Рефераты. Использование высоких технологий криминальной средой. Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации

Наиболее эффективным направлением в предупреждении подобных посягательств является комплексное использование различных мер предупреждения компьютерных преступлений: организационных, аппаратных и программных. Например, для уменьшения опасности вирусных посягательств на СВТ, по мнению специалистов, необходимо предпринять следующие комплексные организационно-технические меры, которые могут быть сокращены или расширены по своему содержанию исходя из каждой конкретной ситуации.

1. Информировать всех сотрудников учреждения, организации, использующих СВТ, об опасности и возможном ущербе в случае совершения вирусного посягательства.

2. Не осуществлять неофициальные связи с другими организациями, связанные с обменом программных средств. Запретить сотрудникам приобретение и использование на рабочем месте программными средствами (ПС) «со стороны». Должны использоваться только официально распространяемые ПС, содержащиеся на оттестированных и опломбированных носителях машинной информации.

3. Запретить сотрудникам использование и хранение на носителях и в памяти ЭВМ компьютерных игр, являющихся источником повышенной опасности для безопасности компьютерных систем.

Общепризнанно мнение о том, что профилактика любого, в том числе и компьютерного, преступления должна носить комплексный характер и относиться к компетенции государственных органов, а не различных коммерческих охранных структур, что имеет место в нашей стране. Этому учит нас и опыт зарубежных государств, где (с момента совершения первого компьютерного преступления) стали серьезно заниматься этими проблемами на государственном уровне. В частности, помимо основных правовых актов были предприняты и другие законодательные мероприятия, направленные на обеспечение общей безопасности информационных ресурсов и возлагающие ответственность за их сохранность на несколько федеральных ведомств. Например, в США в 1965 г. был принят соответствующий Вrooks Act.

В настоящее время в зарубежных странах уже действует развитая система обеспечения компьютерной безопасности, осуществляемая государственными силами и средствами, включающая в себя законодательные, организационные и технические мероприятия, проводимые по единому комплексному плану и направленные на предупреждение компьютерных преступлений.

9.2 Правовые меры предупреждения компьютерных преступлений

К правовым мерам предупреждения компьютерных преступлений в первую очередь относятся нормы законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за указанные выше противоправные деяния.

История развития законодательства зарубежных стран в этом направлении показывает, что впервые подобный шаг был предпринят законодательными собраниями американских штатов Флорида и Аризона уже в 1978 году. Принятый закон назывался «Computer crime act of 1978» и был первым в мире специальным законом, устанавливающим уголовную ответственность за компьютерные преступления. Затем практически во всех штатах США (в 45 штатах) были приняты аналогичные специальные законодательства.

Эти правовые акты стали фундаментом для дальнейшего развития законодательства в целях осуществления мер предупреждения компьютерных преступлений. Отечественное законодательство движется в этом направлении очень робкими шагами.

Первым из них по праву можно считать издание 22 октября 1992 года двух Указов Президента РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем», регламентирующих порядок установления и правовую защиту авторских прав на программные средства компьютерной техники и топологии интегральных микросхем с 1 января 1994 года.

Вторым прогрессивным шагом является принятие Государственной Думой и Федеральным Собранием сразу двух законов: 20 января 2005 г. «О связи» и 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» 27 июля 2006 г. принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ, отменивший указанный закон.. Данные нормативные акты дают юридическое определение основных компонентов информационной технологии как объектов правовой охраны; устанавливают и закрепляют права и обязанности собственника на эти объекты; определяют правовой режим функционирования средств информационных технологий; определяют категории доступа определенных субъектов к конкретным видам информации; устанавливают категории секретности данных и информации.

Решающим законодательным шагом можно считать принятие в июне 1996 года Уголовного кодекса Российской Федерации, выделяющего информацию в качестве объекта уголовно-правовой охраны.

Этим актом отечественное уголовное законодательство приводится в соответствие с общепринятыми международными правовыми нормами развитых в этом отношении зарубежных стран.

Следует отметить, что Государственная дума России постоянно пересматривает перечень нормативных правовых актов в сфере информационной безопасности и преступлений в области высоких технологий. Поэтому ряд законов были отменены, а основные правые нормы перенесены в Гражданский кодекс РФ (часть 4).

