Рефераты. Разработка АРМ научно-технической библиотеки университета

Наиболее   важным моментом   для   разработчика,   с экономической точки зрения, является процесс формирования цены. Очевидно, что программные продукты представляют собой весьма   специфичный   товар со множеством присущих  им особенностей. Многие их особенности проявляются и в методах расчетов цены на них. На разработку программного продукта средней сложности обычно требуются весьма незначительные средства. Однако, при этом он может дать   экономический эффект, значительно превышающий эффект от использования достаточно дорогостоящих систем.

Следует подчеркнуть,   что у программных   продуктов практически   отсутствует   процесс  физического   старения  и износа. Для них основные затраты приходятся на разработку образца, тогда как процесс тиражирования представляет собой, обычно,   сравнительно   несложную  и  недорогую  процедуру копирования    магнитных    носителей или иных носителей,    и    сопровождающей документации. Таким образом, этот товар не обладает, по сути, рыночной  стоимостью, формируемой   на   базе общественно необходимых затрат труда.

Цена  на  программные  продукты  устанавливается   на единицу программной продукции с учетом комплексности ее поставки. Ее цена, обычно, формируется на базе нормативной себестоимости производства и прибыли:


Цп=С+Пн+Нэ, где


С — себестоимость единицы продукции, руб.,

Пн—нормативная прибыль, руб.;

Нэ — надбавка к цене.

Предельным   значением   цены   программного   продукта является    сумма    дополнительной   прибыли,     полученной потребителем за период его использования. При назначении цены следует    разделить    дополнительную    прибыль      между потребителями данного продукта и его собственником.

Цена    на    программный    продукт    может,    также, рассчитываться   и   на   основе   роялти.   Данный   подход применяется,  когда  цена продукта  возмещается собственнику не сразу, а по мере получения потребителем дополнительного дохода от его использования. Тогда цена данного программного продукта   складывается   из   ежегодных   отчислений   дохода потребителей в течение периода действия соглашения, т.е. из роялти. Для программных разработок роялти составляет 3 — 5%.

Цена  программного  продукта  часто   складывается   из выплат   целого ряда потребителей и распределяется между собственниками этого продукта  в соответствии с количеством заключенных ими сделок, их  длительностью  и   величиной роялти.

Поскольку   данные   о   фактической    дополнительной прибыли,   в   связи   с   использованием   данной   конкретной программной разработки, могут составлять коммерческую тайну, и определить ее величину бывает порой затруднительно даже самому потребителю, постольку в соглашениях ставка роялти устанавливается в процентах  от  стоимости чистых продаж продукции,  ее   себестоимости,  валовой прибыли,  либо  же определяется в виде денежной суммы на единицу выпускаемой продукции. Наиболее   распространенным на сегодня методом   вычисления   роялти   является   ее   вычисление   в процентах от стоимости продаж лицензионной продукции:


Rs=(R/S)*100, где


Rs — ставка роялти в процентах от   стоимости чистых продаж;

R — годовая сумма роялти;

S — годовая   стоимость  чистых  продаж  за   вычетом косвенных налогов, сборов и пошлин.

Соответственно,  валовая сумма роялти (Rt), выплаченная собственнику   программного   продукта   за   период   действия соглашения (t0 — tn), составит:


Rt=Rti=Rs*Sti


Необходимо, также, отметить, что одинаковым значениям ставки роялти (Rs) могут соответствовать совершенно различные доли роялти в валовой   прибыли потребителя программной продукции и наоборот — одинаковая выплата роялти из прибыли может   производиться   при   различных   ставках   роялти   от стоимости   продаж.   Определяющее   значение   имеют   здесь различия   в   нормах   прибыли   к   стоимости   продаж    у потребителей  в  различных  отраслях.    Так,  например,  для получения    той    же    доли    прибыли    потребителя    в высокорентабельных      отраслях   производства    собственнику программных продуктов необходимо устанавливать значительно более высокую ставку роялти, чем в малоприбыльных отраслях.

Другой способ определения ставки  роялти основывается на величине годовой дополнительной прибыли потребителя.

Годовая дополнительная прибыль потребителя складывается из величины экономии на капитальных затратах, а также, на текущих эксплуатационных расходах. Экономия оценивается либо методом   прямого   расчета   годовой   экономии   на   основе сравнения производственных показателей двух вариантов, либо методом  приведения  экономии  на капитальных  и  текущих затратах,  распределенной  по  годам,   к  текущему   моменту времени и расчету на этой основе среднегодовой экономии на предполагаемый период действия соглашения.

