Рефераты. Кримінологія

Кримінологія

1. Предмет кримінології як науки.

Формирование и успешное развитие любой науки во многом зависят от того, насколько правильно выявлен и точно описан ее предмет. Он не только характеризует основ-ное содержание данной науки, определяет ее место в систе-ме других наук, но и дает возможность четко сформулиро-вать ее цели и задачи перспективных исследований, очертить их разумные границы, утвердиться в выборе методик этих исследований.

К предмету криминологии относится ряд взаимосвязанных проблем, из которых одни являются глав-ными, центральными, а другие вспомогательными, произ-водными и, тем не менее, имеющими существенное значе-ние для глубокого и всестороннего познания содержания этой науки.

К числу главных проблем, образующих сердцевину пред-мета криминологии, относятся: 1) преступность; 2) отдель-ные преступления, как конкретные проявления преступ-ности; 3) личность преступника; 4) факторы преступности, причины и условия отдельных преступлений; 5) преодо-ление преступности и предупреждение отдельных преступ-лений.

Компонентами предмета криминологии, наряду с ее главными, центральными, являются и такие производные от них, уточняющие, как: «фоновые» явления преступно-сти, виктимное поведение граждан и прогнозирование пре-ступности.

2.Система кримінології

Криминологические знания складывались на протяже-нии многих веков.. В связи с этим возникает необходимость придать им четкую систему. Без такой системы, естественно, воз-никают трудности в усвоении этих знаний и

Система криминологической науки -- разделение единых криминологических знаний на одно-родные компактные части (блоки), внутренне согласован-ные между собой.

По уровню обобщения научно-практической информа-ции сейчас принято подразделять криминологию на Общую и Особенную части.

В Общей части криминологические явления и понятия анализируются глобально, обобщенно, без выделения спе-цифики отдельных видов (групп) преступлений. Ее система, в свою очередь, строится по проблемам, составляющим предмет криминологической науки. Кроме этого, в Общую часть включается научно-информационный материал о становлении криминологической науки, ее методологии и методике, о криминологическом планировании и прогно-зировании преступности в масштабе страны и отдельных ее регионов.

В Особенной части рассматриваются частные кримино-логические теории, объясняющие закономерности отдель-ных видов (групп) преступлений. Последние подразделя-ются по особенностям антисоциальной направленности и преступной мотивации виновных (например, насильствен-ные, корыстные преступления, преступления неосторож-ные) и по особенностям контингента преступников (к при-меру, преступность несовершеннолетних, групповая, реци-дивная, профессиональная преступность).

Уровень обобщения в Особенной части значительно ниже, чем в Общей. Она более динамична, ибо непосред-ственно отражает часто меняющуюся криминогенную си-туацию в стране, а также изменение содержания факторов, причин и условий преступности и отдельных преступлений. В этой части криминологии дается криминологическая характеристика отдельных видов (групп) преступлений, описываются причинно-следственные комплексы, их по-рождающие, обуславливающие, излагаются мероприятия по их предупреждению.

Значение Особенной части состоит в том, что она, с одной стороны, снабжает, подпитывает обще криминологические теории фактическим материалом, а с другой стороны, во-оружает правоохранительные органы рекомендациями, направленными на совершенствование их деятельности по снижению отдельных преступлений в государстве.

3. Методологія, методика та головні поняття кримінології.

К числу главных проблем, образующих сердцевину пред-мета криминологии, относятся: 1) преступность; 2) отдель-ные преступления, как конкретные проявления преступ-ности; 3) личность преступника; 4) факторы преступности, причины и условия отдельных преступлений; 5) преодо-ление преступности и предупреждение отдельных преступ-лений.

4. Кримінологічні дослідженя та його етапи.

Криминологические исследования осуществляются в соответствии с разработанными ранее прикладными про-цедурами, которые предусматривают общую систему дей-ствий и способ организации всего исследования. В этой связи заслуживает внимания вопрос об этапах криминоло-гических исследований. Обычно всякое такое исследование состоит из семи этапов.

Первый этап заключается в выборе предмета (темы) и объекта исследования. Инициатива при этом принадлежит научным учреждениям, практическим органам и отдель-ным ученым-исследователям. На этом этапе изучаются литературные источники и результаты прежних исследо-ваний по избранной теме.

На втором этапе составляется план-программа предсто-ящего исследования, которая должна способствовать его полноте и объективности. Этот рабочий документ опреде-ляет цели и задачи исследования, предполагает выдвиже-ние гипотез, устанавливает сроки его проведения, источни-ки получения информации, определяет формы внедрения полученных выводов и сформулированных предложений. На этом этапе производится выбор методов исследования и технических приемов их реализации. Их определенный набор зависит от предмета, объекта, целей и масштабности исследования.

Третий этап состоит в изготовлении инструментария исследования: анкет, вопросников, тестов, заданий для экспертов, подготовке оргтехники и т.п.

