Рефераты. Прибыль и рентабельность как основные показатели производствено-хощяйственной и коммерческой деятель...

Рис. 2.4 Рентабельность предприятий и ставка по кредитам в рублях

Начиная с мая 2003 г. рентабельность оборотных активов предприятий (15%) стала заметно превышать уровень процентных ставок по привлеченным предприятиями средствам (12,7%), отражая существенное улучшение доступности банковских кредитов (рис.2.4).  Такая тенденция может сохраниться в существующих условиях повышающейся инвестиционной активности российских предприятий, особенно на фоне присвоения России инвестиционного рейтинга.

2. Прибыльность банков. Признаком приближения финансового кризиса может служить ситуация, при которой средняя по банковской системе рентабельность активов опускается ниже 1%, а среднегодовая процентная маржа в целом по всем банкам снижается ниже 2 процентных пунктов.

Данные по российской банковской системе начиная с 2001 г. демонстрируют заметное и устойчивое превышение критических уровней, что говорит об отсутствии предпосылок возникновения финансового кризиса. 2003 г. также характеризовался превышением порогового уровня показателями рентабельности и процентной маржи банков. При этом уровень рентабельности, составивший на начало года 2,6%, снижался в дальнейшем с максимального уровня в 2,89% в апреле до 2,47% на 1.10.03 (рис. 2.5).

Рентабельность капитала российской банковской системы продолжает опережать рентабельность в других секторах экономики. По итогам 2003 года она составляет 18%.

Прибыль банков в указанный период росла более медленными темпами, чем банковские активы, что создало тенденцию к некоторому снижению рентабельности активов действующих кредитных организаций. Одним из факторов сокращения рентабельности активов российских банков в 2003 г. стало продолжающееся снижение номинальных ставок.


Рис. 2.5. Рентабельность активов действующих кредитных организаций (%)

С другой стороны, в условиях растущей конкуренции российские банки стремятся расширить спектр предлагаемых услуг, что требует дополнительных инвестиций, не обеспечивающих быструю окупаемость. Расширение предложения банковских услуг и поиск банками новых клиентов являются позитивными моментами, однако, если указанные процессы будут сопровождаться ростом банковских рисков без соответствующего адекватного управления, такая ситуация может стать источником нарушения финансовой стабильности.

Кроме того, рентабельность активов находится в зависимости от качества клиентов, а наметившаяся в последние годы переориентация высококлассных российских заемщиков на иностранные источники кредитования вынуждает российские банки работать с менее надежными клиентами.

Итак, в целом данные по анализу показателей устойчивости российского финансового рынка за 2003 г. свидетельствуют об отсутствии признаков серьезной дестабилизации.

Анализ степени финансовой стабильности российской экономики и ее финансового сектора подтверждает принципиальную возможность использования для этих целей системы индикаторов, разработанной с учетом мирового опыта преодоления предкризисных и кризисных ситуаций. Существуют определенные сложности переноса на российскую почву количественных признаков стабильности, характеризующих «среднемировой» уровень критериев. Некоторые подходы к анализируемым показателям требуют уточнения.

Однако в целом то, что использование этой системы индикаторов дает противоречивые с точки зрения характеристики достигнутой степени финансовой стабильности результаты, является не столько недостатком данной системы индикаторов, сколько объективным показателем состояния российской экономики.

В основе этого вывода лежит учет таких факторов, как преимущественно сырьевая ориентация экономики, сохранение в связи с этим зависимости от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей, а также высокие (хотя и снижающиеся) риски экономических агентов и краткосрочность доступных им заемных ресурсов. В условиях продолжающейся валютной либерализации резкое падение мировых цен на нефть может создать критическую ситуацию в сфере движения капитала, а также обслуживания внешней задолженности частным сектором.

Относительно высокой степенью стабилизации на данном этапе характеризуется российский банковский сектор и рынок банковских резервов (денежный рынок).