Рассчитанная   цена   может   быть   скорректирована   в зависимости    от    степени    риска    (производственного    и коммерческого),   конкуренции   со   стороны   альтернативных программных продуктов, монополизации рынка продукции,  в производство которой внедряется новая программная разработка.

Производственный риск связан, главным образом, с тем, что потребитель может  не реализовать тех производственных показателей,   которых   предполагалось   достичь    в случае применения данного программного продукта. Такая вероятность тем   выше,   чем   меньше   степень   разработанности    и коммерческого освоения нового программного средства. В этом случае   коммерческое   доведение   закупленной   программной разработки может привести к значительным  дополнительным расходам, а конкурентоспособность альтернативных   вариантов (более  высокой  степени  проработки) — значительно  возрасти вследствие  того,  что  суммарные  расходы  на приобретение программы и ее доработку будут слишком высоки. Таким образом,   целесообразность   закупки   программного   изделия определяется выполнением условия:


Рт<Ка—Кд, где


Рт — цена программного продукта;

Ка — минимальные   капиталовложения в альтернативный вариант;

Кд — затраты потребителя программного продукта на ее коммерческое доведение;

По имеющимся оценкам, вероятность того, что доработка и внедрение технологии не обеспечит расчетных показателей, колеблется от 1 — 2% в случае передачи уже внедренной в серийное производство программной продукции, и до 40 — 50% для  программы,  внедренной  на  уровне  опытного  образца. Следовательно    величина    роялти      уменьшается    прямо пропорционально   росту   затрат   на   коммерческое   освоение программного продукта.

Аналогично   и влияние коммерческого риска,   которое выражается в том, что покупатель программной продукции не имеет гарантии на реализацию всей произведенной продукции, и,  таким  образом,  может  не  получить  расчетной  суммы дополнительной прибыли. В этом случае продавец и покупатель программного продукта оценивают возможную степень риска и вносят   поправку   в   ожидаемую   величину   дополнительной прибыли. Полная оценка степени коммерческого риска требует проведения     комплексных     конъюнктурных     исследований предполагаемого рынка с целью выявления перспектив спроса.

В условиях расширения рынка программных продуктов важным фактором, воздействующим на их цену, становится обострение    конкуренции    со    стороны    альтернативных программных разработок. Чем большее количество продавцов программных средств предлагает их альтернативные варианты, и чем большее   количество потребителей уже использует или будет   в   дальнейшем   использовать   данные   программные разработки,      предлагаемые    продавцом,    тем    меньшая дополнительная прибыль потребителя и тем быстрее она будет уменьшаться. Верно, также, и обратное — что при уменьшении конкуренции дополнительная прибыль растет. В этой связи, на практике,    при    продаже    программной    продукции    с исключительными правами использования обычно устанавливается надбавка к базовой роялти в размере от 25 до 50%.

Ставки роялти — один   из двух факторов суммы роялти или цены, которую получит продавец программной продукции от ее реализации на рынке. Второй фактор связан с периодом платежей роялти.

Период платежей роялти составляет на практике от 5 до 10  лет.   Срок  выплаты  будет   больше,  если  покупателю предлагается    исключительное    право    на    использование программного продукта или если продукция запатентована, что препятствует ее  свободному распространению на предприятиях конкурентов.

Достаточно часто разрабатываемый программный продукт является   тиражируемой   продукцией.    Изготовление   любой тиражируемой продукции состоит из двух этапов:  создание программного продукта, который является конечным изделием, и создание тиража. Основные затраты в этом случае приходятся на создание оригинального программного продукта, а создание тиража   сводится   к   сравнительно   нетрудоемкому   процессу копирования и сопровождения, и,  быть  может,  затрат на маркетинг.

Проведем теперь расчет стоимости создаваемого программного продукта. Стоимость продукции включает в себя себестоимость и планируемую прибыль. Себестоимость составляется из основной заработной платы разработчика, дополнительной заработной платы и отчислений на социальное страхование. Кроме того, в нее входят амортизационные отчисления, расходы на электроэнергию и на аренду помещения.

Планируемую прибыль примем равной 30%.

Рассмотрим это более подробно.

На   создание   данного   программного   продукта   пяти программистам   соответствующей   квалификации  требуется  6 месяцев. Исходя из размеров оплаты их труда, составляющей в месяц в среднем 3000 рублей, определяем, что за рассматриваемый период сумма заработной платы разработчикам составит    90000 рублей. В стоимость программного продукта также входит амортизация оборудования, которая, в данном случае,   включает   в   себя амортизацию 5 компьютеров, на которых работают программисты, за период разработки.

