Фактически, если незаконное воздействие на ЭВМ или программы для ЭВМ стало причиной остановки («зависания») действовавших элементов или программ ЭВМ, ее устройств и связанных систем, налицо элемент «блокировки» ЭВМ.
«Блокирование» - полагает В.В. Крылов, - результат воздействия на ЭВМ и ее элементы, повлекшего временную или постоянную невозможность осуществлять какие-либо операции над компьютерной информацией Крылов В.В. Информация как элемент криминальной деятельности //Вестник Московского университета. Серия 11. - Право, 1998..
5. Нарушение работы ЭВМ
В литературе указывается, что нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети может выразиться в их произвольном отключении, в отказе выдать информацию, в выдаче искаженной информации при сохранении целостности ЭВМ, системы ЭВМ или их сети; в возникновении ошибочных команд.
Вероятнее всего в понятие нарушения работы ЭВМ следует включать любую нестандартную (нештатную) ситуацию с ЭВМ или ее устройствами, находящуюся в причинной связи с неправомерными действиями и повлекшую уничтожение, блокирование, модификацию или копирование информации.
6. Иные последствия воздействия на компьютерную информацию
Иными последствиями, указанными в Законе, являются тяжкие последствия (ч. 2 ст. 273, ч. 2 ст. 274 УК РФ) и существенный вред (ч. 1 ст. 274 УК РФ).
Оба понятия являются оценочными, и установление объема причиненного собственнику информационной системы вреда в результате воздействия вредоносных программ или нарушения правил эксплуатации ЭВМ будет осуществляться судом с учетом совокупности полученных данных.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной (исходя из положения, установленного ч. 2 ст. 24 УК РФ). Виновный сознает, что нарушает правила эксплуатации, предвидит возможность или неизбежность уничтожения, блокирования или модификации охраняемой законом информации и причинения существенного вреда, желает или сознательно допускает причинение такого вреда или относится к его наступлению безразлично. Часть 2 ст. 274 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия. Понятие таких последствий раскрывалось при анализе ч. 2 ст. 273 УК РФ.
Субъект преступления - специальный, то есть лицо, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети (законный пользователь).
Контрольные вопросы
1. На какие виды подразделяются преступления в сфере компьютерной информации по международной классификации?
2. Каковы проблемы классификации преступлений в сфере компьютерной информации?
3. Как классифицируются компьютерные преступления в соответствии с законодательством России?
4. Назовите и охарактеризуйте наиболее распространенные виды преступлений в сфере телекоммуникаций?
5. Каковы особенности криминального использования компьютерной техники в экономической сфере и материальном производстве?
6. Приведите примеры противоправных действий в отношении документированной информации фискальных систем.
7. Приведите примеры противоправных действий в сфере безналичных расчетов.
8. Какие виды противоправных действий совершаются в сети Интернет?
9. Какие виды противоправных действий совершаются с применением полиграфических компьютерных технологий?
10. Охарактеризуйте преступные деяния, предусмотренные главой 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации».
ГЛАВА 5. КОНТРОЛЬ НАД ПРЕСТУПНОСТЬЮВ СФЕРЕ ВЫСОКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
5.1 Контроль над компьютерной преступностью в России
Меры контроля над компьютерной преступностью подразделяются на правовые, организационно-тактические и программно-технические.
К правовым мерам относятся разработка норм, устанавливающих ответственность за совершение компьютерных преступлений, защита авторских прав программистов, а также вопросы контроля за разработчиками компьютерных систем и применение международных договоров об их ограничениях.
К организационно-тактическим мерам относятся охрана вычислительных центров, тщательность подбора персонала, исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком и т.п.
К программно-техническим мерам можно отнести защиту от несанкционированного доступа к системе, профилактику от компьютерных вирусов, резервирование особо важных компьютерных подсистем, применение конструктивных мер защит от хищений, саботажа диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания, оснащение помещения кодовыми замками, установку сигнализации и другие меры.
