Рефераты. Права человека и Курдистан

В конце 80-х - 90-х гг. в отечественной историографии начали широко освещаться проблемы нарушения прав курдов. Прямо эта проблема не звучала, но затрагивались такие аспекты как геноцид курдов, дискриминация, падение уровня жизни как следствие непрекращающихся межгосударственных конфликтов в Персидском заливе за лидерство.

Звучала и тема нарушения права на жизнь в период вооруженных конфликтов. Так, рассматривался вопрос о курдах в ирано-иракской войне, авантюре Ирака против Кувейта и эти проблемы освещались в отечественной историографии через призму военных действий. Ушаков В., Иноятов И. Кому выгодна эта война ? // Азия и Африка сегодня. - 1988. - № 3. - С. 9-11

Седов И. Война без конца или... // Новое время. - 1988. - № 7. - С. 18-20

Современная историография широко освещает проблему не прикрытого нарушения естественных прав человека на жизнь - геноцид курдов, использовавшийся ираксими властями для подавления восстаний против режима (газовая атака города Халабаджи 16 марта 1988 г., артиллерийские и авиационные удары по Сулеймании в 1991 г.), депортация курдов (с середины 70-х по 1991г. на юг Ирака было депортировано более 700 тыс. курдов), расстрел на границе с Саудовской Аравией депортированных курдов (1978 г.). Данная проблематика отражена в специальных периодических изданиях Боровой Я., Чудодеев А. Глядящие в глаза смерти. // Новое время. - 1991. - № 15. - С. 24-25

Мгои Ш.Х. Тернистый путь к свободе. // Азия и Африка сегодня. - 1998. - № 8. - С. 28-31, а также широко освещается в сети Internet. www.kurdistan.ru, www.aha.ru, usinfo.state.gov, www.hro.org, nomad.web.com

В середине 90-х гг. курдская проблема стала рассматриваться в политическом аспекте - как взаимосвязь между тоталитарным режимом С. Хусейна, политическими организациями Курдистана и политикой западных держав в азиатском регионе, гуманитарной интервенции со стороны США и их союзников (санкции ООН, «свободная зона» курдов под опекой американских вооруженных сил). Как правило, эта проблема увязана вокруг нефтяных месторождений, энергетических ресурсов и стремлением их контролировать. Демченко П. Курды - заложники большой политики. // Эхо планеты. - 1993. - № 15. - С. 5-8 Жигалина О.И. Курдский вопрос как региональный и локальный конфликт. // Восток. - 1995. - № 6. - С. 91-104 Мосаки Н. Нефть и курдская проблема. // Азия и Африка сегодня. - 2002. - № 3. - С. 33-36

С середины 90-х гг. в зарубежной историографии звучит точка зрения, согласно которой страны, поделившие Курдистан, ведут совместную борьбу против национального движения курдов, т.к. оно угрожает территориальной целостности государств, а также вызывает вмешательство сторонних сил (Дж. Кадир, С. Феррат, А. Алим).

Курдская проблема в аспекте современных международных отношений (отношение арабского мира к освободительному движению, гуманитарная интервенция) в зарубежной историографии рассматривается в работах Д. Авни (Франция), М. Бенхольд (Германия). Лазарев М.С. Международная конференция по истории Курдистана. // Восток. - 1996. - № 1.

Проблема самоопределения курдов - часть общей проблемы человеческих прав курдского населения и разрабатывается Жигалиной О.И., Набиевым Ю. Жигалина О.И. приходит к выводу о том, что политика режимов стран проживания курдов, их отказ признать право курдов на создание социального самоуправляющегося макрообразования лишь усугубляет конфликт и способствует консолидации курдов Ближнего и Среднего Востока. Жигалина О.И. Курдская проблема в культурном и геополитическом аспекте. // Восток. - 1999. - № 5.

Юрий Набиев рассматривает подходы политиков и правоведов к проблеме прав человека в Курдистане. Он акцентирует внимание на доминировании политической мотивации в вопросе о правах курдов, а также он - сторонник объединения курдской нации, независимо от вопроса о территориальных границах. Набиев Ю. Курдская проблема и права человека. // www.nabiev.ru Самвел Кочои широко рассматривает примеры нарушений естественных прав курдов со стороны режима С. Хусейна - геноцид, депортация, этнические чистки (особенно, на территории Иракского Курдистана, контролируемой Багдадом) как ответ на желание курдов получить независимость. В то же время он, ссылаясь на данные международных организаций, проводит мысль о том, что на территории Иракского Курдистана, находящегося под юрисдикцией Регионального правительства используются демократические механизмы решения различных проблем, в том числе связанных с осуществлением прав и свобод человека. Кочои С. Иракский Курдистан: геноцид и борьба за самоопределение. // Правозащитник. - 2000.- № 4.

