Рефераты. Опыт и перспективы использования сети Интернет в коммерческих целях

По прогнозам исследовательской фирмы Killen & Associates, при помощи корпоративных финансовых Интернет-услуг банки смогут привлечь дополнительную клиентуру — от 40 до 50 млн. малых и средних компаний — и увеличить таким образом к 2004 г. свои доходы от управления наличностью в четыре раза — до 80 млрд. долл.

Оценив этот потенциал, корпорация First Union Corp. в 2000 г. запланировала вложить в развитие услуг по управлению наличностью 70 млн. долл., причем инвестиции пойдут главным образом в разработку Интернет-продуктов (об этом сообщил Рэндалл Йорк, главный разработчик продуктов в области глобального управления наличностью). Первые продукты банка предназначены для малого бизнеса, поскольку именно в небольших компаниях Интернет становится главным средством проведения операций. Потребности у таких клиентов гораздо менее сложны, чем у крупных компаний.

Некоторые банки уже смогли предоставить своим корпоративным клиентам доступ к сетевым финансовым услугам, и это было встречено с восторгом. Когда Vermont National Bank (с активами 2,1 млрд. долл.) представил свой первый корпоративный Web-продукт, 50 из 225 его коммерческих клиентов подписались на новые услуги в тот же день, как только они стали доступны. Энтузиазм клиентов не был поколеблен даже тем, что банк предложил онлайновые услуги лишь по ограниченному кругу операций (переводу средств в автоматической клиринговой системе и нескольким другим видам платежей), тогда как традиционный DOS-пакет (используемый уже свыше 10 лет) обеспечивает гораздо более разнообразные услуги — предоставление информации о состоянии счета и об условиях получения ссуды, а также прямое обслуживание депозита, дебетование и кредитование счетов, платежи поставщикам и в налоговые органы.

Несмотря на расцвет Сети, в 2000 г. большинство банков не планируют массового перевода корпоративных финансовых услуг в режим онлайн. Многие клиенты по-прежнему используют монохромные терминалы десятилетней давности, подключенные к банковским мэйнфреймам, и вполне довольны имеющимися у них решениями.

Подобно многим конкурентам, наряду с введением новых Интернет-технологий банк First Union продолжает поддерживать и старые. В течение нескольких лет он предоставлял двойной доступ к информации по управлению наличностью — как через персональный компьютер, так и через «немой» терминал. Чтобы получить доступ к Web InVision (Web-продукту по управлению наличностью), корпоративные клиенты банка First Union входят на домашнюю страницу банка и вводят пароль. С помощью Web InVision они могут осуществлять переводы средств по телеграфу и через автоматическую клиринговую систему и вести бухгалтерский учет этих переводов, давать приказы на остановку платежей и получать отчеты о совершенных операциях в режиме онлайн.

В конце концов, банки, не внедряющие корпоративные финансовые Интернет-услуги в полном объеме, последовательно и настойчиво, могут столкнуться с отторжением новых технологий со стороны как корпоративных, так и индивидуальных клиентов. «Большинство банков сегодня корпят над переводом в Сеть стандартных ПК-приложений, используемых корпоративными клиентами, но пока что не особенно озабочены разработкой полнофункционального интегрированного продукта, — утверждает Джордж Кивел, управляющий директор консультационной компании Mainspring Communications Inc. — Конечно, банки что-то делают в области развития Интернет-услуг, но не рассматривают это в качестве стратегической инициативы. Если бы клиенты в массовом порядке начали уходить к конкурентам, предоставляющим услуги по Интернет-управлению наличностью, то банки поторопились бы с внедрением новых технологий. Но значительного оттока клиентов пока нет, и поэтому сдвиги происходят медленно» [43].

Электронные банковские службы пока не склонны придерживаться какой-то унифицированной технологии, но они активно работают над ее созданием.

Когда в будущих учебниках для бизнес-школ речь пойдет об истории развития электронных банковских услуг, глава с описанием 1999 г. почти наверняка получит название «Год перед революцией».

По данным Американской банковской ассоциации, на сегодняшний день лишь около 6% банков и кредитных союзов предлагают своим клиентам электронные услуги. Однако ожидается заметное увеличение их доли, поскольку очень многие корпорации и частные лица хотели бы управлять своими банковскими счетами, осуществлять инвестиции и оплачивать покупки в режиме онлайн.

В 1999 г. более 7200 банков и кредитных союзов вложили средства в электронные банковские приложения, тогда как годом ранее таких инвесторов было всего лишь 1200 (согласно исследованию, проведенному компанией International Data Corp.). В 2000 г. ожидается еще более быстрый рост, поскольку банки смогут освободить ресурсы, отвлеченные на решение проблемы смены тысячелетия.

Представители банковской индустрии, всегда державшие свои технологические инициативы в секрете, сегодня сотрудничают по крайней мере в одной ключевой области — создании технологических стандартов электронных банковских операций. Возглавляет это сотрудничество Технологический секретариат банковской индустрии (Banking Industry Technology Secretariat, BITS), образованный в 1996 г. как информационно-технологическое подразделение организации «Круглый стол по проблемам финансовых услуг». В состав ее совета директоров входят руководители 14 крупнейших национальных банков. В 1999 г. при Секретариате была создана специальная лаборатория безопасности финансовых услуг.

