Рефераты. Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры)

меньше зла . В наши дни мы можем убедиться в справедливости слов М. Я.

Мудрова: "Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку... Врач

посредственный более вреден, чем полезен".

В 1803 г. английский врач Т. Персиваль издал книгу "Медицинская

этика, или свод установленных правил применительно к профессиональному

поведению врачей и хирургов" (хирурги в те времена к врачам не относились).

Если познакомиться с этими правилами, то можно убедиться, что их вполне

можно использовать для служебных инструкций врачам и медсестрам XX века.

"Больничные врачи и хирурги должны так оказывать помощь больным, чтобы у

них создалось, впечатление важности их службы; что покой, здоровье и жизнь

тех, кто вверен их заботам, зависят от их умения, внимания и преданности.

Они должны усвоить также, что в их манере держаться следует соединить

нежность с твердостью, снисходительность с авторитетом, чтобы пробудить в

умах своих пациентов чувства благодарности, уважения и доверия... Чувства и

эмоции больных в критических обстоятельствах следует знать и принимать во

внимание не в меньшей степени, чем симптомы их болезни... Поскольку

неправильная оценка может усилить реальное зло (болезнь) или создать

воображаемое, никакие обсуждения по поводу существа заболевания не

допустимы в присутствии больных ни с врачом (хирургом), ни с учениками

больницы или другим медиком, приглашенным в больницу... В больших палатах

больницы с пациентами следует говорить об их жалобах таким тоном голоса,

чтобы не было слышно окружающим. Тайна, когда того требуют особые

обстоятельства, должна быть строго соблюдена. А к женщинам следует

относиться с самой скрупулезной деликатностью. Пренебрегать или смеяться

над их чувствами жестоко... Никакие предосторожности при приеме больных,

страдающих неизлечимыми болезнями, или заразными по своей природе, или

имеющих тенденцию усугубляться в нечистой атмосфере, — не могут устранить

то зло, которое приносят тесные палаты и ложная экономия... Разграничение

болезней, с которыми принимают в больницу, состояние воздуха, питание,

чистота, лекарства — все это следует подвергать внимательной проверке в

определенные периоды времени...".

В системе взаимоотношений медицинский работник — больной последнему

принадлежит такая же важная роль, как и первому. Слово "больной" понятно

каждому. Следует отметить, что в русском языке использовалось немало слов,

означавших не только боль у человека, обратившегося за медицинской помощью,

но и качественное состояние его здоровья, а иногда и происхождение болезни:

"калека", "калековатый", "блаженный" (сумасшедший), "недвижье", "хилый",

"неизцельный", "мозглявый", "уморенный", "сдохлик", "чахлый" (чахоточный),

"хворобый". Наряду с глаголом "болеть" в различных местностях России

использовались такие, как "вянуть", "чахнуть", "кукситься" (о детях),

"карежиться", "оключиться" (ослабеть), "изнуриться", "износиться",

"скапутиться" (свалиться с ног), "захиреть" (притворяться) и др..

В современной медицине слово "больной" в основном относится к людям,

находящимся на стационарном лечении, и все чаще заменяется словом

"пациент", означающим в переводе с латинского "страдающий", а в переводе с

французского "терпеливый", "пассивный", "безучастный". Однако разве все

больные терпеливы и пассивны, безучастны в решении своей судьбы?

В современной российской реальности слово "пациент" можно

использовать не только потому, что оно стало международным, но и потому,

что необходимо большее терпение, чтобы получить медицинскую помощь без

излишних материальных и нервных затрат. Пациенты могут быть разного пола,

возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния

здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник

видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания.

В современном здравоохранении понятия уважения личности,

самостоятельности пациента и самоопределения являются первостепенно

важными; они находятся в центре любых отношений между медицинским

работником и пациентом.

Автономность, или самостоятельность пациента (больного) защищена

главным образом посредством согласия на лечение, которое он дает после

того, как получит информацию о состоянии своего здоровья. Принцип

информированного согласия утвердился в современном здравоохранении вместе с

признанием приоритетного значения прав человека во всех сферах жизни. Этот

принцип стал реакцией человеческого общества на бесчеловечные опыты

фашистских и японских врачей, на злоупотребления психиатрией против

инакомыслия и другие антигуманные действия. Этот принцип означает, что

врач, медсестра, фельдшер или любой другой медицинский работник должен

максимально полно информировать пациента, дать ему оптимальные советы,

учитывая его возможности в общении и социальное положение. Затем пациент

свободно выбирает курс своих дальнейших действий, по его мнению, наиболее

приемлемый и лучший. Может случиться, что его решение не станет наилучшим с

точки зрения медицины. Пациент вообще может отказаться от лечения, и с этим

теперь приходится считаться. Принудительное лечение социально опасных

больных может осуществляться только по решению суда.

