Рефераты. Гражданско-правовой договор найма жилого помещения

Выплата денежной компенсации военнослужащим, проходящим военную службу за пределами РФ на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств, производится с применением коэффициента пересчета рублей в национальные денежные единицы, установленного для выплаты денежного довольствия.

Выплата денежной компенсации военнослужащим производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы и прекращается со дня предоставления военнослужащему в установленном порядке жилой площади. О предоставлении военнослужащему жилой площади жилищная комиссия воинской части представляет в финансово-экономический орган копию документа, являющегося основанием для вселения военнослужащего в жилое помещение.

Для получения денежной компенсации военнослужащие подают в порядке подчиненности рапорт с указанием места временного проживания и суммы фактических затрат за наем (поднаем) жилого помещения. К рапорту прилагаются следующие документы:

- копия договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме);

- справка воинской части о составе семьи (с указанием степени родства, фамилии, имени, отчества и даты рождения);

- выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части.

На каждого военнослужащего - получателя денежной компенсации заводится отдельный лицевой счет, к которому приобщаются все представленные военнослужащим документы. Лицевые счета хранятся в финансовом органе воинской части до окончания выплат и проверки законности произведенных расходов в процессе ревизии финансово-хозяйственной деятельности воинской части.

§3.4. Договор найма служебного жилого помещения с участием военнослужащего. Жилищный договор

Статьёй 104 ЖК предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих. Закон «О статусе военнослужащих» впервые установил категории военнослужащих, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы. К таким категориям относятся: военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, проживающие в закрытых военных городках. Срок военной службы устанавливается для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту См.: ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. №53-ФЗ п. 1 ст. 38. - на срок, указанный в контракте о прохождении военной службы.

Закон определяет функциональное назначение служебного жилого помещения, его отличие от жилого помещения, заселяемого на общих основаниях. Согласно ст.101 ЖК предназначение служебного жилого помещения определено для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Предоставление служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей, а предназначено создать надлежащие жилищно-бытовые условия выполнению служебных обязанностей военнослужащего.

Жилое помещение включается в число служебных не распоряжением командира, а решением местной администрации (органа местного самоуправления). Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных.

Таким образом, нормативно выделены юридические признаки служебного жилого помещения:

1. назначение помещения;

2. заселение определенным кругом лиц;

3. нахождение жилого помещения в служебном здании, на территории военного городка или в непосредственной близости от нее;

4. включение помещения в число служебных решением местной администрации (органа местного самоуправления).

Служебные жилые помещения предоставляются независимо от пребывания военнослужащих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, без соблюдения очередности и льгот, установленных для обеспечения граждан жилой площадью в порядке улучшения жилищных условий.

В закрытых военных городках командирам рот, батальонов, полков, бригад, дивизий, корпусов и командующим армиями и им равным командирам подразделений, воинских частей, соединений и объединений всех родов войск и видов Вооруженных Сил может предоставляться служебно-должностная жилая площадь. При переводе к новому месту службы служебно-должностная площадь должна быть освобождена (см. п. 13 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в СА и ВМФ).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают жилищный договор с Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), который является разновидностью договора найма служебного жилого помещения, заключаемого на всё время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение (ст. 106 ЖК РСФСР).

В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения жилищного договора определяются постановлением Правительства РФ См.: Постановление Правительства Российской « Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» от 4 мая 1999 г.№487.. Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями определен ст.ст. 105, 106 ЖК и разделом VII Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335. Выдача ордера, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда. Заключается письменный договор найма служебного жилого помещения. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50-61, 66, 75, 81-84, 89-93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 ЖК.

