Подобные доходы, безусловно, определяют привлекательность этого вида преступной деятельности, влияют на преступную консолидацию и порождают транснациональный характер наркобизнеса.
Хабаровский край относится к числу регионов, на территории которых наблюдается неуклонный рост количества населения, употребляющих наркоти-ки . С 1993 года в крае отмечается значительный рост наркомании и токсикомании. С 1993 по 2005 год количество лиц, состоящих на учете в органах здравоохранения с диагнозами наркомания и токсикомания, возросло с 944 до 6597, при этом количество подростков, состоящих на учете за злоупотребление наркотиками, выросло в 5 раз, а детей - в 8 раз.
Факторами, способствовавшими устранению сдерживающих механизмов распространения наркомании, явились: отмена в 1990 году наказания за немедицинское потребление наркотиков; отмена института принудительного лечения (в том числе с превентивной изоляцией наркоманов в системе лечебно-трудовых профилакториев); дискуссия в средствах массовой информации о правах граждан и свободе выбора поведения, в том числе в форме легального потребления наркотиков; насаждения ложных представлений о наркотиках как средствах расслабления, удовольствия, престижа, достижения общественного и личного успеха; низкий уровень информирования граждан о деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятая в 1993 году, в полной мере реализована не была.
В результате отсутствия должной информации, методологического обеспечения и необходимых ресурсов, а подчас и элементарной неисполнительности и непрофессионализма отдельных руководителей органов исполнительной власти ситуация по формированию особой молодежной субкультуры, в которой допустимо потребление наркотиков, явная и скрытая их пропаганда, вышли из-под контроля.
Органы внутренних дел Российской Федерации, как одни из основных субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков, реально осознавая серьезность последствий нарастающей наркотизации населения и понимая, что одних усилий правоохранительных органов в сдерживании ее роста будет явно недостаточно, с 1994 года проводили активную работу по консолидации заинтересованных ведомств и учреждений исполнительной власти.
Однако принятых мер оказалось недостаточно. Не было сформировано общественное сознание. Запоздалые реакции средств массовой информации и невключение механизмов ранней профилактики привели к тому, что население оказалось не готовым к противодействию массовому злоупотреблению наркотиками.
Следует отметить неоправданно гипертрофированный крен в сторону «гуманности» судебных решений и всей правоприменительной системы, что приводит к формированию чувства безнаказанности и вместо раскаяния формирует у лиц, совершивших преступления, поведение, направленное на сознательный уход от ответственности путем использования предоставленных законом прав («побуквенно»), в ущерб правам потерпевших, общественным интересам и правоотношениям, регулируемым государством.
На этом фоне принимаемые меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались недостаточно эффективными.
Таким образом, распространение и употребление наркотиков в России, наркотизация населения становятся общенациональной проблемой, которая по своим долгосрочным последствиям относится к категории прямых угроз национальной безопасности.
Актуальность рассмотреных вопросов, связанных с организацией информационного обеспечения деятельности Федеральной службы по контролю за наркотиками подтверждается остротой состояния наркоситуации в России.
Масштабы и темпы распространения наркотиков среди населения, соответственно, масштабы и динамика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков таковы, что в ближайшие годы счет потребителям наркотиков может пойти на миллионы, если не будут приняты адекватные меры.
Между тем было бы неверным утверждать, что российское общество и государство оставались безучастными к растущей наркоугрозе. С середины 80-х годов прошлого столетия, с того самого момента, как проблемы борьбы с наркоманией и наркопреступностью стали признаваться актуальными, не проходило года, без принятия каких-либо мер законодательного, организационно-управленческого и иного характера.
Субъективно воля государства и общества была направлена на противодействие распространению наркотиков среди населения, сокращению масштабов наркопреступности.
