Рефераты. Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры)

эмоциональных невротических проблем, с которыми можно справиться в

результате грамотного лечения, которое должен проводить квалифицированный

специалист.

Анозогнозия — наоборот, активное отрицание болезни, недооценка

очевидного, приписывание имеющихся симптомов случайным обстоятельствам или

другим, не серьезным, заболеваниям. Анозогнозия наблюдается при

постепенном, медленном развитии болезни, без ярких, пугающих проявлений

(например, при хроническом туберкулезе легких).

Анозогнозическая внутренняя картина болезни формируется у личностей

стеничных (сверхуверенных в себе), гипертимных (склонных к приподнятому,

эйфорическому настроению), а также у легкомысленных людей. При работе с

такими пациентами необходимо настаивать на обязательном, регулярном

посещении лечебных процедур, подчеркивая их важность, объяснять возможность

различных осложнений при недобросовестном отношении к лечению, делая акцент

на том, что неблагоприятное течение заболевания или появление осложнений

существенно снизит способность пациентов к социальному функционированию.

Больных этой категории иногда не грех даже немного напугать, сгустив

краски, однако очень осторожно, дабы не вызвать обратной,

гипернозогнозической реакции.

Пациенты старческого возраста нуждаются в особом внимании. Такие

возрастные психические изменения, как снижение памяти, внимания, снижение

подвижности психики в целом, ухудшение процессов приспособления психики к

новым требованиям, эмоциональная лабильность, заострение

характерологических черт, психологические проблемы (например, связанные с

перенесенными утратами, ограничениями, чувством одиночества, покинутости, с

«конфликтом поколений») делают их особенно уязвимыми для негативных

психологических влияний.

Пациент, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его, — это

прежде всего человек, личность, характеризующаяся определенными

особенностями. Психологически комфортный климат обладает мощнейшим лечебным

воздействием — об этом надо помнить и медсестрам, и младшему медицинскому

персоналу, и медрегистраторам, потому что, как и театр, поликлиника

начинается с вешалки.

Вербальный способ общения

Передача информации в процессе общения осуществляется как с помощью

слов, т.е. вербально, так и без слов, невербально — с помощью жестов,

мимики, походки, позы, интонации и т.д. Для практической деятельности

медсестры характерна своя специфика вербального общения.

Под простотой общения понимают краткость, законченность фраз,

содержащих понятные слова. Медсестре необходимо помнить, что больному

человеку бывает сложно оценить суть многословного сообщения и построить на

его основе тактику своих дальнейших действий. С другой стороны, сжатая

информация может потребовать ее неоднократного повторения или уточнения,

поскольку при этом понимание может быть неполным. С особой осторожностью

нужно подходить к использованию в общении с пациентом аббревиатур, в том

числе вошедших в обиход данного лечебнопрофилактического учреждения (ЛПУ).

При первой встрече с пациентом специальные термины лучше произносить

полностью, и только в дальнейшем, когда у медсестры уже появится

уверенность в том, что принятые сокращения однозначно понимаются больным,

можно начать их использовать.

Критерий ясности информации предполагает, что после получения

сообщения пациент может однозначно ответить на вопросы «что, как, сколько,

где, когда, почему», касающиеся его дальнейших действий (будет ли он

действовать в соответствии со своими ответами — другой вопрос).

Использование слов типа «больше», «меньше», «чаще», «реже», «иногда»,

«мало», «много», «утром», «завтра», «ждите» и т.д. может способствовать

неоднозначной интерпретации сообщения. Бывает, что сообщение остается

неясным и в случае качественного несовпадения вербального и невербального

способов общения.

B.Kozier и G.Erb называют критерий «заслуживающий доверия» самым

важным для эффективного общения и считают, что на доверие пациента к

медсестре влияют: отношение к ней других медицинских работников; знания

медсестрой обсуждаемого предмета и одновременно понимание ею ограниченности

своих познаний и умение признаться в этом; соблюдение конфиденциальности

отношений.

Авторы отмечают, что сообщение, сделанное уверенным и решительным

тоном, скорее вызовет доверие у пациента, чем переданное с нотками

неуверенности в голосе. В то же время они предостерегают от самонадеянных,

авторитарных суждений, считая более приемлемым конструктивный диалог.

Возникающие порой проблемы во взаимоотношении между врачами и

медсестрами свидетельствуют о несформированности навыков эффективного

общения, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на отношение пациентов

медсестрам и к системе здравоохранения в целом.

