Рефераты. Разработка АРМ научно-технической библиотеки университета

Традиционно пользователи привыкли к мысли, что в библиотеке можно получить любую информацию. Теперь, в условиях информационного перенасыщения, библиотеке все сложнее выполнять основные функции:  фондообразование, информационно-библиографическое и абонементное обслуживание.  Улучшить сбор, хранение и обеспечение доступа к информации библиотека сможет только при условии изменения ее технического оснащения.


Насколько же необходимо обзаводиться вычислительной техникой, и , что нам могут дать автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС)?


Чаще всего приводится следующий аргумент - повышение скорости поиска информации. На самом деле это не главное. В конце концов, в относительно небольшом массиве данных ручной поиск занимает не слишком много времени.


Более существенны следующие возможности:

·    «одноразовый ввод данных и многоцелевое их использование для поиска документов, печати подобранной информации, передачи массивов данных другим организациям, подготовки изданий и т.д.;

·    многоаспектный поиск данных по различным признакам и их сочетаниям без формирования дополнительных картотек и указателей;

·    поиск в каталогах других библиотек и сводных каталогах, который осуществляется с дисплея своего компьютера в теледоступе по каналам связи или в базах данных на оптических дисках большой емкости, устанавливаемых на компьютерах в своей библиотеке;

·    организация комплектования фонда с использованием баз данных издающих или книготорговых изданий, например, агентства "Роспечать", с автоматическим формированием заказов и учетом их выполнения;

·    автоматизированный учет и ведение статистики во всех процессах, включая обслуживание читателей;

·    надежное хранение библиотечных каталогов в нескольких копиях;

·    сокращение затрат на комплектование фондов и обработку входных потоков документов;

·    расширение сферы услуг за счет привлечения новых информационных источников.


На практике это означает выполнение автоматизированной обработки новых поступлений в библиотеку; освобождение сотрудников от ряда рутинных работ по подготовке картотек, изданий, списков, заказов, писем, отчетной документации; создание базы данных о поступлениях; осуществление операций по созданию и копированию тематических архивов литературы. Благодаря автоматизации можно выполнять предметный поиск информации по запросам читателей, обслуживание баз данных информационных и периодических изданий библиотеки, ведение массива библиографических описаний журнальных статей, поиск записей по ключевым словам, создание электронных справочников, контроль за выданной литературой: учет читателей и их формуляров; автоматическая запись в формуляр читателя выданной литературы; контроль срока возврата книг. А главное - обеспечение читателям своей библиотеки выхода в отечественное и мировое информационное пространство.


Какие же функции библиотеки целесообразно автоматизировать ?


Программное обеспечение в первую очередь должно реализовать следующие функции АБИС:

·    обработку, хранение библиографической и фактографической информации, ее поиск по любым элементам записей и их сочетаниям;

·    поддержку иерархических классификаций;

·    подготовку материалов для библиографических изданий, подборок материалов в виде списков, фактографических и библиографических записей, отсортированным по индексам какой-либо классификации и алфавиту;

·    вывод данных о занятости экземпляра издания, осуществление заказа единицы хранения читателем непосредственно при работе с ЭК с автоматическим формированием читательского требования;

·    фиксацию выдачи и возврата единиц хранения с параллельным изменением данных об их местонахождении и сведений в читательском формуляре о полученных документах;

·    поддержку использования при поиске нормативных записей об индивидуальных авторах и коллективах;

·    наличие справочных текстов для ситуаций, которые могут вызвать затруднения у пользователя;

·    ввод записей о заказываемых документах и учет поступления их в библиотеку;

·    выдачу результатов поиска на экран и на принтер в принятой форме;

·    загрузку данных из текстовых файлов и выгрузку записей из базы данных в текстовые файлы;

·    защиту базы данных от несанкционированного доступа;

·     восстановление базы данных в случае аварийной ситуации.



Глава 1. Обзор и сравнительный анализ существующих АРМ.


Современные масштабы   и    темпы    внедрения средств автоматизации управления  с особой остротой ставит задачу  проведения  комплексных исследований, связанных со всесторонним  изучением и обобщением возникающих при этом  проблем  как  практического,  так  и теоретического характера.

В последние   годы   возникает  концепция распределенных систем управления народным хозяйством,  где предусматривается локальная обработка    информации.    Для    реализации идеи распределенного управления  необходимо  создание  для каждого уровня управления      и     каждой     предметной области автоматизированных рабочих мест (АРМ) на базе профессиональных персональных ЭВМ.

Анализируя сущность  АРМ,  специалисты определяют их чаще всего как профессионально-ориентированные малые вычислительные системы, расположенные   непосредственно   на  рабочих местах специалистов и предназначенные для автоматизации их работ.

Для каждого  объекта   управления   нужно предусмотреть автоматизированные рабочие     места,    соответствующие их функциональному назначению.  Однако  принципы   создания АРМ должны быть   общими:   системность,  гибкость, устойчивость, эффективность.