3. Подходы и примеры оценки прибыли и рентабельности в зарубежных странах


За рубежом применяют три основные группы показателей рентабельности: показатели рентабельности капитала, показатели рентабельности продаж и показатели рентабельности активов. Рентабельность капитала наиболее существенна для инвесторов, так как характеризует результативность вложения их капитала.

Показателями рентабельности капитала являются:

Коэффициент рентабельности инвестированного капитала (return on capital employed, ROCE), который вычисляется как отношение чистой прибыли предприятия и выплаченных процентов к средней величине всего инвестированного капитала. Понятие "чистая прибыль", очень распространенно за рубежом. В среднем в мировой экономике считается нормальным уровень показателя рентабельности инвестированного капитала в размере 7-8%.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (return on equity, ROE), который рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу (equity). Под собственным капиталом обычно понимается сумма акционерного капитала и резервов, образованных из прибыли предприятия.

Показателями рентабельности продаж являются:

Рентабельность продаж по чистой прибыли (net profit margin), которая рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к выручке от реализации и является наиболее распространенным коэффициентом среди финансовых аналитиков. Рентабельность продаж по чистой прибыли фигурирует как наиболее распространенный показатель для оценки эффективности деятельности крупнейших мировых компаний, и наиболее часто появляется в отчетах финансовых экспертов. Именно этот показатель приводит известный американский журнал "FORTUNE" наряду с коэффициентом рентабельности активов для оценки эффективности деятельности крупнейших мировых компаний.

Медианным значением показателя рентабельности продаж по чистой прибыли для 500 крупнейших мировых компаний было в 1997 г. 3,2%, а наиболее прибыльной была американская компания Microsoft (30,4%).

Рентабельность продаж по маржинальному доходу (gross profit margin), которая рассчитывается как отношение маржинального дохода предприятия, т.е. выручки от реализации за вычетом переменных затрат к выручке от реализации.

Рентабельность продаж по прибыли от реализации (operating profit margin), которая рассчитывается как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. В некоторых случаях инвесторы предпочитают использовать не прибыль от реализации, а прибыль до выплаты налога, процентов и амортизации (EBDIT).

Основным показателем рентабельности активов является отношение чистой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости его активов.

Медианным значением показателя рентабельности активов для 500 крупнейших мировых компаний было в 1997 г. 1,9%, а наиболее прибыльной была американская компания Coca Cola (24,4%). [12]

В 90-е годы прошлого века, Соединенные Штаты были примером для многих других стран. Последние были ошеломлены широтой инвестирования новых технологий, увеличением производительности труда, высоким уровнем эффективности капиталовложений и финансовых активов, исчезновением бюджетного дефицита, качеством валютной политики, возвратом к полной занятости.

Конечно, каждой стране присуща своя специфика, однако экономика Соединенных Штатов Америки отражает вместе с тем многие черты глобальных мировых процессов. Проиллюстрируем некоторые из них на основе статистической информации по пятистам крупнейшим компаниям США за 1998 год. Рентабельность по основным отраслям и производствам этой страны представлена в табл.3.1. [12]

Таблица 3. 1

Рентабельность 500 крупнейших компаний США в 1998 г.

Наименование отраслей и производств

Рентабельность инвестированного капитала в %

Производство напитков и табачная промышленность

27,9

Косметика и здравоохранение

25,4

Финансовые учреждения

24,7

Электроника

20,9

Компьютерные услуги и программное обеспечение

19,6

Коммерческие банки

18,5

Средства связи

17,9

Реклама

16,5

Текстильные изделия и одежда

16,4

Многоотраслевое химическое производство

15,7

Фармацевтика

15,2

Фотопромышленность и услуги

14,0

Пищевая промышленность

13,8

Розничная торговля через бакалейные лавки

12,8

Телефонные компании

12,2

Розничная торговля

14,5

Химические продукты

12,2

Издательское дело, включая газеты

12,1

Строительные материалы

12,0

Финансовые услуги

12,0

Машины и оборудование

11,9

Автомобилестроение

11,9

Бумага и бумажные изделия

11,7

Электрооборудование

11,6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.