Рассмотрение курдской проблемы вскрывает много различных политических аспектов (в том числе, и вопрос о правах этнических меньшинств в Ираке), затрагивает не только интересы стран региона, но и заинтересованность третьих держав. Переход к однополярности мира вносит свои коррективы в политические подходы при рассмотрении этой комплексной проблемы, связанной с соотношением проблемы государственного самоопределения и права наций на самоопределение. Эта многогранность курдского вопроса диктует необходимость его комплексного решения на региональном уровне при взаимодействии с международным сообществом - это основной вывод научной дискуссии по данной проблеме.

Изучение курдской проблемы формирует взгляд на права человека как на систему, включающую не только знания о трех поколениях прав человека, но и умение использовать весь арсенал средств для их реализации, а также ценностное отношение к правам человека, влияющих на гуманизацию международных отношений. Одним из структурных компонентов данной системы является образование и воспитание в духе прав человека, которые являются базисом политико-правового образования.

Научные исследования по методике группируются вокруг целого ряда проблем, в которых отражается методический и содержательный аспект школьного политико-правового образования и воспитания. Традиционно данные вопросы рассматриваются на страницах газет «Граждановедение», «История», «Учительской газеты», журналов «Обществознание в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», «Наука и школа», встречаются публикации и в других периодических изданиях.

Анализ материалов периодики позволяет выделить следующие аспекты, подвергающиеся осмыслению и обобщению.

Один из аспектов - обществоведческое образование, а в рамках его - гражданское, частным моментом которого является правовое и политическое образование. А.Т. Кинкулькин, Л.Н. Боголюбов, Боголюбов Л.Н., Кинкулькин А.Т. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 1. И.Н. Сухолет Сухолет И.Н. На каких принципах следует строить школьное обществознание?// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. - № 4. рассматривают проблемы, принципы построения содержания обществоведческого образования. Им принадлежит авторство ряда методических разработок и учебных пособий.

Права человека - составляющая часть политико-правовой культуры. В методической науке существует многообразие формулировок понятия «правовая культура». Наполнением данного понятия конкретным содержанием занимались А.Ф. Никитин Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? - М.: Просвещение, 1988, А. Данилова Данилова А. Традиции и законы.// Граждановедение. - 2000. - № 50., Е.В. Марковичева Марковичева Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 2. и др. Ученые едины во мнении, что формирование правовой культуры возможно осуществлять при использовании всего арсенала наук гуманитарного цикла, а при этом происходит и параллельный процесс обновления гуманитарного образования. Более подробно данный аспект рассматривается в третьей главе.

В современной России назрела и проблема стандартизации правового образования. Данной проблемой занимается Н.И. Элиасберг, разработавшая проект стандарта правового образования и в рамках него требования к уровню подготовки учащихся Элиасберг Н.И…...

В рамках обновления гуманитарного образования остро стоит вопрос о внесении корректив в содержание школьного исторического образования. Историческое образование сегодня можно рассматривать как одно из средств формирования политико-правового сознания, неотъемлемой частью которого является осознание прав человека. Поэтому, основываясь на принципе междисциплинарности и применяя интегративный подход, базирующийся на использовании единых смысловых блоков, ученые-методисты, а также школьные учителя обновляют содержание исторического образования. Одним из показателей обновления является использование основных составляющих системы прав человека в преподавании истории. В специальных периодических изданиях публикуются теоретические разработки проблемы интеграции школьных курсов истории и обществознания, предлагаемы Л.Н. Боголюбовым Боголюбов Л. Н. Межкурсовые и межпредметные связи при изучении истории и обществоведения.// Преподавание истории в школе. - 1965. - № 1., А. Ф. Никитиным Никитин А. Ф. Педагогика прав человека. М., 1993., Гурьевым А.И. Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования. // Наука и школа. - 2002. - № 2., а также практические разработки интегрированных уроков. Широко элементы интеграции отражены в практических разработках А. Иоффе, О. Кишенковой Иоффе А., Кишенкова О. От античности до наших дней.// Граждановедение. - 2002. - № 52.

Иоффе А., Кишенкова О. От античности до наших дней. // Граждановедение. - 2003. - № 1., О. Качиной Качина О. Судебники, писцовые книги. // Граждановдение. - 2003. - № 32..

Таким образом, накопленный опыт преподавания прав человека показывает, что методологические и методические принципы избраны правильно и реализуемы на практике. Уровень развития современной методической науки позволяет реализовать такие цели гуманитарного образования как формирование общегуманитарного мировоззрения и воспитание толерантности мышления.

Изучение проблематики прав человека позволяет сформулировать объект и предмет исторической и методической части работы.

Объектом исследования исторической части являются права человека как отрасль современного международного права.

Предметом исследования в исторической части является механизм гарантий прав и свобод человека на международном и региональном уровнях.

Объектом исследования методической части работы является обучение правам человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.