Согласно принципу  системности  АРМ следует рассматривать как системы,  структура  которых  определяется функциональным назначением.

Принцип гибкости  означает  приспособляемость системы  к возможным перестройкам  благодаря  модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.

Принцип устойчивости  заключается в том,  что система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и возможных внешних факторов.  Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы - быстро восстановима.

Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня   реализации   приведенных  выше принципов, отнесенного к затратам по  созданию  и  эксплуатации системы.

Функционирование АРМ  может  дать  численный эффект только при условии правильного распределения  функций  и  нагрузки между человеком и  машинными средствами обработки информации, ядром которых является  ЭВМ.  Лишь  тогда   АРМ   станет средством повышения не  только  производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов.

Теперь рассмотрим более подробно состояние и перспективы развития АРМ  на  базе  персональных  ЭВМ,  а  затем затронем некоторые вопросы технического и программного обеспечения АРМ.

Развитие электроники  привело  к  появлению нового класса вычислительных  машин  -  персональных  ЭВМ  (ПЭВМ).  Главное достоинство  ПЭВМ  -  сравнительно  низкая стоимость и в то же время  высокая   производительность.   Так,   например, если проанализировать характеристики больших ЭВМ начала 60-х годов, мини-ЭВМ начала 70-х годов и ПЭВМ 80-х гг.,  то окажется, что производительность   примерно   одинакова.  Низкая стоимость, надежность,  простота обслуживания  и  эксплуатации расширяет сферу  применения  ПЭВМ  прежде  всего  за  счет  тех областей человеческой деятельности,  в  которых  раньше вычислительная техника  не использовалась из-за высокой стоимости, сложности обслуживания и взаимодействия.  К таким областям относится  и  так   называемая   учрежденческая   деятельность,   где  применение   ПЭВМ позволило  реально  повысить  производительность труда специалистов,  связанных с обработкой информации.  Этот аспект особенно  актуален  в  связи  с  тем,  что производительность управленческого труда до сих пор росла крайне низкими темпами. Так за последние 30 лет она повысилась в 2-3  раза,  а в то  же время  в  промышленности - в 14-15 раз.  В настоящее время для интенсификации    умственного    и    управленческого труда специалистов  различных  профессий  разрабатываются и получают широкое распространение  АРМ  которые  функционируют  на базе    ПЭВМ.

Рис 1.1 Обобщенная схема ПЭВМ:

1-микропроцессор, 2-основная память, 3-ВЗУ, 4-дисплей, 5-клавиатура, 6-печатающее устройство, 7-системная магистраль.


Рассмотрим основные составляющие элементы АРМ работников экономических служб,   управленческой  деятельности  и др., перспективы  их  развития   и   использования.    На рис. 1.1 представлена общая схема ПЭВМ, составляющей техническую основу АРМ.

Основным устройством    ПЭВМ   является микропроцессор, который   обеспечивает    выполнение    различных операций, содержащихся   в   программе.  В  настоящее  время наибольшее распространение получили 32-разрядные микропроцессоры, но уже очевидно,   что   скоро   на   смену  им  придут  64-разрядные микропроцессоры.  Разрядность означает длину рабочего слова  в двоичном  коде.  Микропроцессоры  также различаются по тактовой частоте,  с которой они работают. Чем больше тактовая частота и разрядность, тем выше производительность процессора. Выполнение нескольких десятков миллионов  операций  в секунду является обычным делом для ПЭВМ.

Производительность ПЭВМ зависит  также  и  от количества памяти,  с  которой  она  работает.  Память  бывает основная и внешняя.  Основная  память  состоит   из   двух компонентов: постоянного   запоминающего   устройства   (ROM   или ПЗУ)  и оперативного запоминающего устройства (RAM  или  ОЗУ).  В ОЗУ хранится  динамическая  информация  программы и обрабатываемые данные.  При выключении питания содержимое ОЗУ теряется. ПЗУ, как  правило,  гораздо  меньше ОЗУ,  информация в нем хранится постоянно и ее изменение либо вообще невозможно, либо возможно только  при помощи специальных устройств (программаторов ПЗУ). Емкость памяти 8-разрядных  ЭВМ  как  правило  64Кб  - 640Кб, 16-разрядных - 1Мб, 32-разрядных - 4Мб и более.

Внешние запоминающие устройства (ВЗУ) также бывают разных типов. Ленточные  накопители служат для хранения информации на магнитной ленте. В настоящее время могут хранить до нескольких гигабайт (1Гб = 1024 Мб) информации.  Несмотря на то, что эти устройства появились довольно давно,  они  до  сих  пор широко распространены,   главным   образом   из-за   большого объема вмещаемых данных,  и используются в  основном  для резервного копирования и длительного хранения информации. Дисковые  накопители  в настоящее время наиболее широко распространены. Их можно разделить на несколько групп:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.