Особую группу должностных лиц составляют граждане, не со-стоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федера-ции, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществле-нии нотариальных действий нотариусы обладают равными права-ми, независимо от того, работают ли они в государственной нота-риальной конторе или занимаются частной практикой. Обязатель-ным для последних является то, что они должны быть членами но-тариальной палаты.
§ 3. Основы административно-правового статуса государственных служащих
Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:
а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государ-ственной службе;
б) деятельность государственных служащих подчинена осуще-ствлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер; Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002. С. 26
в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны ис-пользоваться в интересах службы, а обязанности -- правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;
г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;
д) законные предписания и требования государственных слу-жащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;
е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на слу-жебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права уста-навливаются нормативными актами;
ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;
з) для них предусмотрены определенные льготы, а также по-вышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.
В целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их:
а) общегражданскими правами и обязанностями;
б) обязанностями и правами по занимаемой государственной должности государственной службы.
Общегражданские права и обязанности государственных слу-жащих такие же, что и других граждан. Государственные служа-щие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обя-занности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограни-чения возможны с их согласия. Например, государственные слу-жащие, замещающие государственные должности, не могут зани-маться предпринимательской деятельностью: у гражданина есть выбор -- быть государственным служащим или заниматься пред-принимательской деятельностью.
Кроме того, гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это диктуется ин-тересами нормального функционирования государственной службы.
Служебные обязанности и права предоставляются государ-ственным служащим для успешного осуществления служебной де-ятельности по занимаемой государственной должности.
Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.
В свою очередь общие служебные права и обязанности могут быть подразделены на две подгруппы. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. С. 167
Первую составляют обязанности и права, относящиеся к суще-ству служебной деятельности. Например, добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключени-ем незаконных; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения служебных обязанностей. Право государственного служащего на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы; получать необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы и т. д.
Вторую подгруппу составляют служебные права и обязаннос-ти, сопутствующие статусу государственных служащих. Так, они обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву автори-тета государственной службы; имеют право знакомиться по перво-му требованию со всеми материалами своего личного дела, требо-вать приобщения к личному делу своих объяснений- Обязанности и права этой подгруппы не влияют на содержание служебной дея-тельности.
Характер и объем специальных обязанностей и права государ-ственных служащих зависят от правового положения органа, в ко-тором они состоят на службе, от вида занимаемой государственной должности. Так, специальными являются обязанности и права глав-ных бухгалтеров в области бухгалтерского учета и отчетности, на-логовых инспекторов -- в области контроля за соблюдением нало-гового законодательства и т. д. Они предусматриваются в законах, должностных инструкциях и других правовых актах-
Имеются особенности в классификации обязанностей и прав государственных служащих органов военизированных и некоторых иных отраслей. Так, обязанности военнослужащих делятся на об-щие, должностные и специальные. К общим обязанностям отнесе-ны защита государственного суверенитета и территориальной це-лостности Российской Федерации, обеспечение безопасности госу-дарства, отражение вооруженного нападения и др.
Должностные обязанности военнослужащих и порядок их вы-полнения определяются законодательными актами, воинскими ус-тавами и другими нормативными документами. Так, командиры (начальник) отвечают за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, воинскую дисцип-лину, безопасность военной службы, состояние и сохранность воо-ружения и т. д.
Специальные обязанности и порядок их выполнения устанав-ливаются законодательством и общевойсковыми уставами. Специ-альные обязанности военнослужащие выполняют, когда находятся на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонных нарядах, при чрез-вычайных обстоятельствах. Для выполнения специальных обязан-ностей военнослужащие могут наделяться дополнительными пра-вами -- на применение оружия, предъявлять требования, обяза-тельные к исполнению, подчинения строго определенным лицам. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 138
Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обя-занностей и прав. Установлена уголовная ответственность за при-менение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за не-которые другие противоправные действия, препятствующие выпол-нению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.
Установлена административная ответственность за злостное неповиновение, в частности, законному распоряжению или требо-ванию работника милиции, военнослужащего внутренних войск; за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц нало-говой инспекции, антимонопольных органов и т. д.
Создание нормальных условий для служебной деятельности работников -- одна из важнейших обязанностей руководителей, не-выполнение которой может повлечь их дисциплинарную ответствен-ность.
ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
§ 1. Порядок прохождение государственной службы
Порядок поступления на государственную службу определяет-ся правовыми актами с учетом:
а) особенностей статуса государственных органов;
б) особенностей сфер и отраслей, к которым эти органы отно-сятся;
в) категорий групп государственных должностей;
г) способов замещения этих должностей.
Конституционный принцип равного доступа граждан Россий-ской Федерации к государственной службе не исключает ограниче-ний для поступления на эту службу или занятие конкретных госу-дарственных должностей. Ограничения установлены законами и другими правовыми актами.
Гражданин не может быть принят на государственную долж-ность в случаях:
а) признания его судом недееспособным или ограниченно де-еспособным;
б) лишения его судом права занимать государственные долж-ности государственной службы в течение определенного срока;
в) наличия заболевания, препятствующего выполнению долж-ностных полномочий, если специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей;
г) наличия близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчинен-ностью и непосредственной подконтрольностью одного другому- К лицам, находящимся в отношениях близкого родства или свойства, отнесены родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также бра-тья, сестры, родители и дети супругов;
д) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если служба будет связана с использованием таких сведений;
е) наличия гражданства иностранного государства, если доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
ж) отказа от представления сведений в органы налоговой служ-бы о полученных доходах и имуществе, принадлежащем претенден-ту на должность на праве собственности, являющихся объектом налогообложения.
Порядок и условия замещения государственных должностей государственной службы в наиболее существенных вопросах регла-ментируются Законом об основах государственной службы. Им ус-тановлено, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Поступление оформляется прика-зом по государственному органу о назначении его на государствен-ную должность государственной службы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7