Очень важным этическим принципом, на котором базируются отношения

между медицинским работником и пациентом, является непричинение вреда.

Со времен Гиппократа в медицине утвердился принцип "прежде всего не

навреди". Это обязательный принцип, но он допускает некоторую долю риска.

Применение силы для удерживания пациента, ставшего агрессивным и опасным

для других, можно рассматривать и как умышленное причинение ему вреда, но

оно морально оправдано. Подвергать пациента риску можно только в тех

случаях, когда это объясняется достижением какой-то ясной цели, касающейся

его здоровья, и когда нет другого выбора. Гормональная и лучевая терапия,

хирургическая операция и радионуклидная диагностика могут рассматриваться

как рискованные действия и быть вредными для здоровья пациента, но этот

вред не наносится умышленно, а надежда на успех в борьбе со смертельно

опасной болезнью оправдывает риск.

В основе медицинской профессии лежит и уважение к жизни, включающее

принцип священности человеческой жизни и принцип качества (осмысленности)

жизни. Для медицинского работника любая жизнь обладает одинаковой

ценностью, она священна. Принцип качества жизни часто противопоставляется

принципу ее священности, хотя это недопустимо. Страдающий неизлечимой

болезнью пациент может решить, стоит ли ему продолжать лечение, только

продлевающее его мучения. Однако медицинский работник не может сам, без

участия пациента, решить эту проблему. Непричинение вреда, зла, ущерба

здоровью пациента — первейшая обязанность каждого медицинского работника.

Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от степени ущерба здоровью

больного может стать основанием для привлечения врача или медсестры к

судебной ответственности.

Медицинская этика требует от специалиста не только непричинения зла,

но и свершения благодеяний. "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для

пользы больного", — говорится в Клятве Гиппократа.

"Я посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных мне

пациентов", — обещают последовательницы Флоренс Найтингейл. "Спешите делать

добро", — призывает надпись на памятнике врачу-гуманисту Ф. П. Гаазу,

установленному в Москве на средства жителей города. Эти слова были духовным

завещанием новым поколениям медиков человека, который следовал указанному

принципу всю свою жизнь.

Благодеяние — моральный долг медицинских работников, основа

деонтологии (учение о должном). Долг, должность и должное — слова одного

корня, хотя каждый понимает их по-своему.

Благодеяние в медицине может иметь различные формы. Это не только

умело проведенная операция, назначение эффективного лекарства, старательный

уход за больным. Благодеянием могут быть и продуманные рекомендации,

касающиеся образа жизни пациента, вовремя сделанная прививка против

инфекционной болезни, борьба за чистоту воздуха в районе, акции протеста

против военных конфликтов (движения "Врачи мира против ядерной войны",

"Врачи мира против насилия", "Врачи без границ" и др.).

В известной книге В. В. Вересаева "Записки врача" есть такие строки:

"Ко мне приходит прачка с экземою рук, ломовой извозчик с грыжею,

прядильщик с чахоткою; я назначаю им мази, порошки и пелоты — и неверным

голосом, сам стыдясь комедии, которую разыгрываю, говорю им, что главное

условие для выздоровления — это то, чтобы прачка не мочила себе рук,

ломовой извозчик не поднимал тяжестей, а прядильщик избегал пыльных

помещений. Они в ответ вздыхают, благодарят за мази, порошки и объясняют,

что дела своего они бросить не могут, потому что им нужно есть... Врач, —

если он врач, а не чиновник врачебного долга, — должен прежде всего

бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность

бессмысленною и бесплодною...".

История сестринского дела особенно богата примерами высокого

понимания своего долга. Совершенно очевидно, что не нужда заставила

отправиться на фронт Крымской войны Ф. Найтингейл и Е. Бакунину, вышедших

из богатых аристократических семей, так же как и баронессу Ю. Вревскую,

умершую от сыпного тифа во время русско-турецкой войны, и великую княгиню

Елизавету Федоровну, свершавшую подвиги милосердия и заплатившую за это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.