Рефераты. Прибыль и рентабельность как основные показатели производствено-хощяйственной и коммерческой деятель...

Энергетическое оборудование и услуги

11,0

Добыча нефти международными компаниями

10,7

Автомобильные комплектующие - шины и резина

10,6

Нефтепродукты

10,4

Аэрокосмическая, оборонная, самолетостроительная промышленность

10,2

Транспорт

10,2

Развлечения и отдых

8,5

Оптовая торговля

8,2

Различные холдинговые компании

7,4

Контейнеры и метизы

6,5

Горнодобывающая промышленность

6,2

Снабжение природным газом

6,2

Электро- и водоснабжение

5,6

Производство продуктов лесного хозяйства

3,7

Недвижимость

2,3

Радио- и телевещание

1,6


При рассмотрении вышеприведенных данных обращает на себя внимание следующее:

Во-первых, все отрасли и производства американской экономики дают прибыль.

Во-вторых, рентабельность одних отраслей и производств намного превышает рентабельность других. Показатель по производству напитков и табачной промышленности выше показателя по радио- и телевещанию более чем в 17 раз.

В-третьих, если исходить из 7,5% рентабельности, которая обычно считается экономически нормальной, более-менее достаточной, то основная часть отраслей и производств среди крупных американских компаний расположилась выше этого норматива. Всего лишь несколько отраслей имеют рентабельность ниже 7,5%. Причем преобладают в этой части таблицы отрасли добывающей промышленности: горнодобывающая, газовая, электро- и водоснабжение, лесная. Видимо, в данном случае сказывается то обстоятельство, что добывающие отрасли являются, как правило, капиталоемкими.

В-четвертых, если отрасли и производства американской экономики разделить на две группы: услуги и товары в вещной форме (вторую группу у нас в России  называют реальным сектором), то легко обнаруживается, что рентабельность первой группы выше, чем второй. Не случайно, на 2/3 и даже на 3/4 ВНП в развитых странах мира, в том числе, естественно, и в США, состоит именно из разнообразных услуг (даже без торговли). Среди 25 американских компаний, которые в 1998 г. добились наибольших успехов в своей коммерческой деятельности, явно преобладают те, которые оказывают разнообразные услуги, в первую очередь компьютерные, консалтинговые, инжиниринговые, занимаются торговлей, производством пищевых товаров. Среди этих наиболее динамично развивающихся в экономическом отношении компаний практически нет производств, которые можно было бы отнести к  реальному сектору.

В-пятых, отрасли так называемой тяжелой промышленности (по нашей, отечественной классификации), за исключением электроники и связи, прочно основались во второй половине таблицы, существенно уступая в рентабельности позициям, составившим первую половину таблицы. Нет ничего удивительного в том, что в условиях США производить текстильные изделия и одежду, пищевые продукты, лекарства более выгодно, чем, например, машины и оборудование, автомобили, электро- и энергетическое оборудование, самолеты. В рыночной экономике, а экономика США таковой и является, преимущественное развитие получают производства более прибыльных товаров.

И, наконец, в-шестых, отметим еще одно явление. Речь идет о соотношении рентабельности добычи нефти и ее переработки. Рентабельность нефтедобычи, осуществлявшейся шестью компаниями, составила 10,7%, то есть на 0,3% выше, чем нефтепереработки, осуществлявшейся тринадцатью американскими компаниями. Случайно это или нет? По мнению специалистов, более высокая рентабельность нефтедобычи вполне закономерна в большинстве случаев.

Прежде чем объяснять, почему это так, приведем соответствующие данные также по Европе и Японии. Общая рентабельность нефтедобычи девятью европейскими компаниями составила в 1998 г. 15,0%, а нефтепереработки, осуществлявшейся восемью компаниями, - 13,2%. Еще более значительная разница в рентабельности наблюдалась в Японии: нефтедобыча (одна компания) - 73,9%, нефтепереработка (шесть компаний) - 2%.

