Отличия: при экзогенно-конституциональном ожирении наблюдается
ожирение с детства, равномерное распределение подкожно-жирового слоя,
отсутствие пигментации и высыпаний на коже, менструальный цикл не нарушен.
Лечение ПЮД.
Цель терапии ПЮД - нормализовать функцию системы гипоталамус- гипофиз-
периферические эндокринные железы.
Принципы комплексного лечения больных ПЮД следующие:
1. Этиотропная терапия: возможности этиологической терапии ПЮД
ограничены, так как между воздействием причины и развитием заболевания
проходят различные сроки. Необходимо выявлять и ликвидировать очаги
инфекции, в частности санировать носоглотку и полость рта.
2. Патогенетическая терапия:
дегидратационная терапия для ликвидации явной и скрытой
внутричерепной гипертензии;
рассасывающая терапия;
улучшение трофических процессов ЦНС, устранение гипоксии мозга.
3. Лечение синдромов и осложнений:
лечение ожирения;
коррекция гормональных нарушений;
устранение неврозоподобных состояний и вегетативных расстройств;
лечение артериальной гипертензии.
Ситуационные задачи.
Задача 1.
Больная 14 лет, предъявляет жалобы на тучность, головные боли,
эмоциональную лабильность, нарушение менструального цикла (задержка до 4
мес.). Данные жалобы появились около 1 года назад, отмечается их нарастание
за прошедший период.
При осмотре: рост 170 см., вес 100 кг. Кожные покровы истончены,
розовые стрии на животе, внутренней поверхности бедер. АД 140/90.
Дополнительные обследования: холестерин 7 ммоль/л, (-липопротеиды 60
ед, ТТГ натощак 6,5 ммоль/л, через 2 часа 8 ммоль/л, 17кс.-58 мкмоль/л, 17
окс.-23 мкмоль/л.
1. Оценить данные лабораторного исследования.
2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать данное
состояние.
3. Дополнительные методы исследования необходимые для диф.
диагноза.
Задача 2.
Больная 13 лет. Жалобы на нарушение менструального цикла (задержка до
6 мес.), усиленный рост волос на лице. В анамнезе черепно-мозговая травма.
При осмотре: рост168 см., вес 80 кг. Кожные покровы физиологической
окраски, бледные стрии на бедрах. Усиленный рост волос на лице (верхняя
губа, подбородок). Со стороны органов дыхания и сердечно сосудистой системы
без изменений, АД 110/70.
Дополнительные исследования: сахар крови 5.0 ммоль/л, холестерин 6.0
ммоль/л., (-липопротеиды 55 ед., печеночные пробы в пределах нормы. 17-
окс. 25 мкмоль/л, 17 кс. 60 мкмоль/л. Ночная проба положительная. По УЗИ
размеры яичников не изменены, дополнительных образований в области яичников
не найдено.
2. Какие данные позволяют исключить патологический
гиперкортицизм.
3.Какие данные позволяют исключить синдром Штейна-Левенталя.
4. Поставить предварительный диагноз.
Задача 3.
Больная 15 лет, предъявляет жалобы на тучность, выраженные головные
боли, головокружение. Данные жалобы появились 2 года назад . За прошедший
период усилились . В анамнезе хронический тонзиллит.
При осмотре: рост 168 см., вес 95 кг. На боковых поверхностях живота ,
внутренней поверхности бедер, в области поясницы розовые стрии. Фолликулит.
Ожирение по андроидному типу. АД 150/100, акцент 2 тона над аортой.
Дополнительные обследования: ТТГ натощак 6,0 ммоль/л, через 2 часа 8.2
ммоль/л, 17 окс 22 мкмоль/л, 17 кс 60 мкмоль/л. Малая проба Лиддла
положительная. Холестерин 6,5 ммоль/л. На краниограмме признаки
внутричерепной гипертензии, турецкое седло без изменений.
1. Поставить диагноз, обосновать.
2. Составить план лечения.
Задача 4.
Мальчик 14 лет, рост 140см., вес 85кг. На ягодицах, плечах- стрии (
светло-розовые). Половой член маленький, яички маленькие, плотные.
Оволосения в паху, в подмышечных впадинах нет. АД 140/90 ( периодически),
носовые кровотечения.
Предварительный диагноз?
Необходимое обследование? Ожидаемый результат?
