Рефераты. Права человека и Курдистан

Таблица 3

Реализация межпредметных связей на материале новейшей истории и права

Тема

Исторические знания

Правовые знания

1. Европа после 1 мировой войны:

1.1. Версальско-Вашингтонская система

1.1. «14 пунктов» В.Вильсона,

мандатная система, Лига Наций

1.1. Форма государственного правления, политический режим, правовое государство, гражданское общество

2. Мир в период экономического кризиса:

2.1. экономический кризис в США;

2.2. установление тоталитарных и авторитарных диктатур;

2.3. страны Азии и Африки между мировыми войнами

2.1. Неолиберализм, «новый курс» Ф. Рузвельта, законы о труде в Англии

2.2.фашизм, нацизм

2.3. модернизация, колониализм, Севрский договор

2.1. этатизм, социальное законодательство, правовое регулирование трудовых отношений, охрана труда, право на социальное обеспечение

2.2. Тоталитаризм, диктатура (формы контроля государства над правовой сферой общества)

2.3. меньшинства (религиозные, национальные, языковые), суверенитет, правовые отношения между метрополией и колонией

3. Международные отношения после 2 мировой войны (1945- сер. 80-х гг.):

3.1. Раскол послевоенного мира на Запад и Восток;

3.2. Страны Запада во 2-й половине ХХ века;

3.1. ООН, НАТО, «холодная война», Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Женевские конвенции, «политика разрядки», Хельсинский

Заключительный акт

3.2. «государство благоденствия», неоконсерватизм, лейбористы, движение за гражданские права (М.Л. Кинг), права человека

3.1. декларация, конвенция, ратификация, дискриминация, международное право, международное гуманитарное право

3.2. Международный Билль о правах, Комитет по правам человека, экономические, социальные, культурные права, гражданские и политические права, социальное государство;

формы нарушения прав человека (апартеид, геноцид, дискриминация, расизм), диссидентство

4. Страны Азии и Африки после 2 мировой войны:

4.1.Традиционализм и национализм в странах Азии и Африки:

4.1.1. страны Персидского залива и Аравии

4.1. социально-политическая неустойчивость, политический ислам, исламский фундаментализм

4.1.1. режим Хомейни, С.Хусейн, партия Баас, ирано-иракская война, агрессия против Кувейта

4.1. Исламская декларация прав человека, Арабская хартия прав человека, право наций на самоопределение

4.1.1. нормы международного гуманитарного права (противоречия между нормами, регулирующими экономические отношения и международно-правовыми нормами)

5. Мир в конце ХХ века:

5.1. международные отношения после «холодной войны»;

5.2. глобальные проблемы человечества

5.1. региональные конфликты

5.2. мировая экономическая и политическая интеграция, роль ООН, международных и региональных организаций в современном мире, миротворческие усилия международного сообщества, демографические, экономические, экологические, этнические проблемы

5.1. нормы международного права

5.2. международные организации, координирующие деятельность по решению глобальных проблем - ЕЭС, ЕС, ЕАС, ЕОУС, НАТО, Greenpeace, ЮНЕП, Комиссия по устойчивому развитию, Глобальный экологический фонд, «Друзья планеты», «Дикий мир», Комитет по ликвидации расовой дискриминации.

Заключение

О правах человека написано и сказано много. В литературе освещается целый комплекс проблем, связанных с реализацией прав человека, которые являются высокоорганизованной системой, состоящей из нескольких компонентов (подсистем), а функционирование последних обеспечивает устойчивость и целостность системы прав человека. Очевидным остается тот факт, что реализация норм по правам человека становится фактором стабильного и мирного существования международного сообщества. Это определяется рядом обстоятельств.

1. Стабильность существования невозможна без обеспечения свободы и автономии личности, по своему усмотрению определяющей способы и сферы своей жизнедеятельности. Эта свобода и ее границы содержатся в правах человека.

2. Права человека положили конец всевластию государства, рассматривавшего человека как подданного, слепого и послушного исполнителя государственных команд и приказов. Такая ситуация неизбежно вызывала напряженность в обществе, стремление освободиться из-под опеки всесильной власти и, нестабильность развития. Установление партнерства между гражданином и властью, вытекающего из принципов прав человека, предотвращает политические и социальные катаклизмы, способствует развитию общества, цель которого избрана и одобрена большинством народа.

3. Права человека - главный ориентир и высшая ценность, которыми должно руководствоваться государство. Обеспечение прав человека - обязанность законодательной, исполнительной, судебной властей.