Дело в том, что сырая нефть является более мобильным, транспортабельным товаром, чем нефтепродукты. Для транспортировки нефти можно широко использовать трубопроводный транспорт, танкеры большой грузоподъемности. Производство же многочисленных продуктов переработки нефти, в основном по транспортным соображениям, тяготеет к рынку массового потребления. Поэтому нефтедобыча более рентабельна, чем переработка нефти. Отсюда становится понятным, почему удельный вес сырой нефти на мировом рынке, как правило, более значителен, чем нефтепродуктов, вместе взятых.

Таким образом, можно сделать вывод, что стремление отдельных фирм обеспечить себе высокие показатели рентабельности удивительным образом сочетается с удовлетворением личного и производственного спроса, с формированием структуры этого спроса. А последнее, в свою очередь, тесно связано с уровнем жизни населения. Конечно, отмеченные взаимосвязи не всегда гармоничны, бесконфликтны, но в условиях рыночной экономики многочисленные проблемы решаются к удовлетворению продуцента и потребителя. Американская экономика являет собой пример согласования интересов продуцента (продавца) и потребителя (покупателя) через механизм прибыли.

Вместе с тем, убеждение, что рентабельность капиталов предприятий и финансовых активов в США выше, чем в других странах мира, долгое время привлекало капиталы в Америку, и позволило осуществлять управление финансами, не сталкиваясь с дефицитом. В целом, доходность акций была очень высока, до начала 2000 года показатели рентабельности собственного капитала превосходили соответствующие европейские.

Сегодня известно, что рентабельность американского капитала далека от совершенства: с 1998 года доходность американских предприятий снизилась, при значительном росте цен. Это долгое время скрывалось, с помощью увеличения прибавочной стоимости при передаче, перекупки акций, посредством создания искусственных бухгалтерских отчетов ("набивание цены"), а также путем поддержания высокого биржевого курса, несмотря на падение доходности. Вера в рентабельность капитала привела к избытку в инвестировании, реальная эффективность капитала в США упала до 4 %, а в 1998 году превышала 7%.

Как считает, Патрик Артю - главный экономист при CDC IXIS, в настоящее время рентабельность собственного капитала американских предприятий ниже, чем у европейских, миф о чрезвычайной рентабельности Америки приказал долго жить. [24]

Для подтверждения этого тезиса приведу показатели российской компании Мобильные Телесистемы (далее МТС).

Таблица 3. 2 представляет собой выборку некоторых наиболее важных финансовых коэффициентов МТС и их сравнение с усредненными показателями американской телекоммуникационной индустрии и американского рынка в целом. Последний представляет собой усредненные показатели американских компаний, входящих в сводный индекс Стэндард энд Пурз 500. Данный индекс представляет собой выборку 500 наиболее крупных американских компаний из всех отраслей и секторов экономики, тем самым, имитируя собой модель американской экономики. [20]

Таблица 3. 2

 

MТС

Отрасль коммуникаций США

Американский рынок

Цена/Прибыль

11,39

15,84

24,28

Цена/Выручка

2,77

1,36

2,71

Рост выручки 

58,41%

-0,40%

3,5%

Годовой рост выручки (в среднем за последние 5 лет)

43,89%

11,93

11,47

Долговые обязательства / Собственный капитал

0,37

1,43

1,03

Прибыльность (Чистая прибыль / Выручка)

26,02

-1,75

10,49

Рентабельность активов

17,16

-0,18

6,21

Рентабельность инвестиций

20,78

0,22

9,93

Рентабельность собственного капитала

26,49

0,26

17,85


Таким образом, МТС превышает практически все финансовые показатели как аналогичных телекоммуникационных фирм, так и в целом американского рынка. Наиболее важным показателем является рентабельность собственного капитала, которая представляет собой доходность на капитал, вложенный акционерами компании. Чем выше данный показатель, тем компания более привлекательна для инвесторов. Рентабельность капитала МТС значительно превышает средние американские показатели и значительно выше аналогичного показателя телекоммуникационной отрасли.

Аналогичные примеры можно привести и по другим отраслям промышленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.