Рефераты. Права человека и Курдистан

История ХХ века - время становления интернациональных основ политики и права, период развития международных политико-правовых институтов, базирующихся на широкой нормативно-правовой базе, которая активно формируется после окончания второй мировой войны, ставшей катализатором развития международного права.

При отборе материала о правах человека нужно ориентироваться на проблемы, отраженные в учебниках, такие как: появление ООН и принятия Всеобщей декларации прав человека (1948), принятие Женевских конвенций и Пактов о правах человека, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), ставшие реакцией мирового сообщества на гигантский катаклизм. При этом целесообразно будет включать материал, отсутствующий в учебниках, но имеющий значение для достижения поставленных целей.

Наиболее полно второе поколение прав человека находит свое выражение в понятии «государство благоденствия», становление которого пришлось на 40-50-е годы, расцвет - на начало 60-х - начало 70-х годов. Базой для политики такого государства служила концепция неолиберализма.

Для данной работы большую значимость представляют проблемы новейшей истории, которые можно рассматривать как факторы, повлиявшие на возникновение третьего поколения прав человека - «коллективных прав» народов на здоровую окружающую среду, на развитие, на самоопределение. Включение материала о праве народов на самоопределение возможно при характеристике этнических процессов в мире в ХХ веке, а также в разделах о странах Азии и Африки после второй мировой войны, где рассматриваются национально-освободительные движения и антимонархические революции.

В учебниках очень поверхностно рассматриваются проблемы модернизации азиатских стран, вышедших из колониальной и полуколониальной зависимости. А в связи с выбранными подходами к преподаванию истории (культурологический, цивилизационный) было бы целесообразно скорректировать схему исторического процесса и уделять больше внимания специфике азиатских регионов, т.к. важнейшим итогом исторического развития ХХ века стало крушение колониальных империй, модернизация ранее отсталых в экономическом отношении государств, их приобщение к индустриальной цивилизации.

При изучении положения в освободившихся и развивающихся странах, где проживает большая часть населения мира, учащиеся приходят к пониманию многообразия современного мира, обращают внимание на то, что в целом путь развивающихся государств был самобытным и синтезировал национальные культурные, исторические традиции с достижениями европейских стран, а не просто осваивал элементы европейской цивилизации. В то же время они учатся видеть за различной национальной и региональной спецификой общие проблемы, которые характерны для многих народов мира. Одна из таких общих проблем - отношение к праву народов на самоопределение. Эта норма (право народов на самоопределение) считается универсальной и закреплена во многих документах международного характера. Данный аспект не отражается в школьных учебниках и учебных пособиях по истории, а между тем, он играет важную роль для развития праксеологической составляющей как исторического, так и политико-правового сознания, т.к. контроверзы данного материала предоставляют возможность для формирования аналитико-синтетических умений, умений сравнивать и оценивать. Этот аспект имеет принципиальное значение для осознания того, что называют обеспечением достойной жизни человека (соблюдение всех трех поколений прав человека).

В учебниках рассматриваются проблемы экономического и политического развития Китая, Индии, Турции, Египта, Ирана. Но без внимания остаются проблемы национальных меньшинств, для которых характерна целая волна национально-освободительных движений, поднимающих актуальные вопросы развития. Так, в учебниках упоминается факт революции в Ираке, а как известно, в процессе революции не прекращалось национально-освободительное движение народа против монархии. Можно зацепиться за этот факт и преломить его под национально-освободительное движение курдов во главе с Мустафой Барзани, выступавшего за предоставление автономии курдам. Автономия - одна из форм проявления права народов на самоопределение.

Изучая проблему права народов на самоопределение можно показать каким образом происходит становление национальных государств (стадии самоопределения или различные его формы), увидеть нарушения естественных прав человека со стороны властей (геноцид, апартеид, дискриминация), выявить противоречия между правами отдельной личности и правами народов (суть этого противоречия заключается в том, что в известных условиях реализация права народов на самоопределение может создать трудности для реализации прав отдельных граждан, например: на участие в управлении государственными делами, на свободное передвижение, на образование, на жилище и т.д.), определить границы действия международных норм, проследить как взаимодействуют политика и право.

ХХ век дал несколько примеров самоопределения народов. В учебном процессе, как правило, рассматриваются европейские народы, но не меньший потенциал заложен в изучении проблем Востока. На примере курдского народа можно показать эволюцию понятия «право на самоопределение», противоречия между правомерными притязаниями курдов и политическими механизмами решения данной проблемы.