Лечебная тактика?
Задача 5.
Мальчик 16 лет, в течение 2-ух лет жалобы на периодические подъемы
давления до 140/90, носовые кровотечения. С 13 лет страдает увеличением в
весе до 85кг при росте 170 см. Отсутствие оволосения в подмышечных
впадинах, паху. Половой член маленький, яички маленькие, плотные. Обратился
к врачу с жалобами на постоянно высокое давление (140/90), резкую прибавку
в весе за последние 6 месяцев на 7 кг, головные боли. При осмотре
повышенная жирность волос, кожи лица, акне. Ожирение 2, луноподобное лицо,
яркие красные стрии. Проведена рентгенография черепа. Описание: Пальцевые
вдавления, порозность стенки турецкого седла, увеличение его в размерах.
Дать заключение рентгенограмме черепа.
С чем в данном случае дифференцировать заболевание?
В каком возрасте появилось данное заболевание?
Какое заболевание можно предположить первоначально?
Литература:
1. И.И. Дедов “ Алгоритмы диагностики и лечения болезней эндокринной
системы.” Москва-1995
2. Н.Т.Старкова “ Руководство по клинической эндокринологии”
Практическая медицина, Питер-96,
3. Е. А. Холодова.” Справочник по клинической эндокринологии”. Минск.
Беларусь. 1996.
4. И. В. Терещенко. “ Лечение, профилактика и прогноз пубертатно-
юношеского диспитуитаризма”. Пермь-1996.
Тема: Пубертатно-юношеский диспитуитаризм.
Практическое занятие.
Значение темы: учебное.
В настоящее время наблюдается рост данной нейроэндокринной патологии с
преобладанием в клинике генеративных нарушений. Это требует от врачей
умения своевременно поставить диагноз и провести полноценное лечение, что
особенно важно для предотвращения таких осложнений как поликистозная
дегенерация яичников, гинекомастия, миокардиодистрофия, артериальная
гипертензия.
Цели:
Общая- ознакомиться с этиологией, клиникой, диагностикой, лечением и
профилактикой ПЮД.
Конкретные:
1. Изучения причин ведущих к развитию ПЮД и его патогенеза.
2. Ознакомление с классификацией ПЮД.
3. Изучение клинических проявлений ПЮД.
4. Приобретение навыков в диагностике ПЮД ( знание необходмого
минимума обследования).
5. Умение провести дифференциальную диагностику ПЮД от БИК, СИК,
ожирения, синдрома Штейна-Левенталя.
6. Изучение современных методов лечения и профилактики ПЮД.
Место проведения занятия:
- учебная комната;
- курация в эндокринологическом отделении ГКБ№2
Оснащение занятия:
-методическая разработка для студентов по теме : “ПЮД”;
- схема (овехет) по классификации гиперкортицизма;
- комплект краниограмм.
Хронокарта практического занятия по теме: ”Пубертатно-юношеский
диспитуитаризм”.
|№ |Наименование учебных | Время|Дидактические процессы |
| |элементов. |(мин).|обеспечения. |
|11. |Организационная часть | 5. | |
| |(объявление темы занятия, | | |
| |значение изучения темы). | | |
| | | | |
|22. |Этиопатогенез болезни. |15. |1.Контрольный опрос |
| |Классификация | |а) устный; |
| |гиперкортициз- | |б) решение задач |
| |ма. | |программиро- |
| |Классификация ПЮД. | |ванного контроля. |
| | | |2. Рассказ преподавателя ( |
| | | |зна- |
| | | |комство с классификацией |
| | | |гиперкортицизма, обратить |
| | | |внимание на определение |
|3. | | |степе- |
| |Диагностика, клиника ПЮД. |60. |ни тяжести ПЮД). |
| | | |3. Демонстрация типичного |
| | | |больного с ПЮД( обратить |
| | | |внимание на клинические |
| | | |прояв- |
| | | |ления функционального |
| | | |гиперкортицизма). |
| | | |4. Проработка методических |
| | | |рекомендаций для студентов |
|4. | | |по обследованию больных с |
| |Дифференциальная диагности-|60. |ПЮД. |
| | | |5. Самостоятельная работа в |
| |ка ПЮД и БИК. | |палате. |
| | | |6. Заключение преподавателя.|
| | | |7. Устный опрос. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8