Рефераты. Права человека и Курдистан

Все части правовой культуры взаимосвязаны, как и части дома. Отсутствие или разрушение одного звена приведет к падению всей конструкции.

Здание правовой культуры, как и здание дома возводится постепенно.

Строительство этого здания согласовано с Конституцией РФ и законом РФ «Об образовании».

Одним из реальных проявлений сформированности правовой культуры выступает постоянный устойчивый интерес учащихся к правовым аспектам общественной жизни, который способен обеспечить успешность самостоятельного овладения человеком правовыми знаниями по окончании школы, так же как и умениями, навыками правомерного и правозащитного поведения.

Правовая культура подразумевает качественно высокий уровень отношения учащихся к праву. Ее требования выше, чем требования закона. А.Ф. Никитин. Педагогика прав человека. - М., 1993. - С. 42-43

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. Сегодня любой гражданин сталкивается с новым явлением - политическим плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Ныне ему предоставлена возможность участия в альтернативных выборах, на него обрушивается разнородная калейдоскопическая политическая информация, а нередко и целенаправленная дезинформация. Возрастание роли политологии - науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти - определяется тем, что от суммы индивидуальных позиций по отношению к политике, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а значит, и собственная судьба. Становление России как демократического государства невозможно без культивирования демократических ценностей в сознании людей. Политология способствует их привитию. Знания о мире политики являются барьером перед попытками политических манипуляций сознанием и поведением людей, обеспечивают политическую свободу. Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №1. - С. 22

Система образования не может абстрагироваться еще от одной важной составляющей демократического мышления - идеи прав человека. Эта идея имеет давно осознанное, практически во всем мире, значение для обеспечения, во-первых, безопасности и нормальных условий бытия человека, а во-вторых, для умиротворения людей и сообществ как внутри отдельных стран, так и в международных отношениях.

Права человека - не только цель обновляемого гуманитарного образования, но и средство воспитания, особенно в нравственной сфере, т.к. способствуют формированию культуры мира у учащихся. Т.В. Болотина. Проблема прав человека в содержании образования. // Педагогика. - 1999. - № 2. - С. 3 При освоении этой культуры у учащихся проявляются кардинальные качества свободной личности - человеческое достоинство и чувство ответственности, являющееся по своей сути нравственно-правовым.

Существенное значение в работе с правами человека имеет формирование такого высоконравственного качества, как миролюбие. Это качество складывается из особенностей нравственных проявлений, характеризующихся в целом бесконфликтностью, толерантностью, способностью уважать право других людей иметь свою точку зрения, занимать свою социально-политическую позицию.

Следующее нравственное качество, развитию которого способствует осознание прав человека, - любовь к справедливости.

Говоря о воспитательном потенциале прав человека, следует упомянуть такое важное гражданское (личное) право человека как свобода совести. Понимая идеологию, философию прав человека, учащийся проникает верой в истинность каждого права, а следовательно, и в истинность права на свободу совести, религии. Он будет уважать народы другой национальности, расы, веры, культуры.

Нужно учитывать и глубокий интернационализм прав человека, который лежит не на поверхности, а становится очевидным, когда учащиеся прилагают определенные усилия для осмысления сути функционирования системы прав человека. Здесь следует иметь в виду скрытое противоречие между правами человека и правами народов, наций. Суть этого противоречия заключается в том, что в известных условиях реализация права народов на самоопределение может создать трудности для реализации прав отдельных граждан, например: на участие в государственном управлении, на свободное передвижение, на образование, на жилище и т.д. Это противоречие, имеющее место сейчас в некоторых многонациональных государствах, может быть снято путем совершенствования правового механизма реализации народами права на суверенитет, самоопределение. Но и до этого именно права человека самим своим духом побуждают противоборствующие силы избегать экстремизма в своих действиях, искать пути компромиссного решения спорных вопросов. А.Ф. Никитин. Педагогика прав человека. М., 1993. - С.49

Итак, основные цели обучения правам человека можно сформулировать следующим образом:

· воспитание человеческого достоинства;

· формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;

· передача знаний о правах человека в национальном и международном измерениях;

· воспитание понимания неразрывной связи прав человека и сохранении мира на Земле.

