Рефераты. Диагностика и консервативное лечение асимметрии таза у детей

При осмотре пациентов отмечалась асимметричное расположение крыльев

подвздошной костей, треугольники талии располагались не симметрично, углы

лопаток находились на разном уровне.

Для анализа антропометрических данных и оценки эффективности

воздействия лечебной физкультуры, массажа, электростимуляции на

определенные группы мышц применялись методы исследования, предложенные

Л.А. Комаровой (1983), Н.Ф. Сивун (1992), В.И. Дубровским (1994).

Н.Ф. Сивун (1992) было предложено измерение силовой выносливости мышц

спины и живота, используя приемы наклонов, а также измерение относительных

длин нижних конечностей. Для определения способности к длительному

напряжению мышц спины ребенок укладывается на кушетку вниз лицом, выполняет

задание – напряжением мышц удерживает туловище в горизонтальном положении.

Время до полного утомления мышц спины определяется по секундомеру (в норме

для детей 7–11лет – 1–2 минуты, для детей в возрасте 12–15 лет – от 2 до 4

минут). Показатель характеризующий мышцы брюшного пресса, определяется:

лежа – в положении сидя – и обратно (в норме для детей 7–11 лет от 15 до 20

раз, для детей 12–15 лет до 30 раз). Измерение длин ног осуществляется от

гребней подвздошных костей до наружного надмыщелка большеберцовых костей.

В.И. Дубровским (1994) было предложено определение становой и ручной

динамометрии у детей в возрасте от пяти лет.

1.3. Методы консервативного лечения асимметрии таза.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ, ПРИВЕДЕННЫЕ В.А. БОГДАНОВЫМ (1976), А.П. ДРЕЙМО-

НИСОМ (1985), О.Г. КОГАНОМ (1986), Р.Ф. ТУРАЕВЫМ (1986), К. ЛЕВИТОМ (1993),

Г.А. ИВАНИчЕВЫМ (1997) ПОЗВОЛИЛИ ИЗУчИТЬ ПАТОБИОМЕХАНИчЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИя

ТАЗОВОГО КОМПОНЕНТА И ПОДОБРАТЬ МЕТОДЫ ЛЕчЕНИя АСИММЕТРИИ ТАЗА, ВКЛЮчАя

ПРИЕМЫ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ И ПОСТИЗОМЕТРИчЕСКОЙ РЕЛАКСАЦИИ МЫШЦ

(ИВАНИчЕВ Г.А., 1997).

K. Lewit (1973, 1999) – основоположник мануальной терапии, приводит

данные о признаках "искривленного" таза, а именно наличие переразгибания

коленных суставов, асимметрии ромба Михаэлиса, смещения одного бедра в

сторону, разный уровень ягодичных линий.

Описанные Я.Б. Куценком (1979), О.Г. Коганом (1986), Дж.Г. Тревеллом и

Д.Г. Симонсом (1989), Б.А. Никитюком (1993), Г.П. Драчуком (1997) нарушения

статики и биомеханики тазового компонента явились основой для проведения

манипуляционных приемов, направленных на коррекцию таза.

Д.Д. Молоков (1998) провел анализ результатов лечения детей со

сколиозами 1–2 степени, у которых отмечалось относительное укорочение одной

ноги. Этим детям были применены стандартные приемы мануальной терапии,

направленные на коррекцию позвоночника, но конечные результаты оказались не

эффективными.

После применения комплексной методики мануальной терапии, направленной

на коррекцию таза, отмечалась положительная динамика выравнивания

относительных длин ног (Емельченко Н.Г., 1987), устранялся компенсаторный

сколиоз поясничного отдела позвоночника (Казьмин А.И., 1981; Цивьян Я.Л.,

1986), уменьшалась асимметрия мышц лица.

Устранение дисфункции таза, по мнению В.П. Веселовского (1991),

И.Р. Шмидта (1994), Д.Д. Черкес-Заде (1998), Л.Ф. Васильевой (1999), и

коррекцию костно-мышечных структур необходимо проводить при помощи

специальных технических приемов, которые направлены на восстановление

подвижности в крестцово-подвздошных сочленениях, лонных суставах,

правильного расположения копчика. Также обязательно применение приемов,

направленных на растяжение укороченной квадратной мышцы поясницы и

укороченной подвздошно-поясничной мышцы.

В последние годы накоплен опыт применения мануальной терапии у детей,

начиная с периода новорожденности (Коган О.Г., Мерзенюк О.С., 1990).

Приемы, направленные на коррекцию тазового пояса и позвоночника

остаются прежними, а техника проведения манипуляционных приемов резко

отличается. Д.Д. Молоков (1998) утверждает, что отличия заключаются в том,

что приемы проводят в положении разгрузки позвоночника (только лежа), не

применяются толчковые приемы, применяются приемы мягкой тракции

(растяжения).

Учитывая тот факт, что асимметрия костей таза приводит и к асимметрии

мышечных структур, применение физических методов лечения, является

обязательным условием в профилактике инвалидности детей (Усоскина Р.Я.,

1971).

Из физических методов лечения наибольшее распространение получили:

классический массаж, лечебная гимнастика, электростимуляция мышц,

грязелечение, водолечение.

