Рефераты. Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Вместе с тем, мировое сообщество давно пришло к пониманию того, что во всем комплексе мер борьбы с наркотизмом первостепенное значение следует уделять мерам профилактического характера.

Согласно статье 38 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, и статье 20 Конвенции о психотропных веществах 1971 года, сторонам этих конвенций надлежит принимать все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотическими средствами или психотропными веществами, на раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество соответствующих лиц и на наблюдение за ними после окончания ими лечения. Вопросы теории и практики противодействия: Учебное пособие / Под ред. А.В. Скрохина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 290 с.

В статье 14 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года предусмотрено, что «в целях уменьшения страдания людей и ликвидации финансовых стимулов для ликвидации незаконного оборота Стороны принимают надлежащие меры, направленные на ликвидацию или сокращение незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества».

В результате обобщения многолетнего опыта борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков и психоактивных веществ выработаны две основные стратегические линии, которые зафиксированы в документах ООН:

1) сокращение незаконного спроса на наркотики и психоактивные вещества;

2) сокращение незаконного предложения наркотиков и психоактивных веществ.

Также, говоря о сотрудничестве государств как форме профилактики наркомании и наркопреступности, следует отметить, что основные усилия стран (в том числе и России) в этом направлении реализуются следующими способами:

1) заключение многосторонних и двусторонних договоров и соглашений государствами в области контроля над наркотиками и борьбы с распространением наркомании;

2) сотрудничество государств с международными региональными организациями, занимающимися борьбой со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, в том числе с Европейским союзом;

3) сотрудничество государств в рамках Программы ООН по международному контролю над наркотиками;

4) сотрудничество государств по вопросам выявления и пресечения фактов «отмывания» наркодоходов;

5) поддержание на постоянной основе контактов между правоохранительными органами и специальными службами государств по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков;

6) расширение института офицеров связи по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в государствах - крупных производителях и распространителях наркотиков, прежде всего Центрально-Азиатского региона, Латинской Америки и Прибалтики, а также в государствах-участниках СНГ и при Генеральном секретариате Интерпола;

7) проведение международных оперативно-профилактических операций («Канал», «Синтез», «Пограничное братство» и «Мак»). Калачев, Б.Ф. Что мы об этом знаем? Из истории распространения наркотиков и наркомании в России. Эйфория распада / Б.Ф. Калачев. - М.: Молодая гвардия,1991.- 342 с.

Кроме того, заметим, что развёртывание многоуровневой системы международного сотрудничества выступает своеобразным механизмом координации усилий и средств всех участников борьбы с транснациональным наркобизнесом. И среди его первоочередных приоритетов государства выделяют формирование антинаркотического «пояса безопасности» вокруг Афганистана в виде системы пресечения контрабанды наркотиков на границах с этой страной и на границах государств, находящихся на пути наркотрафика.

В последнее время также наибольшую актуальность приобретает создание в Центрально-Азиатском регионе надежных механизмов пресечения распространения наркотиков, прежде всего через тесное региональное взаимодействие.

Например, одним из действенных методов реагирования на изменение наркоситуации и эффективного противодействия афганской наркоугрозе стало проведение международных оперативно-профилактических операций «Канал», направленных на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков. Благодаря взаимодействию правоохранительных и специальных ведомств удалось пресечь устойчивые каналы контрабандного перемещения наркотиков, разоблачить ряд крупных преступных транснациональных наркогруппировок, скоординировать и объединить усилия по противодействию наркоугрозе. Калачев, Б.Ф. Развитие наркомании и незаконного оборота наркотиков в России / Б.Ф. Калачев, П.Н. Сбирунов, А.Н. Сергеев. - М.: Статут, 2008.- 243 с.

Вместе с тем, различия в законодательстве государств-участников международного взаимодействия в определенной степени снижают его результативность.

Несмотря на то, что правовой основой национальных законодательств государств являются одни и те же универсальные конвенции ООН, имеются определённые расхождения в терминологии; по критериям формирования перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю; по порядку установления мер контроля за оборотом указанных средств и веществ; критериям установления ответственности за правонарушения, связанные с их нелегальным оборотом и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что между государствами, участвующими в противодействии наркотрафику, необходимы более тесные формы сотрудничества, гарантирующие такие условия, при которых предпринимаемые одной страной антинаркотические усилия не будут подорваны менее строгими мерами контроля над наркотиками в сопредельной стране.