Эта лаборатория занимается тестированием продуктов, имеющих отношение к вопросам безопасности (браузеров, брандмауэров и программного обеспечения для проведения трансакций). Используя стандарты, установленные в банках—членах BITS, исследователи оценивают продукты с точки зрения их соответствия требованиям безопасности (таким, как аутентификация, целостность, авторизация и защита от несанкционированного доступа). Продукты, успешно прошедшие тестирование, получают сертификат BITS, а их список публикуется на Web-сайте Секретариата.

Лидеры банковской системы отмечают, что результаты объективного независимого тестирования помогут банкам сэкономить время и деньги при внедрении современных решений проблемы безопасности в е-коммерции. А это, в свою очередь, должно стимулировать спрос на электронные банковские услуги.

2.1.2 Российский рынок финансовых Интернет-услуг

Теперь, когда мы имеем представление о финансовых Интернет-услугах, можно попытаться выяснить, существует ли в России рынок этих услуг. О том, что в развитых странах это уже крупные рынки, мы знаем очень хорошо — регулярные отчеты западных аналитиков о миллионах потребителей и миллиардных оборотах в США и Западной Европе порадуют каждого любителя больших чисел.

А есть ли такой рынок в России? Полагаем, что да. Есть такой рынок! Специфический рынок финансовых Интернет-услуг. Что позволяет нам сделать такое заключение? Любой рынок состоит из продавцов, собственно продукта (товаров и услуг) и потребителей. Все это в России уже есть. Интернет-трейдинг существует в России с мая 1996 г.! Именно тогда специалисты Гута-банка начали эксплуатацию системы Internet broker — первой российской системы брокерского обслуживания через Интернет. Российский Интернет-банкинг появился в мае 1998 г., когда свою систему удаленного управления банковскими счетами «Домашний банк» запустил Автобанк. Рынок онлайн-страхования — самый молодой в России. Его рождение пришлось на декабрь 1999 г., когда «Группа Ренессанс-Страхование» впервые осуществила продажу страхового полиса через Интернет.

Это – первопроходцы. А им на пятки уже наступают конкуренты. Пока их мало. Как известно, самое трудное — начать прокладывать колею. Тем, кто идет по разведанной и утоптанной дорожке, намного легче. По-видимому, в течение года на российский рынок со своими Интернет-услугами выйдет до десятка финансовых институтов в каждом из рассматриваемых сегментов. Это подтверждается последними событиями. Вот несколько свежих февральских новостей: Российская Торговая Система (внебиржевая торговля акциями российских компаний) заявила о том, что готова предоставить физическим лицам доступ к торгам через Интернет. Росбанк начал опытную эксплуатацию Интернет-версии системы «Клиент — Банк». Компания «Интеррос» объявила о выделении 10 млн. долл. на создание системы Интернет-трейдинга [3].

Что касается потребителей, то и здесь картина внушает оптимизм. Так, количество индивидуальных клиентов двух российских банков (Автобанка и Гута-банка), которые пользуются услугами Интернет-банкинга, перевалило за три тысячи. Это не так уж мало, если учесть, что на отношении клиентов к банкам еще сказываются последствия финансового кризиса 1998 г. Однако обнадеживает то, что, по данным опять же статистики, общеэкономическая ситуация в стране явно улучшается. Так, в течение последнего полугодия доходы населения постоянно росли. Сохраняются положительные прогнозы относительно продолжения роста благосостояния граждан. Растет индекс потребительских настроений. Можно говорить о начале возвращения к докризисной ситуации. Восстановление среднего класса, увеличение свободных средств у населения — это как раз та база, без которой невозможно нормальное развитие рынка финансовых услуг.

Сегодняшнее состояние рынка финансовых Интернет-услуг и некоторые тенденции, отмечаемые на рынке, позволяют говорить о больших перспективах развития этих услуг уже в ближайшее время. Прежде всего, растет интерес потенциальных участников рынка (банков, брокеров, страховщиков) к созданию собственных продуктов. Наиболее дальновидные менеджеры российских финансовых институтов давно примеряются к новым Интернет-технологиям. Уж очень это заманчиво: снижение капитальных издержек при создании глобальной сети распространения услуг, многократное уменьшение себестоимости предоставления услуг и создание постоянной клиентской базы из наиболее активных потребителей. Сегодняшний интерес к данной теме подтверждается хотя бы тем вниманием, которое было проявлено к прошедшему в феврале 2000 г. семинару «Перспективы развития рынка финансовых Интернет-услуг в России».

Семинар явился своеобразным отражением ситуации, сложившейся сегодня на рынке финансовых Интернет-услуг. Выступали представители всех российских компаний — первооткрывателей финансового рынка в российском Интернете. Доклады руководителей Интернет-проектов Автобанка, Гута-банка, «Группы Ренессанс-Страхование» внимательно слушали те, кто уже в ближайшем будущем составит им конкуренцию на рынке. В то же время потенциальные конкуренты сегодня выступают скорее в качестве партнеров, которые вместе с первопроходцами рынка будут его развивать. Задача, стоящая перед ними, не из простых. Речь идет о развитии нового рынка, его инфраструктуры, о решении общих проблем и, наконец, о влиянии на формирование спроса на новые услуги, что не под силу даже крупнейшим компаниям в отрасли, если они будут действовать в одиночку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.