История возникновения массажа уходит в далекое прошлое, но и до нашего

времени ученые изучают влияние массажа на организм человека. Н.А. Белая

(1983), П.И. Готовцев (1987), И.В. Васичкин (1990), В.И. Дубровский (1994),

И.С. Красикова (1997) разработали показания и принципы проведения

классического массажа.

П.И. Готовцев (1987) утверждает, что действующим физическим фактором

массажа на организм являются механические раздражения, наносимые тканям

специальными приемами поглаживания, растирания, вибрации. По утверждению

И.П. Павлова (1948), В.Д. Сперанского (1957) массаж кожи, мышц вызывает

возбуждение механорецепторов, в которых происходит преобразование энергии

механических раздражений в нервные импульсы, которые по нервным волокнам

поступают в центральную нервную систему. Механорецепторы в организме

имеются всюду. Массаж, вызывает деформацию кожи, возбуждает

механорецепторы. Находящиеся в тканях механорецепторы, воспринимая давление

на мышцы, сигнализируют о состоянии мышечного тонуса. В случае сниженного

тонуса мышц одной группы, центральная нервная система формирует ответную

реакцию на данную группу мышц. В этом заключается основа метода

биологической обратной связи.

По мнению Э.А. Асратян (1960), П.К. Анохина (1975), С.И. Сороко (1984)

кора больших полушарий определяет решающую роль в процессах компенсации

двигательной функции. Однако вопросы перестройки биоэлектрической

активности в ней у детей с асимметрией таза практически не исследовались.

Установлено, что при аномальном развитии мышечных структур увеличивается

мощность дельта- и тета-ритмов, это связно с нарушением метаболических

процессов в мозге и отставание его созревания (Илюхина В.А., 1977).

Повреждение скелета у детей приводит к снижению частоты ЭМГ исследуемых

мышц. Это связано с уменьшением активности авторегуляционной системы

спинного мозга вследствие уменьшения поступления афферентных импульсов и

супраспинальных влияний (Бадалян Л.О., Скворцов И.А., 1976). Структура

биоритмов очень чувствительна к нагрузкам и стрессам. В то же время оценка

этой структуры при патологии может дать важные сведения о патогенезе ряда

заболеваний. По мнению Н.Н. Василевского (1975), Р.М. Баевского (1976)

любое отклонение от амплитудно-частотных характеристик биологического ритма

рассматривается как внутренний десинхроноз и отражает состояние

неспецифического напряжения.

В.В. Бутухановым (1989) была дана оценка неспецифического напряжения

организма, которая определялась по разработанному им индексу напряжения.

Во время стрессовых ситуаций в организме возникает целый ряд защитно-

приспособительных реакций, которые выражаются гормональными и висцеральными

сдвигами. Нервные структуры, которые организуют эти реакции, точно

локализованы в структурах гипоталамуса в среднем и продолговатом мозге

(Каменская В.М., 1976).

Все приемы массажа проявляют свое действие рефлекторно, утверждает

В.И. Васичкин (1990). Кожные и мышечные рецепторы, воспринимая механические

раздражения от массажных манипуляций, передают их в виде нервных импульсов

в центральную нервную систему, откуда по эфферентным (центробежным) путям

(от центра к периферии) они распространяются в различные ткани и органы,

тормозя или активизируя их деятельность. Таким образом, при воздействии

массажа в организме возникают приспособительные реакции, меняется

функциональное состояние мышечных структур.

Массаж оказывает разностороннее влияние на нервную систему,

кровообращение, лимфоток, обмен веществ, улучшая функциональное состояние

организма (Красикова И.С., 1997).

Огромное влияние на растущий детский организм оказывают факторы

окружающей среды. Малоподвижный образ жизни подростков, утверждает Л.

Бонев (1978), приводит к так называемым гиподинамическим состояниям, при

которых в первую очередь страдают мышечные структуры. Наличие слабого

мышечного корсета у детей и нарушенная статика приводят к сопутствующим

заболеваниям при асимметрии таза, а именно к наличию сколиоза и

дистрофического поражения головок бедер (Кувина В.Н., 1995; Кувин С.С.,

1998, 1999, 2000). Недостаток двигательной активности может прекрасно

восполнить массаж и лечебная гимнастика (Гончарова М.Н., 1974).

Отечественные ученые С.М. Иванов (1970), В.Н. Мошков (1977),

М.И. Фонарев (1983), И.Д. Ловейко (1988), В.А. Епифанов (1990) изучали

воздействие физических упражнений на асимметрично развитые мышечные

структуры при нарушении осанки и сколиозах у детей. По данным

В.И. Садофьевой (1987, 1990), за счет работы мышц осуществляется

вертикальное устойчивое положение тела. Наибольшую роль в сохранении

вертикальной позы играют мышцы, выпрямляющие позвоночник и подвздошно-

поясничные мышцы, которые действуют как сгибатели позвоночника. Однако на

вертикальное положение тела ребенка влияет угол наклона таза, утверждает

Х.А. Янсон (1975). Формирование угла наклона таза зависит от степени

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.