Однако объективные результаты свидетельствуют, что принимаемые меры оказались малоэффективными, потому что:
- на протяжении последних десяти лет неуклонно продолжался рост преступлений, связанных с наркотиками (их незаконный оборот);
- стремительными темпами расширялась наркотизация населения, в первую очередь среди молодежи;
- наркопреступность приобрела черты организованности, а доходы от наркобизнеса являются источником материальной поддержки криминального мира;
- отечественная наркопреступность установила тесные связи с преступными зарубежными сообществами, специализирующимися в сфере незаконного оборота наркотиков;
- территория России регулярно используется для транзитных незаконных перевозок наркотиков из одних регионов мира в другие;
- незаконный ввоз наркотиков в Российскую Федерацию приобрел значительные масштабы;
- доходы, полученные от наркобизнеса, отмываются и вкладываются в легальную сферу экономки, используются для коррумпирования чиновников самых разных уровней и ведомств.
Приходится с сожалением признать, что цели и задачи, поставленные в 1993 г. Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации - предупреждение роста потребления и незаконного оборота наркотиков, а в более отдаленной перспективе - их снижение, - остались не только невыполненными, но более того - наркоситуация в стране еще значительнее ухудшилась, а проблема наркотиков из собственно криминальной проблемы борьбы с общеуголовной преступностью, (одним из её видов) превратилась в социальную.
Как известно, злоупотребление наркотиками вызывается большим кругом факторов. В настоящее время общепризнанно, что наркомания и связанные с ней явления имеют глубокие социальные корни, являются отражением процессов, протекающих во всех сферах общества, и говорят, прежде всего, о неблагополучии в обществе.
Применительно к России конца XX начала XXI вв. такими глубинными факторами риска наркомании стали духовный и идейный, культурный кризис общества, экономическая и политическая перестройка, повлёкшая серьезные сдвиги в социальной структуре, материальном положении различных слоев населения.
В этом смысле только преодоление негативных детерминант экономического, политического, культурного характера как результат поступательного развития общества и государства является основой предпосылкой для решения задач по сокращению незаконного спроса на наркотики и их предложения
Вместе с тем на масштабы и динамику распространения негативных явлений, связанных с наркотиками, существенное влияние оказывает антинаркотическая политика государства, содержание которой составляет непосредственное противодействие наркомании наркобизнесу.
Адекватные наркоугрозе меры, предпринимаемые правоохранительными органами, могут в определенной мере служить сдерживающим фактором обострения ситуации. Даже при сравнительно небольших материальных вложениях они могут дать значительный эффект.
Меры противодействия наркотикам, принимаемые в России в конце XX -начале XXI в. отличались значительными масштабами (увеличение штатной численности и технической оснащенности подразделений органов, внутренних по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, появление новых субъектов правоохранительной деятельности в сфере борьбы с наркопреступностью).
В настоящее время, после создания органов госнаркоконтроля, можно говорить о достижении адекватности между состоянием незаконного оборота наркотиков и количеством субъектов и их штатной численностью, противодействующих наркопреступности.
Однако все это пока не привело к существенному улучшению ситуации. Одной из главных причин такого положения дел является недостаточный уровень организации информационного обеспечения деятельности у самих субъектов правоохранительной деятельности.
Таким образом, поставленные цели работы достигнуты, тема раскрыта, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // СПС «Консультант-Плюс».
2. Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 года) // http://www.narkopomosch.ru/…/law/conv_no_nark/
3. Устава Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.) // СПС «Консультант-Плюс».
4. Декларации о борьбе против незаконного оборота наркотиков и злоупотребления наркотическими средствами (принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1984 г. № 39/142 ) // СПС «Гарант».
5. Соглашение о сотрудничестве в области запрещения нелегальной транспортировки и потребления наркотических и психотропных средст : Международное соглашение (подп. РФ и КНДР от 04.1996) // СПС «Гарант».
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от 29.12.2009) // СПС «Консультант-Плюс».
7. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 08.01.1998 №3-ФЗ (ред. от 25.11.2008) // СПС «Консультант- Плюс».
8. О рекламе : Федеральный закон РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СПС «Консультант-Плюс».
9. О средствах массовой информации: Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) // СПС «Консультант-Плюс».
10. Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 (ред. от 06.08.2009) // СПС «Консультант-Плюс».
11. Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.02.2006 №76-ФЗ (ред. от 04.07.2007) // СПС «Консультант-Плюс».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19