Рефераты. Гражданско-правовое положение унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения

1) производственное унитарное предприятие имеет на своем балансе ферму. На базе имущества фермы создается дочернее предприятие, занимающееся животноводством;

2) нефтебаза имеет автоколонну, гаражи и мастерские. На базе имущества автоколонны, гаражей и мастерских создается дочернее предприятие, занимающееся автотранспортными перевозками;

3) транспортное предприятие имеет на своем балансе детский сад. На базе имущества детского сада создается дочернее предприятие, оказывающее воспитательные услуги;

4) швейная фабрика имеет на своем балансе столовую. На базе имущества столовой создается дочернее предприятие, оказывающее услуги общественного питания.

Можно предложить несколько вариантов разрешения спорной ситуации, которые позволят сохранить рабочие места, самостоятельность и продолжить осуществлять ту деятельность, которой занимались до 3 декабря 2002 года дочерние предприятия.

1 вариант. В течение 6 месяцев с 3 декабря 2002 года на основании пункта 3 статьи 37 Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям, имущество дочерних предприятий приходуется на баланс унитарных предприятий. В это же время руководство и трудовые коллективы дочерних предприятий учреждают юридические лица в организационно-правовой форме хозяйственного общества или товарищества. Эти юридические лица арендуют на долгосрочной основе у унитарных предприятий имущество, которое ранее принадлежало на праве хозяйственного ведения дочерним предприятиям. Договор аренды имущества обязательно заключается с согласия собственника имущества. Положительная сторона решения рассматриваемой проблемы таким способом состоит в том, что созданное юридическое лицо ни от кого не зависит, однако существует опасность, что собственник имущества откажет унитарному предприятию в заключении договора аренды или предложит слишком высокую арендную плату.

2 вариант. Унитарные предприятия создают свои филиалы с обособленным балансом и расчетным счетом и передают на баланс этих филиалов имущество, которым ранее владели дочерние предприятия. Положительная сторона решения рассматриваемой проблемы таким способом состоит в том, что нет необходимости платить арендную плату за использование имущества, однако филиал имеет меньшую самостоятельность, чем обособленное юридическое лицо и его создание возможно по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия, который вправе отказать в создании филиала унитарному предприятию.

Понятие слияния двух или нескольких унитарных предприятий как одной из форм реорганизации дается в п. 1 ст. 30 Закона. При слиянии унитарных предприятий все имущественные права и обязанности каждого предприятия, участвовавшего в слиянии, переходят к унитарному предприятию, которое возникает в результате слияния. Предприятия, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц.

В результате слияния возникает новое унитарное предприятие, подлежащее государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такого предприятия влечет возникновение нового унитарного предприятия в качестве юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех предприятий, участвовавших в слиянии.

Необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, слияние юридических лиц может быть осуществлено лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Относительно реорганизации в форме разделения или выделения следует иметь в виду, что если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении. При этом стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) "Об оценочной деятельности в РФ" правила об обязательном проведении оценки не распространяются на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, при реорганизации унитарного предприятия не требуется обязательного проведения оценки. Однако неоднозначность формулировки ст.8 дает основания для оспаривания положения о необязательности оценки передаваемого имущества при реорганизации.

Согласно пункту 2 статьи 29 Закона реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы. При этом на основании статьи 34 Закона унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Так, например, на основании распоряжения Минимущества РФ от 15 апреля 2003 г. № 1135-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "МИГ-РОСТ" - дочернее предприятие федерального государственного унитарного предприятия "Российская самолетостроительная корпорация "МИГ" унитарное предприятие "МИГ-РОСТ", являясь дочерним предприятием унитарного предприятия "Российская самолетостроительная корпорация "МИГ", было приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "МИГ-РОСТ".

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 ГК РФ при реорганизации унитарного предприятия путем присоединения, преобразования и слияния к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом. Форма передаточного акта при реорганизации унитарных предприятий действующим законодательством не установлена, поэтому в качестве образца можно использовать приведенную в Приложении №1 форму передаточного акта.

Кроме того, полное правопреемство прав и обязанностей от унитарного предприятия к преобразованному юридическому лицу, как и в случае с присоединением, установлено не только для гражданско-правовых отношений, но и для налоговых (статья 50 НК РФ) и за некоторыми исключениями для трудовых правоотношений (статья 75 ТК РФ). Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту - Закон № 178-ФЗ) применяется такой способ приватизации государственного и муниципального имущества, как преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Рассмотрим основные этапы процесса приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий при преобразовании их в открытые акционерные общества.

Прогнозный план приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации ежегодно и является первым этапом приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий

Согласно ст.7 закона № 178-ФЗ в прогнозном плане (программе) содержится перечень федеральных государственных унитарных предприятий, которые планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются стоимость основных средств подлежащего приватизации ФГУП и среднесписочная численность работающих.

Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2002 г. № 617 (в ред. от 5 мая 2003г.)были утверждены правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.

На втором этапе, на основании утвержденного Правительством РФ прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества принимается решение об условиях приватизации имущественного комплекса ФГУП.

Подготовка и принятие решений об условиях приватизации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. № 512.

Государственная регистрация ОАО, созданного путем преобразования ФГУП осуществляется единоличным исполнительным органом созданного ОАО в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Одновременно с регистрацией права собственности ОАО на имущественный комплекс регистрируются обременения (ограничения) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП.

Оформление договоров по дальнейшему использованию не подлежащего приватизации имущества ФГУП осуществляется территориальным управлением Росимущества России с единоличным исполнительным органом ОАО.

Правила завершения государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, установлены в ст. 16 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ".

Реорганизация юридического лица в форме

-преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

-слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

-разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

-выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.