Контрольные вопросы

1. Перечислите и охарактеризуйте организационно-технические меры предупреждения компьютерных преступлений.

2. Каковы наиболее эффективные направления в предупреждении компьютерных преступлений?

3. Какие меры необходимо принимать для уменьшения опасности вирусных посягательств на средства вычислительной техники?

4. Каковы правовые меры предупреждения компьютерных преступлений?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ существующего состояния законодательства России и зарубежных стран позволяет обозначить некоторые основные направления развития законодательства в целях борьбы с компьютерной преступностью.

1. Предстоит обеспечить правовое регулирование распространения массовой информации, размещенной на сайтах Интернета, в том числе обеспечить реализацию конституционного запрета на пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную и религиозную вражду, распространение порнографической информации и др., а также закрепить обязанность государственных органов защищать официальную информацию, размещаемую на их сайтах в Интернете.

2. Требуется законодательно закрепить механизм отнесения объектов информационной инфраструктуры к критически важным и обеспечить их информационную безопасность, включая разработку и принятие требований к техническим и программным средствам, используемым в информационной инфраструктуре этих объектов.

3. Серьезная работа должна быть проведена по совершенствованию законодательства об оперативно-розыскной деятельности в части:

- создания необходимых условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия компьютерных преступлений и преступлений в сфере высоких технологий;

- усиления контроля за сбором, хранением и использованием информации о частной жизни граждан, сведений, составляющих личную, семейную, служебную и коммерческую тайны;

- уточнения состава оперативно-розыскных мероприятий.

4. Необходимо усиление ответственности за преступления в сфере компьютерной информации и уточнение составов преступлений с учетом Европейской конвенции о киберпреступности.

5. Совершенствование уголовно-процессуального законодательства должно создать условия правоохранительным органам оперативно и эффективно действовать в случаях угроз безопасности, осуществляемых с использованием инфокоммуникационных технологий, единообразно оформлять доказательства, полученные с использованием компьютерных систем и телекоммуникаций.

6. Законодательство в области связи также требует совершенствования по ряду аспектов. Оно должно обеспечить:

- возможность перехвата информации, передаваемой по сетям электросвязи;

- раскрытие компетентным органам достаточного количества данных о потоках информации с целью идентификации поставщиков услуг и путей передачи информации;

- оперативное получение от поставщиков услуг связи сведений об абонентах (вид и время оказанных услуг, личность пользователя, адрес, телефон, сведения о платежах и другие сведения), не связанных с содержанием передаваемой ими информации.

7. Необходимо устранить правовую неопределенность в части использования работодателями средств визуального наблюдения, средств контроля телефонных переговоров, электронных сообщений, использования средств доступа в Интернет, поскольку эти средства могут быть использованы для противоправных действий.

8. В последнее время в связи с массовым распространением пиратства, порнографии, угрозами кибертерроризма, спама и множеством других реальных угроз все чаще поднимается вопрос о необходимости ужесточения контроля за пользователями в сети Интернет. Существующая относительная анонимность пользователя влечет множество отрицательных последствий и ее границы объективно придется сужать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Электронный ресурс системы Гарант.

2. Закон РФ «О безопасности» от 05.03.92,. № 2446-1. Электронный ресурс системы Гарант.

3. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95, №24-ФЗ. Электронный ресурс системы Гарант.

4. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2007, №149-ФЗ. Электронный ресурс системы Гарант.

5. Закон РФ «О персональных данных» от 27.07.2006, № 152-ФЗ. Электронный ресурс системы Гарант.

6. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.92, № 3523-1. Электронный ресурс системы Гарант.

7. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.93, №5485-1. Электронный ресурс системы Гарант.

8. Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92, №3717-1. Электронный ресурс системы Гарант.

9. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96, №63-ФЗ. Электронный ресурс системы Гарант.

10. Постановление Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1030 (в ред. от 04.02.2005 «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров и услуг двойного назначения в заявленных целях». Электронный ресурс системы Гарант.

11. ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Электронный ресурс системы Гарант.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.