Рефераты. Права человека и Курдистан

Итак, становление и развитие прав человека имеет длительную историю, сопровождается борьбой доктрин и традиций, характерных для той или иной страны. Несмотря на давность возникновения самой идеи прав человека, подлинный смысл они обретают только на основе принципов демократии, свободы, справедливости, равенства, признания самоценности человека. На такой основе стало возможным закрепление фундаментальных прав человека в конституциях демократических государств, а также интернационализация этого института.

Под фундаментальными правами человека понимаются права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека. Общая теория прав человека ( рук. и отв. редактор Е.А. Лукашева). М.:Норма, 1996. - С. 17-19

Фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по группам и наименованиям. Однако эти права относятся не только к различным сферам жизнедеятельности, но они различаются по времени возникновения. Отсюда - появление понятия «поколения прав человека».

Впервые концепция «трех поколений» была выдвинута французским ученым К. Васаком. Каждое «поколение» прав человека было призвано преодолеть неустойчивость ситуации и стабилизировать развитие.

Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств, - право на свободу мысли, совести, религии, право каждого гражданина на ведение государственных дел, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права стали реакцией на авторитарный характер власти, вторгавшейся во все сферы подданного, опутывавшей его поведение тысячами правил, установлений, приказов, подавлявших инициативу и самостоятельность гражданина. Они ограничили власть государства и создали простор для проявления индивидуальности человека и свободы его выбора. Права человека: итоги века. - С. 36

Однако практически полное отстранение государства от воздействия на экономические отношения породило эгоизм и своеволие личности, привело к сосредоточению богатств в руках немногих, к росту числа неимущих и обездоленных. Такая ситуация вызвала нестабильность и напряженность в обществе, на которую отреагировали неолиберальные доктрины. Они выдвинули идею социального государства, задача которого - обеспечение для всех прав «второго поколения» - экономических и социальных, призванных сохранить устойчивое развитие общества. Социальное государство может выполнить такую задачу лишь при условии определенного, выверенного воздействия на экономику. Нормативная и институциональная основа - права человека, правовое и социальное государство - важнейшие инструменты, открытые человечеством для регулирования системы взаимоотношений в мире.

Права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения, что связано с позицией государства по отношению к этим правам. Права первого поколения в науке обычно квалифицируются как негативные, задача же государства по реализации прав второго поколения состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю работу, которая бы позволила гарантировать провозглашенные социальные, экономические и культурные права.

В период после Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека, к которым относятся так называемые коллективные права, воплощающие интересы общностей, ассоциаций, наций, народов, международного сообщества. Выдвигая концепцию трех поколений прав человека, К. Васак к «коллективным» или «солидарным» правам причислил право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию. Советскому ученому Р.А. Тузмухамедову принадлежит точка зрения, согласно которой так называемые «солидарные» права принадлежат народам и нациям и их следует классифицировать как права народов. Тузмухамедов Р.А. «Третье поколение прав человека» и права народов.// Советское государство и право. -1986. - № 11. - С. 106-113

Коллективные права не являются прирожденными правами. Они формируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Это качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. И как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку «человеческим измерением» - правами индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать права человека, противоречить им либо подавлять их (за исключением чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность антигуманны и противоправны. Поэтому коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии. Права человека: итоги века. - С. 37

Однако, такой подход реализовать не просто. Противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов, являются одной из причин межнациональных конфликтов, в которых каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, правомерности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ, ссылаясь при этом на исторические традиции.

Право народа на самоопределение является общепризнанным в мировом сообществе, но оно неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав индивида, и правомерность и легитимность осуществления этого коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого человека независимо от национальной принадлежности, религиозных убеждений. При нормальном развитии процессов самоопределения народа не должна возникать проблема ранжирования индивидуальных и коллективных прав. Международно-правовые нормы выражают неделимость коллективного права народа на самоопределение и прав отдельного индивида, их равнозначность, дают правовую основу для их сбалансирования. Общая теория прав человека (рук. и отв. редактор Лукашева Е.А.). М.: Норма,1996. - С. 27

Права человека и коллектива динамично развиваются. Этот процесс закономерный и сопровождается принятием различных международных документов, включающих целый каталог прав индивида и коллектива.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение системы прав человека

Важнейшим структурным компонентом системы прав человека является механизм гарантий, основывающийся на широкой нормативно-правовой базе.

Когда после второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, в качестве одной из ее целей и принципов, записанных в Уставе, принятом на конференции в Сан-Франциско в 1945 году, указывалась необходимость «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных экономических, социальных, и других гуманитарных проблем» Крылов С.Б. История создания Организации Объединенных Наций. 2-е издание. М., 1960. - С.43. Выдвижение задачи «поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, религии» было реакцией на массовые, грубые нарушения прав человека накануне и в ходе второй мировой войны.

Определяющую роль играет Международный Билль о правах человека.

Идея создания Международного Билля о права человека возникла не на пустом месте; она опиралась на демократические и культурные традиции прошлого, на необходимость провозглашения универсальных общечеловеческих ценностей, сформировавшихся в правовом мышлении и законодательстве передовых государств. Поэтому первый документ Международного Билля о правах - Всеобщая декларация прав человека - был создан в короткие сроки; при этом в нем не были забыты ни один принцип, ни одна норма в области прав и свобод человек, которые составляют золотой фонд гуманитарного развития.

Всеобщая декларация прав человека была провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

Этот документ содержит весь каталог прав и свобод, сформировавшийся в процессе длительной эволюции и подтвердивший свою жизненность в практике демократических государств.

Обращает на себя тот факт, что несмотря на рекомендательный характер Всеобщей декларации, положения, обозначенные в ней в настоящее время рассматриваются большинством государств в качестве стандарта, образца, даже, обязательных юридических норм. Почти 90 конституций включают в себя фундаментальные права.

При обсуждении Всеобщей декларации среди государств - членов ООН возникли серьезные разногласия, обусловленные различными идеологическими системами. Делегации западных держав, отстаивали естественный характер основных прав и свобод, предлагали ограничить будущую декларацию гражданскими и политическими правами. СССР настаивал на включение в декларацию социально-экономических прав, апеллируя к Конституции 1936. СССР отрицал частную собственность, право свободного въезда и выезда из страны, в то же время активно защищал право наций на самоопределение.

После принятия Всеобщей декларации Комиссия по правам человека начала разрабатывать единый Пакт об основных правах и свободах человека, который должен был стать международным договором. Но из-за вновь возникших разногласий между США и СССР в 1952г. было принято решение о подготовке двух пактов. Глушкова С.И. Права человека в России: теория, история, практика. Екатеринбург, 2002. - С.443-445 Пакты должны были придать обязательную юридическую силу правам и свободам, провозглашенным в Декларации.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный Протокол к нему были приняты Генеральной Ассамблеей 16 декабря 1966. Для помощи в реализации Пакта об экономических, социальных и культурных правах был создан Комитет по экономическим, социальным и культурным делам (ЭКОСОС).

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принципы современного международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации (в том числе, и в вооруженных конфликтах).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.