Как известно, многие народы могут ссылаться на исторические традиции в своих претензиях на национальный суверенитет - обладание территорией, связь с этой территорией историческими узами (косовские албанцы, палестинцы, курды). Важный критерий - международные нормы, закрепляющие право народов на самоопределение по принципу JUS СOGENS.

Обращаясь к международным документам и к историческим прецедентам можно выделить несколько форм самоопределения народов - от участия в политической жизни представителей национальных меньшинств и создания автономии до полноправного члена федерации и конфедерации и отделения в самостоятельное государство.

Рассматривая основные вехи борьбы курдов за независимость, высказывания самих курдских лидеров можно закрепить понимание основных аспектов права народов на самоопределение, т.к. история курдского народа показывает последовательный путь к обретению независимости, который еще далек до завершения - от полного отсутствия экономической, социальной, культурной независимости в рамках одного государства до создания автономии (1974) и стремления обрести статус члена федеративного государства (в частности, будущего федеративного Ирака) с последующим отделением в самостоятельное государство, при условии, если данное государство окажется способным реализовать все права человека (а сами курдские лидеры говорят, что время для этого пока еще не пришло).

История курдов дает пример и нарушения естественных прав человека (в частности, права на жизнь) - газовая атака города Халабаджи (1988 г.). Эта катастрофа произошла во время ирано-иракской войны, а это - уже нарушение международно-правовых норм со стороны государства (в частности, нарушение положений Женевских конвенций). Отсюда вытекает еще одно противоречие, которое можно использовать в учебном процессе - действие норм международного права (резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в отношении Ирака) и реальная помощь международного сообщества курдам (призывы курдов о защите их естественных прав оставались без внимания).

Механизмы решения курдского вопроса на протяжении ХХ века при участии международного сообщества, курдских политических лидеров показывают не достаточную эффективность международно-правовых норм и доминирование политического фактора в решении данного вопроса.

Следующее противоречие, вытекающее из истории борьбы курдского народа - в случае полного отделения от суверенного государства встает вопрос о другом общепризнанном принципе - территориальной целостности.

Таким образом, изучив более детально лишь один аспект (право народов на самоопределение) на примере курдов можно подвести детей к осознанию противоречивости всей идеологии прав человека: во-первых, права человека, отраженные во Всеобщей декларации прав человека (а именно этот документ подробно изучается в курсе права), абсолютно минимальны, они не способствуют радикальному решению задач, встающих перед миром; во-вторых, идеология прав человека используется некоторыми странами Запада для вмешательства во внутренние дела других стран; в-третьих, идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых режимов; в-четвертых, когда идет борьба за выживание нации, права человека могут и обождать (главное-род, семья, племя, кровные узы); в-пятых, под претензией доктрины «прав человека» на универсальный характер скрывается претензия на универсализм политической определенной модели.

Использование в процессе обучения контроверз, иных острых материалов по правам человека способствуют формированию у учащихся основ демократического миропонимания, развивает способность учитывать разнонаправленные суждения, точки зрения, позиции, спокойно, корректно относиться к ним. На возможность использования такого рода контроверз обратил внимание А.Ф.Никитин. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека Пособие для учителей. - М., 1993. - С. 60-62

Несмотря на указанные противоречия, было бы целесообразно обратить внимание детей на возможности решения проблемы дискриминации курдов и других меньшинств, стремящихся к самоопределению, ссылаясь на релевантные международные документы, где обозначены механизмы защиты основных прав.

Важно отметить, что современная эпоха решительно заявила о запрещении всех форм дискриминации - по полу, по цвету кожи во всех сферах человеческого бытия. В 1992 году в рамках Совета Европы была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, а на базе этой декларации в 1995 году была принята Конвенция Совета Европы по защите прав меньшинств. Важно обратить внимание еще и на документы, относящиеся к исламской концепции прав человека, в частности, на Арабскую Хартию о правах человека (1994), Исламскую декларацию прав человека. От стран, присоединившихся к данным документам или ратифицировавших их, требуется способствовать терпимости и диалогу между всеми людьми, независимо от их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности. Использование этого материала способствует формированию толерантности у детей, качества, являющегося одной из целей гражданского образования.

Таким образом, курс новейшей истории, при условии внесения в него корректив, способствует формированию целостного взгляда на систему прав человека. При этом целесообразно опираться на знания детей, полученные в курсе новой истории и права. Выдвижение единых аспектов в этих предметах позволяет увидеть динамику непосредственного воплощения идеи прав человека в истории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.