Рефераты. Государственная служба

Государственная служба

39

ПЛАН

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 5
    • § 1. Виды государственной службы 7
    • § 2. Принципы государственной службы 5
  • ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ 9
    • § 1. Система правовых актов о государственной службе 9
    • § 2. Понятие и виды государственных служащих 11
    • § 3. Основы административно-правового статуса государственных служащих 21
  • ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 26
    • § 1. Порядок прохождение государственной службы 26
    • § 2. Стимулы деятельности государственных служащих 33
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ВВЕДЕНИЕ

В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государствен-ной службы. До второй половины 1990 г. в специальной литерату-ре чаще всего оно определялось на основе действовавших право-вых актов исходя из признания того, что государственная служба есть:

а) разновидность труда работников государственных организа-ций, являющихся государственными служащими

б) неотъемлемое свойство государства.

Государственная служба понималась в широком и узком смыс-ле. Государственная служба в широком смысле сводилась к выпол-нению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле -- к выполне-нию служащими своих обязанностей в государственных органах.

Однако данные исходные подходы отвлечены от иных пред-ставлений о государственной службе, имеющихся в законодатель-стве. В частности, ее разновидностью является военная служба, име-ющая особое функциональное назначение.

Специфическая концепция государственной службы положе-на в основу Закона РФ от 5 июля 1995 г. "Об основах государствен-ной службы в Российской Федерации" (далее -- Закон РФ о госу-дарственной службе). В трактовке этого закона государственная служба -- профессиональная деятельность по обеспечению испол-нения полномочий государственных органов. При этом к государ-ственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь опреде-ленных категорий, обозначенных в самом законе. То есть, не все лица, занимающие должности в государственных органах, испол-няют обязанности, относящиеся к государственной службе. Под этим углом зрения должности в государственных органах подразделя-ются на государственные и негосударственные, это и является актуальностью данной темы.

Целью работы является рассмотрение основных положение прохождения государственной службы, а также выявление основных направлений видов государственной службы.

Основной задачей являются рассмотрение порядка прохождение государственной службы в органах внутренних дел России.

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Разновидностью государственных являются государственные должности государ-ственной службы.

Государственные должности делятся на три категории: "А", "Б", "В".

К категории "А" относятся государственные должности, уста-навливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, консти-туциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполне-ния полномочий государственных органов (Президент и Председа-тель Правительства РФ, министры и др.).

К категории "Б" относятся государственные должности, учреж-даемые в соответствии с законодательством РФ для непосредствен-ного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

К категории "В" относятся должности, учреждаемые государ-ственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности категорий "Б" и "В" образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связы-вается служебная деятельность лиц, замещающих такие должнос-ти. Государственные должности категории "А" не признаются го-сударственными должностями государственной службы, следова-тельно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению пол-номочий соответствующих органов не охватывается понятием госу-дарственной службы.

Уяснение данного обстоятельства имеет принципиальное зна-чение, ибо оно указывает на то, что действие закона об основах го-сударственной службы не распространяется на лиц, занимающих должности категории "А", и они, с точки зрения этого закона, не являются государственными служащими. Одним из подтверждений этого может служить то, что депутаты Государственной Думы за-нимают должности категории "А", но они не могут находиться на государственной службе (п. 3 ст. 97 Конституции РФ) и, следова-тельно, не являются государственными служащими.

Перечень государственных должностей и государственных дол-жностей государственной службы дается соответственно в Реестре государственных должностей РФ и, являющемся его частью, Реес-тре государственных должностей государственной службы РФ. К последнему прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требо-вания к лицам, их замещающим. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 26

К негосударственным относятся должности, включаемые в штатные расписания государственных органов в целях техничес-кого обеспечения их деятельности.

В Законе об основах государственной службы имеется неопре-деленность относительно того, в каких органах учреждаются госу-дарственные должности. В нем сказано: "...в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соот-ветствии с Конституцией РФ". Во-первых, не все государственные органы являются органами исполнительной власти; во-вторых, не-обходимо уточнить, какие государственные органы подразумеваются под "иными". Несомненно, что ими являются территориальные орга-ны, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий (п. 1 ст. 78 Конституции РФ). Кроме того, Конституцией РФ обозначена Администрация Прези-дента РФ. При всех различиях во взглядах на ее организационно-правовую природу здесь учреждаются государственные должнос-ти, не входящие в категорию "А". Хотя Конституция РФ в прямой форме не предусматривает образование Центральной избиратель-ной комиссии РФ, в ее структуре также имеются государственные должности.

Закон РФ об основах государственной службы умалчивает об "иных государственных органах" субъектов РФ, имеющих законные основания для образования их и учреждения в них государствен-ных должностей.

Таким образом, по букве и смыслу Закона об основах государ-ственной службы государственную службу осуществляет юридичес-ки ограниченный круг лиц: только те лица, которые замещают государственные должности государственной службы.

За этот круг выведены лица, реально концентрирующие в сво-их руках власть, определенную компетенцией соответствующих органов ("элита власти"), и лица, выполняющие вспомогательно-технические функции.

Однако Закон об основах государственной службы также не является актом, содержащим универсальную трактовку понятия го-сударственной службы, исключающим иные аспекты раскрытия этого понятия. Например, Законом РФ от 18 марта 1998 г. "О воин-ской обязанности и военной службе" военная служба определяет-ся "как особый вид государственной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней развед-ки и федеральных органах государственной безопасности".

Для та-кого понимания государственной службы имеются объективные предпосылки, заключающиеся прежде всего в целях, характере задач и статусе военнослужащих, призванных их выполнять.

§ 1. Виды государственной службы

Деление государственной службы на виды обусловлено феде-ративным устройством РФ, принципом разделения властей, особен-ностями отраслей и сфер государственной деятельности.

В соответствии с принципом федерализма различаются:

а) федеральная государственная служба, находящаяся в веде-нии Российской Федерации (п. "т" ст. 71 Конституции РФ);

б) государственная служба субъектов РФ, находящаяся в их ведении (см. п. 3 ст. 2 Закона об основах государственной службы).

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся лишь кад-ры судебных и правоохранительных органов (кстати, судьи не яв-ляются лицами, замещающими государственные должности государ-ственной службы со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности, на них не распространяется действие Закона об осно-вах государственной службы).

Актом, специально посвященным регламентации основных воп-росов федеральной государственной службы, является Закон об основах государственной службы. Однако правовая основа феде-ральной государственной службы не ограничивается только этим законом. Она осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законодательными и иными правовыми актами. Более того, закон не подменяет во всем ранее изданные правовые акты, регулирую-щие государственную службу в федеральных органах государствен-ной власти ряда специализированных отраслей и сфер управления-В соответствии с этим законом могут приниматься федеральные законы, устанавливающие особенности государственной службы в отдельных государственных органах.

Законом об основах государственной службы регламентируется широкий круг вопросов, связанных с организацией федеральной службы, ее прохождением, социальной защитой государственных служащих и т. д-

Как отмечалось, Конституция РФ в прямой форме не затра-гивает вопроса о государственной службе в субъектах РФ. Но, от-нося к ведению РФ лишь федеральную службу, тем самым пред-решает, что государственная служба в субъектах находится в их ве-дении. Однако, во-первых, вопросы государственной службы не во всех субъектах РФ получили специальную регламентацию, подоб-но федеральной государственной службе; во-вторых, государствен-ная служба здесь осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами; в-треть-их, отдельные вопросы государственной службы в субъектах РФ регламентируются их конституциями и иными правовыми актами; Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002 С. 53

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.