Расходы на   арендную   плату за рассматриваемый период, также переносятся на стоимость данного программного продукта.

Эта сумма определяется исходя  из     годовой  арендной платы одного квадратного метра рабочей площади помещения и с учетом того, что  рабочее  место 1 программиста   занимает  6 квадратных   метров, следовательно, требуемая площадь составит 30 квадратных метров.

Сложив все вышеперечисленные расходы, получим сумму, которая и будет являться стоимостью произведенного программного продукта.

В связи со сказанным выше, в   некоторых случаях бывает  сложно  либо   нецелесообразно   проводить   подобные расчеты и цену можно установить исходя из конъюнктуры цен на аналогичную продукцию.

Все     вышеприведенные     факторы     обусловливают значительные преимущества   рассматриваемой системы и,  в частности,   использования  для  управления  работой  объекта локальной компьютерной сети.   Рассмотренные   преимущества являются основой  экономической эффективности разработки и показывают необходимость применения ее на практике.


Заключение.


Данная дипломная работа посвящена разработке автоматизированного рабочего места для научно-технической библиотеки университета.

В процессе разработки данной дипломной работы были получены следующие результаты:

Разработаны 17 функциональных таблиц, предназначенных для хранения информации о изданиях и читателях. Для каждой таблицы определены соответствующие атрибуты (поля), общее количество которых для всех таблиц составило 60 наименований. Во всех таблицах для каждого атрибута выбран соответствующий тип данных и оптимальный размер хранимых в этим поле данных.

Разработка логической структуры базы данных также включает в  себя определение и создание индексов для ключевых и неключевых полей таблиц, определение и создание  связей между таблицами, необходимых для работы запросов. В итоге получена законченная, достаточно сложная логическая структура базы данных, состоящая из большого количества таблиц, связанных между собой особым образом.

Для данной структуры базы данных, разработаны структура и функциональные модули АРМ, получен интерфейс пользователя позволяющие пользователю работать с базой данных.

Из выше описанного следует, что задачи, поставленные перед данной работой выполнены в полной мере.

Было проведено технико-экономическое обоснование практического внедрения данной разработки, проведён расчёт   стоимости программы и проанализирована экономическая эффективность работы библиотеки после её установки, а именно высвобождение кадров и значительная экономия времени на выполнение тех же задач, которые осуществлялись ранее без использования данного программного продукта.

 Программные продукты, подобные выше описанному, разрабатываются в единичном экземпляре, с учётом пожеланий и требований заказчика. Проектируемое автоматизированное рабочее место, разрабатывалось как учебное, но при незначительных доработках, может быть внедрена на практике  и эффективно выполнять поставленные задачи.

В ходе экспериментов было установлены требования для нормального функционирования настоящего АРМ, для практической установки требуется компьютер не ниже i80486DX4-100, объём оперативной памяти, которого должен составлять не менее 16Mb и свободное место на жестком диске около 40 Mb. Необходимые программные средства – наличие Microsoft Windows 95/98.

Список использованной литературы.


1.      Дж. Мартин «Организация баз данных в вычислительных системах», Мир, Москва, 1990 г.

2.      К. Дейт «Введение в системы управления базами данных», БИНОМ, Москва, 1999 г.

3.      А. А. Попов «Программирование в среде СУБД Fox Pro 2.5», Радио и связь., Москва, 1994 г.

4.      М. Д. Антонович «Visual FoxPro 3 для Windows», БИНОМ, Москва, 1996 г.

5.      В. М. Владимирова, А. С. Воронина и др. «Стандарты по библиотечному делу и библиографии», Издательство стандартов, Москва, 1985 г.

6.      В. М. Стриганов и др. «Библиотечно-библиографическая классификация», Книга, Москва, 1986 г.

7.      М. А. Аппак «Автоматизированные рабочие места на основе ПЭВМ», Радио и связь, Москва, 1989 г.

8.      В. Л. Бройдо, В. С. Крылова «Научные основы организации управления и построения АСУ», Высшая школа, Москва, 1990 г.

9.      А. Ф. Иоффе «Персональные ЭВМ в организационном управлении», Наука, Москва, 1988 г.

10.  «Библиотекарь», Журнал № 1-10 1997 г.

11.  «Библиотекарь», Журнал № 6-12 1998 г.

12.  «Библиотекарь», Журнал № 1-12 1999 г.

13.  «Библиотекарь», Журнал № 1-3 2000 г.






[1] БЕН РАН - Библиотека по естественным наукам Российской Академии наук

[2] ИРБИС - Интегрированная развивающаяся библиотечно-информационная система


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.