Норма Закона о предоставлении служебных жилых помещений (общежитии) на первые пять лет военной службы, не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования для всех без исключения категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе и для офицеров, действовала с 1 января 1993 г. и была установлена Законом РФ "О статусе военнослужащих". Ранее аналогичная норма действовала для прапорщиков (мичманов) и военнослужащих сверхсрочной службы (см. п.5 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы" от 8 декабря 1980 г. № 1131). В случаях, когда военнослужащий в первые пять лет военной службы имел право на служебное жилое помещение или общежитие, состоял в очереди на их получение и не был ими обеспечен, право на жилое помещение, не имеющее статус служебного, возникает с момента истечения первых пяти лет военной службы (не считая обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования). Те военнослужащие, которые после увольнения с военной службы по контракту повторно на нее поступили, имеют право на обеспечение жилой площадью на общих основаниях лишь после пяти лет военной службы. Срок военной службы, дающий право на обеспечение жилой площадью на общих основаниях исчисляется суммарно, с учетом срока службы до увольнения.

Жилищный договор
Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению военного строительства РФ» от 25 ноября 1996 г. № 1592 Правительству РФ было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 г. приступить к формированию служебного жилого фонда для военнослужащих.
В развитие данного указа, а также в целях обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей служебными жилыми помещениями Правительство РФ 4 мая 1999 г. № 487 утвердило Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и МО РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. Вышеуказанные органы, начиная с 1999 г. обязаны приступить к заключению жилищных договоров с военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями. Приказом МО РФ от 7 июня 1999 г. № 244 данное постановление объявлено для руководства и исполнения всеми должностными лицами ВС РФ.
Жилищный договор заключается в письменной форме (п.2 Положения) применительно к типовой согласно приложению.
Субъектами договорных отношений по поводу служебного помещения предоставляемого военнослужащему является Министерство обороны РФ в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, а также офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ.
Далее указанно, что военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебное жилое помещение предоставляется по нормам (ст. 38ЖК РСФСР) и в порядке (ст.105 ЖК), которые предусмотрены законами и иными нормативными актами Российской Федерации, с учётом права на дополнительную жилую площадь (ст.39ЖК; ст.8 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Здесь есть по нашему мнению некоторое разногласие, так как ЖК - в ст. 39 гарантирует отдельным категориям граждан право на дополнительную жилую площадь, а Закон «О статусе военнослужащих» даёт право, определённой категории военнослужащих на дополнительную общую площадь в размере не менее 15 и не более 25 м2, по нашему мнению будущий наниматель вправе требовать, чтобы дополнительная площадь соответствовала обеим нормам, касающимся как жилой, так и общей площади.
В п.2 абз.4 типового жилищного договора См.: Постановление Правительства Российской « Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» от 4 мая 1999 г.№487.п.2 абз 4. содержится императивная норма, в частности, по окончании срока контракта жилищный договор прекращает своё действие. В случае заключения военнослужащим нового контракта командир части обязан заключить с ним новый жилищный договор, только не указано в какой срок. Следовательно, необходимо обратиться к п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», где сказано, что жилое помещение представляется военнослужащим в 3-х месячный срок.
Новый жилищный договор с военнослужащим заключается на условиях не хуже условий предыдущих жилищных договоров. Остаётся не ясным, является ли предметом нового жилищного договора жилое помещение, в котором военнослужащий проживал ранее или иное жилое помещение. Ведь в данном случае под условиями можно подразумевать, как условия предоставления служебного жилого помещения, так и условия проживания. Целесообразно, по нашему мнению, было бы заключение нового жилищного договора на ранее предоставленное жилое помещение.
Настоящее положение в п. 4 абз.4 указывает, что при направлении военнослужащих к новому месту службы жилищный договор сохраняет своё действие.
Представляется три наиболее вероятных сценария:
1. одинокий военнослужащий отправляется к новому месту службы;
2. военнослужащий с семьёй отправляется к новому месту службы;
3. семья военнослужащего остаётся в служебном жилом помещении, а военнослужащий отправляется к новому месту службы (при этом военнослужащие не расторгают жилищный договор).
Наиболее характерным, представляется вариант №2. Зачастую семьи военнослужащих по тем или иным причинам не могут сразу выехать к новому месту службы военнослужащего, а не редки случаи, когда семьи вовсе не желают уезжать к новому месту службы.
Но, возникает вопрос: «Как военнослужащий в таком случае будет обеспечен жильём по новому месту службы?» В п. 4 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» указаны льготные основания для предоставления служебного жилого помещения по новому месту службы:
- наличие индивидуального жилого дома у военнослужащего;
- членство его в ЖСК или в ЖК;
- наличие у него жилого помещения на общих основаниях (забронированное);
- наличие жилого помещения по месту жительства до поступления на военную службу.
Также в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» указаны основания для предоставления служебного жилого помещения. Оснований для предоставления военнослужащему 2-х служебных помещений одновременно не предусмотрено.
Вопросом также остаётся на каких основаниях будет проживать семья военнослужащего в служебном жилом помещении по старому месту службы военнослужащего при переводе его к новому месту службы и окончании там срока контракта? (согласно п. 4 жилищный договор прекращает действие при окончании срока контракта), и будет ли военнослужащий иметь возможность заключить новый жилищный договор с командиром части при заключении нового контракта.
Чтобы избежать такое большое количество вопросов мы предлагаем дополнить данный абзац и изложить его в новой редакции: «При направлении военнослужащего к новому месту службы жилищный договор заключённый ранее, сохраняет своё действие до заключения нового жилищного договора по месту службы военнослужащего».
В п. 5 настоящего положения указано, что с военнослужащими, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенными по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями жилищный договор расторгнут быть не может.
Но данное может быть реализовано, только после чётко зафиксированного в виде рапорта (п.23 ППВС от 14.02.2000 г.) согласия военнослужащего данной категории быть уволенным без предоставления жилья на общих основаниях (ст. 34 «Положения о порядке прохождения военной службы»; ст. 23 ФЗ О статусе военнослужащих»; п. 24 ППВС от 14.02.2000 г.).
Из анализа главы 2 Типового жилищного договора вытекает, что он является 2-х сторонним при наличии прав и обязанностей сторон, возмездным (п.4), консенсуальным (п.14).
В качестве вывода следует отметить, что государство решило упорядочить сферу предоставления жилых помещения военнослужащим и тем самым, прекратить практику предоставления жилых помещений военнослужащим на общих основаниях, после чего те увольнялись по различным основаниям с оставлением права на жильё за собой. Вследствие данного обстоятельства образовался большой дисбаланс, с одной стороны наличие военнослужащих не обеспеченных жильём по месту службы, а с другой нехватка жилого фонда для удовлетворения потребностей военнослужащих в жилье.
Заключение
Одним из основных средств реализации конституционного права на жилище является договор найма жилого помещения в различных жилищных фондах. Следует отметить, что граждане, не имеющие жилую площадь на условиях бессрочного договора социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фондов не могут считаться реализовавшими своё право на жилище. Также не может считаться обеспеченным жилой площадью лицо, получившее право на её заселение на основании срочного ордера См.: Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии СА и ВМФ, введённым в действие приказом МО СССР 1977г. №75., а также пользующееся жилой площадью по договору коммерческого найма.
В государственном и муниципальном жилищных фондах социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения (п. 1 ст.672 ГК). Таким образом, закон определяет назначение договора социального найма и категории жилищного фонда, где применяется договор социального найма жилого помещения: это жилые дома, входящие в состав государственного и муниципального жилищных фондов и предназначенные только для социального использования, т.е. для предоставления слабо социально защищённым гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Понятие договора социального найма дано в Законе РФ «Об основах», где под договором социального найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, в пределах нормы жилой площади, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.
Исходя из определения можно выделить характерные черты договора социального найма:
1. жилое помещение предоставляется для постоянного проживания (в бессрочное пользование) (ст.10 ЖК);
2. обязанность наймодателя передать жильё нанимателю и членам его семьи (на основе договора социального найма) с соблюдением правил вселения (имеется в виду ордер);
3. обязанности нанимателя (см.ст.678 ГК);
4. возмездность договора (ст. 55 ЖК; 682 ГК; 15 «Об Основах»);
5. пределы нормы жилой площади (см. ст. 38 ЖК);
6. помещение должно быть пригодным для проживания в нём (см. ст. 40 ЖК);
7. жильё, как правило, предоставляется в виде отдельной квартиры (см. 52 ЖК; 673 ГК);
8. за гражданами, проживающими по договору социального найма, сохраняется право найма независимо от площади занимаемого жилого помещения (см. ст.14 Закона РФ «Об Основах»).
Одной из особенностей социального найма является то, что законодательством установлены особый порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учётом льгот по предоставлению жилых помещений.
ГК, устанавливая общие нормы о договоре найма жилого помещения (гл. 35), в первую очередь регламентирует отношения, связанные с наймом жилого помещения на коммерческих началах (договор коммерческого найма). Коммерческий наём жилых помещений имея сходство с социальным наймом отличается от последнего целым рядом моментов.
Я, остановлюсь лишь на самых характерных отличиях договора коммерческого найма от договора социального найма, действующего ЖК с проектом нового ЖК:

Наименова-ние

Жилищный кодекс 1983 г.

Проект нового Жилищного кодекса

Социальный найм

Коммерческий найм

Социальный найм

Найм

Нуждаемость в жилье

Только нуждающиеся в улучшении жилусловий

Не регламен-тировано

Только нуждающиеся в улучшении жилусловий

Признанными нуждающимися в улучшении жилусловий

Постоянное проживание в данной местности

Необходимость проживания в данном населен-ном пункте

Не регламен-тировано

Не регламен-тировано

Должны проживать в непосредственной близости от места работы

Размер предоставляемого жилья

В пределах норм жилой площади

Не регламен-тировано

Не менее 13, 5 м2

Не регламентировано

Размер внесения платы за жилпомещение

Устанавливается органами субъектов РФ

По соглашению сторон

Устанавливается органами субъектов РФ

По соглашению сторон

Срок внесения платы за жилпомеще-ние

За прожитый месяц не позднее 10 числа следующего месяца

По соглашению сторон, если не установлены, то помесячно

За прожитый месяц не позднее 10 числа следую-щего месяца

По соглашению сторон

Предмет договора

Только изолиро-ванная квартира или комната

Изолированная квартира, комната, жилой дом или его часть

Отдельная квартира, часть квартиры, состоящая из 1 или нескольких комнат, одноквартирный дом

Отдельная квартира, часть квартиры, состоящая из 1 или нескольких комнат, индивидуальный жилой дом

Жилищные фонды

В государст-венном и муниципальном жилищном фонде

Во всех жилищных фондах

В государст-венном и муниципальном жилищном фонде
В государственном и муниципальном жилищном фонде

Уровень дохода

Только малоимущие и указанным в законе гражданам

Не регламен-тировано

Не регламен-тировано

Не регламентировано

Ордер

Основание для вселения в жилое помещение и основание для заключения договора

Не регламен-тировано

Органами госвласти

Не регламентировано

Ответствен-ность нанимателя

Наниматель и солидарно члены его семьи

Только наниматель перед наймодате-лем

Наниматель и солидарно члены его семьи

Только наниматель перед наймодателем

Понятие договора

Не определено

Не определено

Определено

Определено

Срок действия договора

Бессрочный

5 лет

Бессрочный

5 лет

Форма заключения договора

Письменная

Письменная

Письменная

Письменная

Изменение договора

Только с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя

Только с согласия нанимателя, постоянно проживающих с ним граждан и наймодателя

Только с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя

Только с согласия нанимателя, постоянно проживающих с ним граждан и наймодателя

Расторжение договора

Наниматель с согласия совершеннолетних членов семьи в любое время

Наниматель с согласия граждан, постоянно проживающих с ним, в любое время с письмен-ного преду-преждения за 3 месяца

Наниматель с согласия совершеннолетних членов семьи в любое время

Наниматель с согласия граждан, постоянно проживающих с ним, в любое время с письменного предупреждения за 3 месяца

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.