Принципы организации финансов определяются основами хозяйственной деятельности предприятия:
· Самостоятельность в области хозяйственной деятельности: предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, инвестируя их по различным направлениям.
· Самофинансирование - каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах, потребность в них может покрываться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита - в случае текущих затрат, и долгосрочных банковских кредитов - в случае капитальных вложений. Принцип самофинансирования не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих продукцию с высокими затратами и низкой рентабельностью по разным объективным причинам. Например, предприятия пассажирского транспорта, сельского хозяйства и другие, финансируемые из бюджета.
· Заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности Реализация этого принципа зависит от доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
· Ответственность за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, реализуется в случае образования убытков, неспособности удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), т.е. в случае банкротства. Постановлением Правительства РФ от 20.05.94 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий” утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры предприятий. Работа по банкротству предприятий организуется территориальными агентствами Федерального управления по делам и несостоятельности предприятий (Госкомимущества РФ).
· Необходимость контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Контроль проявляется через анализ финансовых показателей и мер воздействия различного содержания (штрафные санкции, контроль за целевым расходованием финансовых ресурсов и т.д.). Контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий проводят различные организации:
-налоговая служба;
-контрольно-ревизионное управление Министерства финансов (госпредприятия);
-органы Федерального казначейства;
-аудиторский контроль.
1. 3. Система управления финансами на предприятии.
Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей, прогнозирования доходов фирмы.
Изменение задач и функций финансовых служб на предприятиях в рыночных условиях ( ранее финансовые службы на гос.предприятиях занимались в основном разработкой плановых финансовых показателей на год и пятилетку) привело к изменению структуры финансовых служб предприятий.
Пример организационной структуры управления финансовым персоналом (Схема носит общий характер. Смысл - разделение функций бухгалтера (казначея) и ревизора (контролера)).
-финансовый учет -финансовый анализ и планирование
-управленческий учет -финансовые инвестиции
-составление отчетности -управление денежной наличностью
-информационное обеспечение -кредитная политика
деятельности
-организация внутреннего аудита - управление налогами
Структура, функции и ответственность всех подразделений финансовой службы, их взаимодействия с другими звеньями управления, должны быть определены положением о финансовой дирекции.
Финансовая дирекция создается по решению правления АО или дирекции предприятия, во главе с вице-президентом по финансам или главным финансовым менеджером.
В функции финансовой дирекции входят:
· обеспечение финансирования хозяйственной деятельности;
· разработка финансовой программы развития предприятия;
· разработка инвестиционной политики;
· определение кредитной политики;
· установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;
· обеспечение страхования от финансовых рисков;
· проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;
· анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности
· контроль за текущей деятельностью: осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом; ведение финансовой и бухгалтерских документов.
В осуществлении этих функций главная роль отводится финансовому менеджеру, как профессиональному специалисту в области финансов, кредита, законодательства в области налогов, банковской, внешнеэкономической деятельности, бухгалтерского учета.
Поскольку финансовый менеджер - одна из ключевых фигур на предприятии, он может входить в состав высшего управленческого персонала фирмы; в качестве вознаграждения за труд получать не только заработную плату, но и процент от прибыли.
Любой бизнес начинается с постановки и ответов на три вопроса:
1. Какова должна быть величина и оптимальный состав активов предприятия для достижения поставленной цели?
2. Где найти источник финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
3. Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Ответить на эти вопросы - значит принять управленческое решение, этот процесс в большей степени искусство, чем наука.
Возможность найти оптимальное решение позволяет ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, являющийся одной из систем общей структуры управления предприятием.
Тема 2: “Сущность и инструменты финансового менеджмента”
2.1. Сущность, функции, цели и концепции финансового менеджмента.
Для понимания сути финансового менеджмента предприятие представляется в балансовой форме, как совокупность активов и пассивов. То есть:
Активы - средства и направления их инвестирования. Статьи активов - инвестиционные решения. Пассивы - источники финансирования. Статьи пассивов - решения по выбору источника финансирования.
В отношении активов принципиально важна классификация активов:
а) по продолжительности (краткосрочные и долгосрочные). Как результат - соответствующее деление ФМ на краткосрочный и долгосрочный.
б) по объектам инвестирования
- реальные активы (долгосрочные активы, материальные и оборотные);
- финансовые активы;
- нематериальные активы.
В отношении пассивов - классификация структуры капитала:
- собственный;
- заемный.
(Наиболее сложная структура капитала в акционерных обществах)
Цель ФМ - повышение благосостояния владельцев предприятия или прирост вложенного капитала (это не всегда повышение прибыли).
Теория и практика ФМ предпочитает рост благосостояния вкладчиков росту прибыли т.к.:
· увеличивается значимость долгосрочных аспектов управления;
· учитывается фактор риска и неопределенности (при определении ожидаемой цены акций);
· учитывается временной фактор поступления отдачи на вложенный капитал;
· отражаются интересы акционеров.
Другие цели ФМ - максимизация прибыли, рост дохода управляющих и т.д. Таким образом, финансовые решения должны осуществляться в свете общей цели фирмы. Выдвигаемые участниками (менеджерами, директорами, руководителями подразделений, акционерами) цели, часто противоречивы. Существуют противоречия в целях между:
n управленческим персоналом (max прибыли) и акционерами (max дивидендов);
n персоналом и фирмой в целом (цель персонала предприятий - социальная справедливость, улучшение условий труда, экологии, что может привести к уменьшению прибыли и объема продаж фирмы).
Однако, из всех целей, одна является доминирующей в определенный момент времени, и эффективность принимаемых финансовых решений оценивается с точки зрения этой доминирующей цели.
При принятии финансовых решений на определенный момент времени, необходимо помнить о следующем:
1. Финансовые цели фирмы различны на отдельных стадиях жизненного цикла товара.
На этапе разработки нового товара фирма заботится о поддержании своей безубыточности в целом. Затраты на разработку покрываются за счет продаж более “зрелых” товаров.
На этапах выведения товара на рынок и роста объема продаж главная цель - увеличение прибыли (а это значит ,что увеличиваются и налоговые платежи).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11