Рефераты. Государственная служба

Назначение на государственную должность -- юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего осуществления функций, обязанностей и прав, определенных дан-ной должностью. Путем назначения замещаются практически все государственные должности государственной службы, однако в ус-тановленных случаях -- по результатам конкурса. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002. С. 34

Порядок замещения должностей дифференцирован примени-тельно к назначению впервые или вновь поступающих на государ-ственную службу, а также к замещению вакантных должностей. Он различается также в зависимости от категорий и групп государ-ственных должностей.

Конкурс представляет собой конкретную форму замещения должностей, включающую элементы выборности. Он имеет целью отбор высококвалифицированных кадров и комплектование ими государственных органов. Конкурс состоит в предварительной оцен-ке профессиональных, деловых и нравственных качеств кандида-та на должность.

Замещение государственной должности по конкурсу предпола-гает:

а) избрание на вакантные должности, которые, следовательно, могут замещаться служащими на определенный срок (как прави-ло, до пяти лет);

б) объявление в печати о конкурсе на должность с сообщени-ем основных требований к кандидатам на ее замещение;

в) возможность участия в конкурсе нескольких претендентов;

г) рекомендацию кандидата на должность конкурсной комис-сией;

д) заключение контракта между администрацией и лицом, ре-комендованным конкурсной комиссией или избранным на соответ-ствующую должность;

е) издание приказа уполномоченным должностным лицом о назначении на должность.

По конкурсу замещаются определенные категории государ-ственных должностей государственной службы.

В свою очередь, конкурс может проводиться в форме конкур-са документов или конкурса-испытания. В форме конкурса докумен-тов замещаются вакантные старшие государственные должности государственной службы; конкурса-испытания -- на замещение ва-кантных высших, главных и ведущих государственных должностей государственной службы-

Конкурс проводится по установленной процедуре. В частности, при конкурсе документов конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о предше-ствующей трудовой деятельности, а также на основании рекомен-даций, тестирования и т. д.

Конкурс-испытание может включать в себя прохождение ис-пытания на соответствующую государственную должность и завер-шается государственным квалификационным экзаменом.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назна-чения на соответствующую должность государственной службы либо отказа в таком назначении-

Замещение вакантных государственных должностей федераль-ной государственной службы по конкурсу регламентируется Поло-жением о проведении конкурса на замещение вакантной государ-ственной должности федеральной государственной службы, утвер-жденным Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 6041-

Государственно - служебные отношения. Лицо, принятое на государственную службу, приобретает статус государственного слу-жащего и субъекта государственно-служебных отношений. Особен-ность этих отношений состоит в том, что они складываются между государством в лице его органов и государственным служащим, осуществляющим служебную деятельность в качестве субъекта юридически-властных отношений. Государственно-служебные отно-шения значительной части государственных служащих могут скла-дываться не только внутри, но и вне рамок органа, в котором они занимают должности (между служащими выше- и нижестоящих ор-ганов, контрольно-надзорных органов). Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. С. 56

Государственно-служебные отношения, урегулированные нор-мами административного права, представляют собой разновидность административных правоотношений.

Государственно-служебные отношения возникают на основе одностороннего решения государственного органа (должностного лица), которое, во-первых, юридически закрепляет поступление гражданина на государственную службу, во-вторых, служит осно-ванием для выполнения им служебных обязанностей по данной, дол-жности, в-третьих, определяет момент возникновения его обязан-ностей перед государством, а также служебных и личных прав. Перемещение служащих сопровождается также изданием админи-стративного акта.

Правоограпичения государственные служащих (их надо отли-чать от ограничений поступления на государственную службу) обус-ловлены особенностями государственной службы и имеют целью обеспечение ее эффективного функционирования. Государственная служба неотделима от осуществления государственной власти. По-этому должны быть определенные, в частности, правовые препят-ствия всегда возможному злоупотреблению принадлежностью к этой власти- Установленные правоограничения заключаются в основном в том, что государственный служащий не вправе:

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пе-дагогической, научной и иной творческой деятельности;

б) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации аналогичных органов, ее субъектов и орга-нов местного самоуправления;

в) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

г) состоять членом органа управления коммерческой организа-ции, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему в установленном порядке не поручено участвовать в управле-нии этой организацией;

д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредствен-но подконтролен ему;

е) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

ж) получать гонорары за публикации и выступления в каче-стве государственного служащего;

з) получать от физических и юридических лиц вознагражде-ния, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (подарки, ссуды, услуги и др.);

и) принимать участие в забастовках;

к) использовать свое служебное положение в интересах поли-тических партий, общественных, в том числе религиозных, объеди-нений, для пропаганды отношений к ним. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. С. 193

Для федеральных государственных служащих установлен ряд запретов относительно получения ими без должного разрешения иностранных наград и знаков отличия иностранного государства;

загранкомандировок за счет юридических лиц и граждан, за исклю-чением служебных поездок в установленных случаях; совершения определенных действий в отношениях с религией.

Установленные ограничения не преследуют цели ущемления гражданских прав государственных служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государ-ственного аппарата-

Вышеназванные ограничения адресованы государственным служащим, занимающим государственные должности государствен-ной службы, и не распространяются на служащих государствен-ных предприятий, учреждений и организаций.

Прохождение государственной службы отдельными категори-ями служащих связано с их периодической аттестацией, повыше-нием квалификации в специально созданных учебных заведениях, на курсах и т. д.

Аттестации проводится для определения уровня професси-ональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному слу-жащему квалификационного разряда. Она должна проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года-

Огромная значимость для государственных служащих аттестации, в результате которой затрагиваются их служебные и лич-ные интересы, обусловила то, что порядок и условия ее проведе-ния устанавливаются федеральными законами и законами субъек-тов РФ.

Оценка деятельности государственного служащего и рекомен-дации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттес-тационными комиссиями. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение, учитывающее также рекомендации ат-тестационной комиссии.

Повышение квалификации. Государственные служащие повы-шают квалификацию в различных учебных заведениях: Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, институтах повыше-ния квалификации государственных служащих, функционирующих в различных регионах.

Командировки, классные чины, ранги, форменная одежда. Ре-жим прохождения государственной службы включает регулирова-ние служебных командировок, введение для некоторых категорий государственных служащих персональных званий, классных чинов, рангов, форменной одежды, знаков различия, закрепление права на табельное оружие, порядка его применения и использования и т. д. В настоящее время классные чины, ранги и т. д. введены для мно-гих категорий государственных служащих органов военизирован-ных и гражданских отраслей и сфер деятельности (обороны, внут-ренних дел, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, таможенных органов и др.) Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 238

Прекращение государственной службы. Государственная служ-ба прекращается в результате увольнения государственного служа-щего на основании и в порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица-Основания увольнения по инициативе государственного орга-на или должностного лица предусмотрены законодательством о тру-де. Дополнительно ряд специфических оснований, обусловленных особенностями поступления на государственную службу и ее про-хождения, установлен Законом об основах государственной службы. Подавляющее большинство конкретизированных здесь оснований не связано с отношением государственного служащего к выполнению им должностных обязанностей. К ним относятся увольнение в свя-зи с достижением пенсионного возраста, установленного для заме-щения государственной должности государственной службы; пре-кращением гражданства Российской Федерации; несоблюдением ограничений, установленных для государственных служащих; нали-чием заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.