Пациент не всегда может узнать мнение медсестры к какому-либо

вопросу, хотя «она обязана уважать право пациента на получение информации о

состоянии его здоровья, «моральный долг медсестры «информировать пациента о

его правах...»". Правда, с другой стороны, «функции информирования пациента

и его близких по преимуществу принадлежат врачу». Как показывает опыт

взаимодействия с практикующими медсестрами, они не готовы возвести эту

часть своей деятельности в ранг должной. Они считают, что нужно начинать

говорить о правах пациента с врачами, уж потом к этому обсуждению могут

подключаться медсестры. Все это, с нашей точки зрения, не способствует

формированию доверительных отношений между пациентом медсестрой.

Критерий «уместность сообщения», «удачный выбор времени» можно

объединить в один — «уместность». В российском здравоохранении медсестра

«уместна» почти всегда: в ЛПУ пациент находится в состоянии перманентного

ожидания врачебного обхода, приглашения «на уколы», на диагностические

процедуры, на обед и т.д., он рад, что на «него обратили внимание». Зная

это, медсестра может потерять чувство меры — например, подмывать пациента,

делать клизму или проводить катетеризацию, подавать судно или мочеприемник

в присутствии соседей по палате или даже посетителей.

Учет индивидуальных особенностей пациента в целом и их изменений во

время пребывания в ЛПУ мы считаем самым важным критерием вербальной

адекватности передачи ин формации. Именно этот критерий является мерой

простоты ясности, уместности, степени доверительности отношений для

конкретного пациента.

К вербальным навыкам общения, которыми должна владеть медсестра,

можно отнести искусство слушать. Умение слушать в отличие от способности

просто слышать предполагает наличие определенной дисциплины, требует

определенных усилий. При желании это умение можно приобрести, «хотя оно

является одним из наиболее трудных аспектов акта общения».

С.В. Кривцова и Е,А. Мухаматулина выделяют активное, пассивное и

эмпатическое слушание. Под активным они понимают слушание, при котором на

первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение

чувств. Мы считаем подобное «препарирование» очень уместным для сестринской

практики и в дальнейшем будем придерживаться этого толкования понятий.

Рекомендации о том как слушать активно

1. Будьте внимательны. Создайте своим невербальным поведением

атмосферу сопереживания. Если вы будете внимательны, чутки, сосредоточенны,

если будете смотреть на говорящего, он почувствует свою значимость и станет

относиться к вам более позитивно

2. Проявляйте интерес к потребностям собеседника. Помните, что вы

должны слушать с пониманием.

3. Слушайте на основе установки «Я — о'кей, ты — о'кей»:

а) вызовите в себе отклик на слова говорящего; пусть ваши идеи и

чувства дойдут до него, причем выражать их следует доброжелательно, не

критикуя говорящего;

б) не задавайте слишком много вопросов. Помните, что вопросы могут

выйти «боком», так как у говорящего может возникнуть ощущение, что он

«попал на горячую сковороду»;

в) станьте своего рода «зеркалом»: отражайте то, что, по вашему

мнению, чувствует и/или говорит ваш собеседник;

г) не стоит использовать ничего не значащие «успокаивающие» фразы

типа «ну, все это не так плохо», «завтра тебе будет лучше», «все

перемелется, не стоит так переживать», «нельзя все принимать так близко к

сердцу, это все мелочи», «не надо делать из мухи слона».

4. Не допускайте, чтобы собеседник «подцепил вас на крючок». Такое

может случиться, если вы разозлитесь, обидитесь или выйдете из себя,

позволите себе вступить в перепалку, делать скоропалительные выводы или

заведомо осуждать собеседника.

5. Старайтесь показать свое внимание следующими способами:

а) поощряя говорящего с помощью таких междометий и слов, как «Угу»,

«М-да», «Понятно», «Да, верно», «Ото!», «Интересно!»;

б) поощряя говорящего с помощью невербальных сигналов: кивка головой;

соответствующего выражения лица; жестикуляции, непринужденных и

естественных движений; прикосновений;

в) произнося фразы поощрительного содержания, например: «расскажи-ка

мне...», «мне интересно было бы услышать, что ты об этом думаешь», «не

хотел(а) бы ты об этом поговорить?», «давай-ка это обсудим», «звучит так.

будто тебе кое-что пришло в голову!», «меня очень интересует, что ты

скажешь по этому поводу!»

6. Основные правила:

а) не перебивать;

б) не переводить обсуждение на другую тему;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.