Обучение правам человека в общем образовании выполняет следующие функции:

· философско-культурологическую, направленную на формирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление узконационального мышления, обыденных предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам;

· образовательно-правовую, смысл которой состоит в повышении правовой культуры учащихся путем расширения знания не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем;

· воспитательно-формирующую, ориентированную на глубокое восприятие и осмысление прав человека, становление нравственных представлений, оценок, требований и преобразование их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения;

· психолого-развивающую, в процессе которой пробуждается и совершенствуется интерес человека к самому себе, своему внутреннему миру, познанию своего Я, системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;

· коррекционную, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами. Т.В. Болотина. Проблема прав человека в содержании образования.// Педагогика. - 1999. - № 2. - С. 5-6

У учащихся, глубоко усвоивших «дух» и «букву» прав человека, развивается антитоталитарное, демократическое мышление, свободное от специально навязываемых схем, клише. Учителю необходимо вместе с учащимися организовывать поиск синтеза, т.е. неких позитивных выводов, показывающих, что права человека не только опровергают устаревшее, но и созидают то, что реально в нашей стране с ее специфическими условиями.

Итак, права человека - органическая часть политико- правовой культуры личности, формирование которой должно базироваться на разработанных принципах обновления гуманитарного образования, структурным элементом которого является правовое образование.

Основными принципами правового образования являются непрерывность, междисциплинарность, интеркультурность, связь с практической деятельностью.

Непрерывность правового образования в средней школе реализуется через его многоэтапность, выделение трех основных блоков, соответствующих периодам формирования личности с 1-го по 11-й класс.

Принцип междисциплинарности предполагает реализацию правового образования через использование гуманистического потенциала изучаемых предметов (в первую очередь, предметов гуманитарного характера), а также через общность методических подходов к преподаванию. Наиболее эффективно данный принцип реализуется в интеграции правовых модулей в курсы истории, обществознания, литературы.

Принцип интеркультурности выражает универсальность прав человека, что подчеркнуто во Всеобщей декларации, а с другой стороны - мультикультурный (полиэтнический) характер российского общества. В системе правового образования этот принцип реализуется качестве инегрального компонента всего учебно-воспитательного процесса: через освоение многообразия правовых систем различных эпох и народов, через осознание права как социального наследия, несущего на себе отпечаток определенных этнокультурных условий, через приобщение к сотрудничеству в аспекте соблюдения и защиты прав. При этом обращение к базовым нормам международного права, соотнесение с ними национальных норм особенно актуально в условиях быстро меняющегося общества.

Принцип связи преподавания с практической деятельностью выражает неразрывное единство знаний - убеждений - поступков человека, проникнутого духом признания и уважения закона, прав и свобод каждого человека. Данный принцип предполагает включение образование социального окружения ученика (семья, друзья, учителя). Сама школа при этом должна стать правовым пространством, а родители, учащиеся и учителя - равными субъектами правовых отношений. Необходимо добиться, чтобы атмосфера справедливости, доброжелательности, уважения прав человека стала постоянным спутником всего школьного коллектива. Только в таких условиях правовое образование будет эффективно способствовать гуманизации межличностных отношений, а следовательно, и общества, и государства.

Указанные принципы нацелены на выполнение социального заказа общества в сфере воспитания и образования. А. Данилова. Традиции и законы. // Граждановедение. - 2000. - № 5. - С. 7

3.2. Уровень политико-правовых знаний и умений российских школьников

Для того, чтобы определить особенности исторического материала, который может способствовать формированию правовой культуры необходимо выяснить, что дети знают о политико-правовой сфере общества, распределить обнаруживающиеся смысловые блоки по трем сферам правового сознания - когнитивной, праксеологической и аксиологической.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.