Четвертый этап предполагает создание групп респонден-тов и обследователей, групп экспертов, непосредственных исполнителей, ознакомление их с задачами исследования, проведение с ними инструктажа.

Пятый этап -- наиболее трудоемкий и ответственный. Он включает в себя сбор различной криминологической информации. Практикой установлено, что от качества со-бранного эмпирического материала во многом зависит полнота, достоверность и ценность выводов исследова-ния.

Шестой этап -- не менее ответственный, потому что на этом участке исследования обобщается и анализируется собранная информация, а также формулируются выводы исследования и вытекающие из них соответствующие на-учные положения и практические предложения и рекомен-дации.

И последний, седьмой этап состоит в реализации науч-ных выводов и положений, практических предложений и рекомендаций проведенного исследования, которые ис-пользуются как в практике деятельности государственных органов, так и в криминологической науке.

5. Методіки кримінологічних досліджень

Наблюдение -- метод эмпирического исследования, который заключается в непосредственном восприятии ис-следователем социальной действительности, в прямой ре-гистрации определенных событий и ситуаций. Он является очевидцем этих событий, поэтому черпает информацию о тех или иных фактах и обстоятельствах не из чужих ис-точников, а из личных наблюдений за этими фактами и обстоятельствами. В ходе наблюдения у исследователя складывается непосредственное впечатление об изучаемой среде, помогают точнее понять поступки людей и действия социальных групп. По процедуре проведения метод наблю-дения является сложным, трудоемким и длительным. Все данные наблюдения фиксируются в дневниках и протоко-лах по определенной системе.

Одним из источников получения необходимой кримино-логической информации является изучение документов. Исследователю-криминологу приходится сталкиваться с различного рода официальными и неофициальными доку-ментами. Чаще всего это материалы уголовных дел в целом либо отдельные процессуальные документы, отказные материалы, наблюдательные производства, обобщения судебно-следственной практики, заключения различного рода экс-пертиз, материалы контролирующих органов, статистиче-ские отчеты и сводки, письма, заявления и жалобы граждан по поводу совершенных преступлений, иные документы правоохранительных органов, сообщения средств массовой информации, выступления народных депутатов и т.д.

Статистические методы:

Массовые опросы -- это методы получения информации об объективных фактах из жизни людей (события прошло-го и настоящего, формы и характер поведения, последствия поступков и т.д.), а также об их субъективном мире (склон-ности, интересы, мотивы, особенности восприятия явлений и процессов в их познании и т.д.).

Интервью -- представляет собой обычную беседу, пред-полагающую прямой контакт исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). Особенность этого метода состоит в том, что опрашиваемый и опрашивающий стал-киваются лицом к лицу. От характера их общения, проч-ности контактов и степени взаимопонимания во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации. Запись ответов на поставленные вопросы про-изводится интервьюером (либо его ассистентом) либо за-крепляется механическим путем на пленке.

Анкетирование представляет собой сбор криминологи-ческой информации путем письменного заполнения предварительно разработанных анкет. Анкета -- это упорядо-ченный по форме и содержанию набор вопросов, предостав-ленных в виде опросного листа.

За-да-чи уго-лов-ной ста-ти-сти-ки раз-но-об-раз-ны и мно-го-чис-лен-ны, но ос-нов-ные мо-мен-ты мож-но све-сти к сле-дую-щим че-ты-рем по-ло-же-ни-ям:

- офи-ци-аль-ная уго-лов-ная ста-ти-сти-ка пред-став-ля-ет со-бой со-во-куп-ный от-чет о дея-тель-но-сти офи-ци-аль-ных ин-стан-ций - пра-во-ох-ра-ни-тель-ных ор-га-нов и слу-жит ос-но-вой для при-ня-тия ре-ше-ний вла-стя-ми о вы-де-ле-нии го-су-дар-ст-вен-ных средств и рас-пре-де-ле-нии люд-ских ре-сур-сов;

- уго-лов-ная ста-ти-сти-ка - ис-сле-до-ва-тель-ский ин-ст-ру-мент, ко-то-рый слу-жит ос-но-вой для вы-во-дов о том, ка-кие груп-пы на-се-ле-ния и ка-кие ре-гио-ны го-су-дар-ст-ва серь-ез-нее дру-гих по-ра-же-ны пре-ступ-но-стью;

- с по-мо-щью уго-лов-ной ста-ти-сти-ки на-се-ле-ние уз-на-ет о том, на сколь-ко ве-ли-ка ве-ро-ят-ность ока-зать-ся жерт-вой пре-сту-п-ле-ния или, на-про-тив, сни-ма-ет страх пе-ред пре-сту-п-ле-ния-ми и по-след-нее

- уго-лов-ная ста-ти-сти-ка по-зво-ля-ет ре-шать за-да-чи кон-тро-ля, управ-ле-ния и пла-ни-ро-ва-ния дей-ст-вий за-ко-но-да-те-лей и упол-но-мо-чен-ных на борь-бу с пре-ступ-но-стью го-су-дар-ст-вен-ных ор-га-нов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.