4. Права человека и их реализация «маркируют» природу государства. При этом важна связь провозглашенных прав и четко отработанных механизмов, процедур, надежно обеспечивающих их реализацию. Нередко тоталитарные государства провозглашают широкий каталог прав и свобод, но они являются лишь декларацией. Поэтому только связь двух компонентов - провозглашенных прав и механизмов обеспечения их реализации - свидетельствует о подлинном демократизме государства.

5. Принцип формального юридического равенства, на котором основаны все права человека, примиряет противоречивые и разнонаправленные интересы людей, создает своего рода консенсус относительно характера их взаимодействия, объема благ и притязаний, на которые может рассчитывать каждый, определяет роль государства в отношении к правам человека и способам их защиты.

6. Значимость прав человека проявляется в их постоянном расширении и развитии, поэтому их и классифицируют как органичную систему. Они охватывают все новые сферы общественных отношений, поскольку последние проявляют неустойчивость и грозят стабильности общественного развития.

Все важнейшие компоненты стабильного существования кристаллизуются в правах человека - политических, личных (гражданских, экономических, социальных, культурных), «коллективных» прав народов (право на развитие, на самоопределение, на здоровую окружающую среду и т.д.). Это позволяет применять «человеческое измерение» как ко всей единой системе факторов стабильности, так и к каждому из них в отдельности.

Одним из факторов стабильности является политика по отношению к национальным или этническим меньшинствам. Международное сообщество приняло ряд мер, направленных на регулирование этнических проблем. Эти меры закреплены в международных и региональных документах по правам человека. Одной из общепризнанных норм является право народов на самоопределение. Это право обозначено в ряде документов - Уставе ООН 1945 г., резолюцииГенеральной Ассамблеи «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» 1962 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Декларации о праве на развитие 1986 г., Венской декларации и Программе действий 1993 г. В результате анализа данных документов было определено, что право народов на самоопределение представляет из себя комплексную характеристику, включающую определение народом своего политического, экономического, социального и культурного статуса, статуса собственника над ресурсами, что цементирует основы национально-государственного суверенитета.

Подробный анализ указанных документов, а также изучение научных позиций по вопросу права народов на самоопределение позволил выделить несколько критериев соответствия притязаний народа на самоопределение, среди них - возможность осуществления данного права в ущерб принципу территориальной целостности, если в государстве наблюдаются явные признаки дискриминации национальных или этнических меньшинств; наличие территории и связь с этой территорией историческими узами.

Если народ выбирает путь к самоопределению, то следует определиться с формой последнего. Народ может создать отдельное, суверенное государство, стать частью конфедерации или федерации и др.

Реализация права наций на самоопределение вызывает к жизни не только проблемы, связанные с формой государственности, но и с вмешательством третьих сил в процесс самоопределения, которые могут аппелировать и к чисто гуманным мотивам, осуществляя гуманитарную интервенцию, и реализовывать свои меркантильные, корыстные планы, достигая стратегических целей.

Указанный клубок противоречий тесно связан с историей развития курдского вопроса. Проблема самоопределения курдов - ровесница иракского государства, которое образовалось в начале 20-х годов на обломках Османской империи. Курдское население проживает на территории исторического Курдистана, а эта территория оказалась в центре борьбы за выживание, за самоопределение народов, а если без высоких слов, это - борьба за нефть, воду, энергетические ресурсы. Богатые ресурсы, находящиеся на территории Курдистана затрагивает интересы стран, на чьей территории они располагаются (Сирия, Турция, Иран, Ирак), не способствовали решению курдского вопроса. К тому же курдское национальное движение было разобщенным, многочисленные курдские партии выясняли отношения между собой, да и мировое сообщество не заинтересовано в создании независимого курдского государства, несмотря на попытки реальной помощи курдам (принятие резолюций СБ ООН № 688 и № 986) в то время, когда последних терроризировали власти государства, используя политику геноцида, этнических чисток, депортации. Курды рассматривались как потенциальные сторонники США в борьбе против С. Хусейна, но с другой стороны курды использовались лишь по геополитическим мотивам, и, чтобы сохранить потенциальный очаг опасности для Хусейна США способствовали созданию бесполетной зоны. Создание независимого государства курдов может привести к изменениям в расстановке политических сил в регионе. Стойко Е. Курды - пятая колонна Ирака?// http:// wdi.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.