Одной из форм такого сотрудничества может стать процесс использования модельного законодательства в национальном законотворчестве.

1.3 Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах

Проблема наркомании - проблема все большего числа государств. Национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков можно условно свести в три группы.

Первая - «группа жесткой политики», в которой борьба ведется самыми крайними средствами, вплоть до смертной казни. К ней относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан, но, несмотря на такие меры, согласно данным Совета по внешней и оборонной политике количество преступлений, связанных с наркотиками, все же возрастает ежегодно на 2-3 процента . Колосова, Ю.М. Международное право: учебник/Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова.- М.:Знание, 2008.- 123с.

Вторая группа - «группа менее жесткого контроля». Здесь осуществляется строгий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не предпринимаются. К ней относятся, в частности, США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения . Колосова, Ю.М. Международное право: учебник/ Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова.- М.:Знание, 2008.-125с.

Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощнейшей информационно-пропагандистской кампанией, направленной прежде всего на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов.

Третья - «либеральная группа». Наиболее известными ее представителями являются Голландия, а также некоторые районы Швейцарии. Несмотря на то, что начавшаяся с середины 50-х гг. легализация «мягких» наркотиков (прежде всего марихуаны) не привела в конечном счете к расширению списка разрешенных к распространению наркосредств, Голландия укрепляет свое положение как центр распространения наркотических средств, и это вызывает более чем беспокойство многих государств, прежде всего Франции, где рост преступлений в области распространения наркотиков, связанных с «голландским следом», составляет более десяти процентов. Муландер, Е. Швеция: основания для беспокойства / Е. Муландер // Нарконет.- 2008.- №1.- 21 с.

В свою очередь испанцы в борьбе с этим злом делают акценты на человеческих аспектах. Так, с 2000 года в Испании действует новый Национальный план по борьбе с наркотиками, который был разработан после подписания в декабре 1999 года королевского указа о национальной стратегии по наркотикам на период 2000- 2008 гг. Колосова, Ю.М. Международное право: учебник/Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова.- М.:Знание, 2008.- 138с. Основными направлениями Национального плана является продвижение превентивной политики по снижению спроса и предложения на наркотики, укрепление центров помощи и реабилитации наркоманов и содействие их инкорпорации в общество. Главные координирующие и курирующие функции возложены на МВД Испании. Муландер, Е. Швеция: основания для беспокойства / Е. Муландер // Нарконет.- 2008.- №1.- 21 с.

Организационно структура Национального плана по борьбе с наркотиками представлена межминистерской группой, возглавляемой министром внутренних дел Испании, в состав которой входят министр юстиции, министр образования и культуры, министр здравоохранения и потребления, министр труда и социальных дел, а также представитель министерства экономики и развития и по связям с парламентом.

Взаимодействие между центральной властью и автономными сообществами осуществляется в рамках двух структур - так называемой «секториальной конференцией» и Межавтономной комиссией. Кроме того, законодательством Испании предусмотрен механизм привлечения к консультациям по этой проблеме неправительственных организаций, различных общественных образований, фондов и предприятий.

На пути борьбы с наркотиками наибольшего успеха добились США - за последнее десятилетие количество лиц, употребляющих наркотики, сократилось вдвое.

Одна из главных причин этого - борьба с наркотиками стала действительно общенациональной и включает в себя как усилия по правительственной линии, так и по линии неправительственных структур типа движения «За Америку, свободную от наркотиков». Мюррей, Д. Как организовать эффективную работу против наркотиков в США? Официальный перевод / Д. Мюррей.- М.:(ONDCP)Джарет-пресс, 2009.- 75 с. При этом необходимо отметить, что расходы на антинаркотическую кампанию в США за последние годы составляли порядка миллиарда долларов ежегодно.

На международном уровне определенные усилия предпринимаются со стороны прежде всего Организации Объединенных Наций, где действует Комитет по контролю за оборотом наркотиков. Прежде всего это шаги информационного плана, связанные с проведением глобального мониторинга состояния дел с наркотиками и выработки общих рекомендаций правительствам в плане борьбы с наркоманией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.