Основной целью государственной политики по выявлению и пресечению компьютерных преступлений является создание эффективной национальной системы борьбы с правонарушениями в сфере компьютерной информации.
Борьба с компьютерной преступностью в России осуществляется в условиях действия комплекса факторов, снижающих ее эффективность. По мнению В.А. Минаева, к наиболее значимым следует отнести следующие факторы Минаев В.А., Саблин В.Н. Основные проблемы борьбы с компьютерными преступлениями в России. Экономика и производство. Компьютерный ресурс. Режим доступа: http://www.mte.ru/www/toim.nsf.:
- отсутствие отлаженной системы правового и организационно-технического обеспечения законных интересов граждан, государства и общества в области информационной безопасности;
- ограниченные возможности бюджетного финансирования работ по созданию правовой, организационной и технической базы информационной безопасности;
- недостаточное осознание органами государственной власти на федеральном и, особенно, региональном уровне возможных политических, экономических, моральных и юридических последствий компьютерных преступлений;
- слабость координации действий по борьбе с компьютерными преступлениями правоохранительных органов, суда и прокуратуры и неподготовленность их кадрового состава к эффективному предупреждению, выявлению и расследованию таких деяний;
- несовершенство системы единого учета правонарушений, совершаемых с использованием средств информатизации;
- серьезное отставание отечественной индустрии средств и технологий информатизации и информационной безопасности от мирового уровня.
К базовым направлениям повышения эффективности контроля над компьютерной преступностью в Росси следует отнести:
- формирование целостной системы непрерывного отслеживания обстановки в сфере обеспечения информационной безопасности различных систем в стране и упреждающего принятия решений по выявлению и пресечению компьютерных преступлений;
- организацию взаимодействия и координации усилий правоохранительных органов, спецслужб, судебной системы, обеспечение их необходимой материально-технической базой;
- организацию эффективного взаимодействия правоохранительной системы России с правоохранительными органами зарубежных стран, осуществляющими борьбу с компьютерными преступлениями;
- координацию действий с общественными и частными организационными структурами (фондами, ассоциациями, фирмами, службами безопасности банковских и коммерческих структур), на своем уровне осуществляющими практические мероприятия по обеспечению информационной безопасности.
Создаваемая система должна быть обеспечена высококвалифицированными кадрами. Создание целостной системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с компьютерными правонарушениями является одной из основных задач.
5.2 Уголовно-правовой контроль над компьютерной преступностью в
России
В целях борьбы с компьютерной преступностью российским законодательством (глава 28 УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ); создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ); нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ). Содержание этих статей достаточно подробно рассматривалось в главе 4 данного учебного пособия.
Исходя из анализа главы 28 УК РФ, в соответствии со ст. 272 УК РФ, преступлением является неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
В соответствии со ст. 273 УК РФ, преступлением является создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами.
В соответствии со ст. 274 УК РФ, преступлением признается нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред.
Международное сотрудничество. В рамках ООН регулярно проводятся симпозиумы по профилактике и пресечению компьютерной преступности, целью которых является поиск адекватных путей противодействия на международном уровне. Кроме того, вырабатываются контрмеры против этого нового вида преступлений и универсально применимые стандарты и нормы, гарантирующие надежное использование компьютерных систем и средств телекоммуникаций.
Признано, что для выработки всесторонней стратегии по профилактике и борьбе с компьютерной преступностью необходим единый согласованный план действий, включающий:
- неправительственные мероприятия, под которыми подразумевается программа инициатив по внедрению принципов ответственности в экономике и промышленности, стандартов профессиональной квалификации, технических и процедурных норм, а также этических установок и кодексов поведения;
- правительственные меры, то есть действия правительства на национальном уровне, направленные на совершенствование национального уголовного законодательства, а там, где это необходимо, и промышленного производства средств противодействия компьютерным преступлениям;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29