродукцией гормона роста соматотрофами передней доли
гипофиза, возникающее в основном в возрасте 30-50 лет.
На 1 млн. населения приходиться 40-70 человек с данным заболеванием.
Смертность среди больных акромегалией превышает таковую в контрольной
популяции.
3. Цель занятия:
Общая: На основании полученных знаний уметь обосновать диагноз и
определить тактику ведения больного с акромегалией.
Конкретные:
1. Иметь представление о возможных причинах данного заболевания.
2. Знать основные патогенетические механизмы избыточной продукции
гормона роста.
3. Знать основные диагностические критерии акромегалии.
4. Уметь интерпритировать пробы: инсулиновую гипогликемию, тесты с
тиролиберином и соматостатином, тесты на подавление секреции гормона роста
(ГТТ, тест с парлоделом).
5. Уметь читать рентгенограммы черепа.
6. Знать от чего зависит алгоритм лечения акромегалии.
Оснащение занятия:
- методическая разработка для студентов;
- комплект краниограмм.
Хронокарта практического занятия:
|№ |Наименование |Время(мин.|Дидактические процессы |
| |учебных элементов. |) |обеспечения учебных |
| | | |операций. |
|11|Организационная часть | | |
|. |(объявление темы занятия,|5 | |
| |значение изучения темы). | | |
| | | |1.Контрольный опрос |
| | |15 |а) устный. |
|22| | |б)решение задач програм- |
|. |Этиопатогенез | |контроля. |
| |акромегалии. | | |
| | | |2. Проработка методической |
| | | |разработки по диагностике |
|33| |40 |акро- |
|. |Диагностика и | |мегалии. |
| |диффе-ренциальная | |3. Решение ситуационных |
| |диагностика акромегалии. | |задач. |
| | | |4. Методические указания |
| | | |преподавателя ( обратить |
| | | |внима- |
| | | |ние на функциональные |
| | | |тесты). |
| | | |- проба с тиролиберином; |
| | | |- тест с парлоделом; |
| | |60 |- ГТТ. |
|4.| | | |
| |Клиника акромегалии. | |5. Демонстрация типичного |
| | | |больного . |
| | | |6. Самостоятельная работа в |
| | |60 |па- |
| | | |лате по обследованию |
| |Лечение акромегалии | |больных. |
|5.| | |7. Заключение преподавателя.|
| | | | |
| | | |8. Устный опрос. |
| | | |9. Методические рекомендации|
| | | |преподавателя(обратить |
| | | |ние на новые препараты в |
| | | |лече- |
| | | |нии акромегалии). |
| | | |10. Решение ситуационных |
| | | |задач. |
| | | |11. Заключение |
| | | |преподавателя. |
| | | |12. Домашнее задание. |
Вопросы базовых дисциплин:
1. Анатомия гипоталамо-гипофизарной системы:
- строение,
- расположение,
- кровоснабжение,
- иннервация.
2. Физиология гипоталамуса и аденогипофиза:
- релизинг-факторы,
- гормоны,
- взаимосвязь с другими органами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8