Рефераты. Понятие гражданского и торгового права как комплексной отрасли права

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опекуны и по-печители являются законными представителями подопечных.

Различия между опекой и попечительством:

опека устанавливается над малолетними и над гражданами, признан-ными судом недееспособными, а попечительство - над несовершенно-летними, ограниченными судом в дееспособности;

опекуны совершают все необходимые сделки от имени подопечных и в их интересах, тогда как попечители лишь дают согласие на совершение подопечными сделок, которые те не вправе совершать самостоятельно.

2. Органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя с его согласия, а также осуществляют надзор за их действиями. Опекуном или попечителем может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо, не лишенное родительских прав.

Доходы подопечного, которыми он не вправе самостоятельно распоря-жаться, расходуются опекуном или попечителем в интересах подопечного с предварительного согласия органа опеки и попечительства. Без такого согласия можно производить только необходимые для содержания подо-печного расходы.

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не могут со-вершать с подопечным сделки, за исключением сделок, направленных исключительно к выгоде подопечного. При необходимости постоянного управления недвижимым или ценным имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с выбранным им лицом договор доверитель-ного управления имуществом подопечного.

3. Прекращение опеки и попечительства происходит в случае:

смерти подопечного или объявления его умершим;

* признания судом гражданина дееспособным или отмены ограничений его дееспособности;

* по достижении подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а его опекун автоматически становится его попечителем;

* попечительство над несовершеннолетним прекращается по достиже-нии им 18 лет либо приобретении дееспособности путем снижения брач-ного возраста или эмансипации.

Значительную часть норм об опеке и попечительстве содержит Семей-ный кодекс Российской Федерации.

4. Патронаж. По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, орган опеки и попечитель-ства устанавливает над ним попечительство в форме патронажа. В этом слу-чае распоряжение имуществом подопечного осуществляется попечителем (помощником) только на основании дозаключаемого с подопечным дого-вора. Установление патронажа не ведет к ограничению дееспособности по-допечного.

Вопрос 6. Место жительства. Акты гражданского состояния

1. Место жительства гражданина - это место, где он постоянно или пре-имущественно проживает.

Место жительства, наряду с именем гражданина, является средством его индивидуализации и имеет значение, в частности при определении места исполнения обязательства или места открытия наследства.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, а также граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребыва-ния и жительства в пределах Российской Федерации" вместо прописки введен режим заявительной регистрации при изменении места жительства гражданина. Право на свободный выбор места пребывания и жительства в случае нарушения подлежит судебной защите.

1. Акты гражданского состояния - это юридические факты, которые на ос-новании закона подлежат государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

2. Регистрации подлежат:

рождение;

заключение брака;

расторжение брака;

усыновление (удочерение);

установление отцовства;

перемена фамилии (имени);

смерть гражданина (ст. 47 ГК).

3. Актовые записи являются бесспорным доказательством удостоверенных ими фактов. Порядок и условия регистрации актов гражданского состояния, их исправления, изменения или аннулирования, а также организация ор-ганов ЗАГС определяются Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" от 20 ноября 1997 года. Споры, возникающие по поводу регис-трации актов гражданского состояния, исправления или изменения запи-сей, разрешаются в судебном порядке.

Вопрос 7. Признание гражданина безвестно

отсутствующим. Объявление гражданина умершим.

1. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умер-шим возможно только при наличии следующей совокупности юридических фактов:

длительное отсутствие гражданина в месте его постоянного жительства;

отсутствие сведений о его местонахождении и невозможности их полу-чения;

истечение установленных сроков со дня получения последних известий о месте нахождения гражданина.

2. Гражданин может быть по заявлению заинтересованного лица признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При необходимости постоянного управления имуществом безвестно от-сутствующего орган опеки и попечительства заключает с выбранным им лицом договор доверительного управления этим имуществом. Из имуще-ства безвестно отсутствующего выдается содержание лицам, которых он обязан содержать, а также погашается задолженность по другим обязатель-ствам безвестно отсутствующего.

Суд отменяет решение о признании гражданина безвестно отсутствую-щим в случае его явки или получения сведении о месте его нахождения. На основании такого судебного решения отменяется и доверительное управ-ление имуществом гражданина.

3. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если:

* в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет;

* в месте его жительства нет сведении о нем в течение шести месяцев после его исчезновения при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его смерть от определенного несчаст-ного случая (в этом случае днем смерти гражданина может быть при-знан не день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, а день его предполагаемой гибели);

* в течение двух лет после окончания военных действий нет сведений о месте пребывания лица, пропавшего при их проведении.

4. Объявление гражданина умершим ведет к возникновению тех же право-вых последствий, что я реальная смерть:

открытию наследства;

прекращению обязательств личного характера;

прекращению брака с лицом, объявленным умершим;

возникновению у иждивенцев права на получение пенсии и пособии по случаю потери кормильца.

5. Суд отменяет решение об объявлении гражданина умершим в случае его явки или обнаружения места его пребывания. В этом случае гражданин вправе потребовать от любого лица возвратить сохранившееся имущество, пере-шедшее к этому лицу безвозмездно (за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя).

Лицо, к которому имущество перешло на безвозмездном основании, обязано возвратить все перешедшее имущество (а при невозможности воз-врата в натуре возместить его стоимость) только в том случае, если оно знало, что лицо, объявленное умершим, находится в живых.

Вопрос 8. Юридическое лицо как субъект гражданского права. Понятие, признаки и цели создания юридического лица.

1. Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени при-обретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбит-ражном или третейском суде.

2. Цели создания юридического лица:

централизация и обособление имущества для участия им в гражданс-ком обороте;

уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет само-стоятельной ответственности юридического лица по своим обязатель-ствам;

обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимального размера уставного капитала юридического лица.

3. Признаки юридического лица:

* организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначен-ной для управления юридическим лицом для достижения целей его деятельности.

Организационное единство выражается в закрепленной в учредитель-ных документах системе органов юридического лица, их компетенции, вза-имоотношениях, целях деятельности юридического лица;

* имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принад-лежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Юридическое лицо должно иметь само-стоятельный баланс или смету;

* самостоятельная имущественная ответственность. По общему прави-лу юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением учреждений, финансируемых соб-ственником, - ст. 120 ГК). В некоторых случаях субсидиарную ответ-ственность по обязательствам юридического лица несут его учредители и участники;

* возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Именно юридичес-кое лицо, а не его учредители и участники становится субъектом всех приобретенных им прав и обязанностей.

4. Учредители (участники) юридического лица могут иметь в отношении его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.