Рефераты. Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств и психотропных веществ

Дипломная работа выполнена на базе сравнительного анализа соответствующего законодательства и научной литературы.

Правовой базой исследования являются Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральное законодательство, регламентирующее ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков.

Для раскрытия темы нам показалось нужным представить работу в двух главах.

В первой главе рассмотреть исторический и правовой аспект возникновения и развития борьбы с незаконным оборотом наркотиков в России и за рубежом.

Во второй же главе представлен анализ современной ситуации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, как в нашей стране, так и на международном уровне и предложен ряд мер по ее улучшению.

Целями написания данной работы является изучение проблем борьбы с незаконным оборотом наркотиков, изучение антинаркотической политики РФ и зарубежных стран.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

- определить историческое развитие наркомании и преступлений в данной сфере;

- рассмотреть способы и стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в таких странах как США, Китай, Белоруссия и другие;

- проанализировать современное состояние в РФ по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- выявить проблемы борьбы с преступлениями в данной сфере;

- раскрыть и представить предложения по совершенствованию антинаркотической политики.

Методологической основой исследования служил диалектический и исторический методы познания, а также формально-юридический, сравнительно-правовой и социологических исследований.

Предметом исследования является антинаркотическая политика государства РФ.

В работе представлены наши соображения по поводу легализации наркотиков, обзор мирового рынка наркотиков, а также представлены материалы уголовной практики по организации розыска и задержания преступников, занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

Анализ состояния применения уголовно-правовых мер борьбы с наркоманией показывает, что эти меры еще не в полном объеме обеспечивает решение задач освоения активности борьбы с незаконным распространением и потреблением наркотических средств, недопущения и устранения социальных последствий данного деяния.

Практическая значимость исследования определяется прикладным характером ряда выводов и предложений, а также тем, что его результаты могут быть использованы в:

- аналитической работе организационно-инспекторских аппаратов ФСКН России;

- учебном процессе образовательных учреждений, в том числе и ФСКН России и системе служебной подготовки сотрудников наркоконтроля.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ

1.1 Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом

Изначальные писаные законы, которые с большой степенью вероятности можно отнести к юридическим мерам, направленным на пресечение изготовления, хранения, сбыта и иного использования наркотиков без ведома государства, можно обнаружить еще в древних памятниках права. К их списку относятся различные варианты Княжеских уставов, Княжеские грамоты.

Во всех редакциях Русской Правды (Пространная Правда или Правда Руськая; Сокращенная Правда или Правда Роськая) нет статей, прямо указывающих на такого рода правонарушения. Однако другая картина обнаруживается в более поздних источниках отечественного права, например, Уставе князя Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных». Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. М.: Совюриздат, 1984.- с. 148-150.

Возникновение этого памятника права относят к XI-XII вв., а время действия - до XIII-XIV вв., Уставе князя Ярослава Владимировича «О церковных судах». Правоприменительную значимость Устава князя Ярослава Вл. определяют с XI по XVIII вв., где регламентация вышеуказанных деяний зафиксирована. В частности, согласно ст. 9 Устава князя Владимира Святославовича зелинничьство запрещается, а ст. 16 возлагает лечение больных на церковных людей. Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. М.: Совюриздат, 1984.- с. 214.

В течение трехсотлетнего периода самодержавия семьи Романовых, российской государственности также приходилось реагировать на все расширяющееся распространение наркотиков среди населения Империи. Это выражалось в первую очередь в постепенном развитии системы антинаркотических норм права, правда, без должной унификации и кодификации законодательства.

Законодательство СССР на разных этапах по разному решало вопрос об уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами. Так, в УК РСФСР 1922 года отсутствовал состав преступления, устанавливающий ответственность за незаконные действия с наркотиками. Однако применялась статья 215 УК РСФСР, устанавливающая уголовную ответственность за приготовление, хранение и сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ в виде штрафа или принудительных работ. Хоменкер, М.Л. Борьба с хищением, незаконным изготовлением, распространением и потреблением наркотических веществ: Автореф. дис. канд. юрид. Наук / М.Л. Хоменкер. - М., 1966.- 13 с .

Постановление СНК РСФСР от 6 ноября 1924 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» запрещало свободное обращение всех сильнодействующих веществ, разрушающих народное здоровье: кокаин, морфин, героин и др. 22 декабря 1924 года в УК РСФСР была введена статья 140-д: «Изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения - карается лишением свободы на срок до 3 лет»; Хоменкер, М.Л. Борьба с хищением, незаконным изготовлением, распространением и потреблением наркотических веществ: Автореф. дис. канд. юрид. Наук / М.Л. Хоменкер. - М., 1966.- с.15. то же преступление, совершённое в виде промысла наказывалось лишением свободы на срок не менее 3 лет со строгой изоляцией.

Статья 104 УК РСФСР 1926 года устанавливала ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфина, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения и предусматривала наказание в виде лишения свободы или исправительно-трудовых работ на срок до 1 года. Занятие указанной деятельностью в виде промысла предусматривало наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет со строгой изоляцией.

В УК РСФСР 1960 года предусматривал ряд составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: преступления, нарушающие порядок использования наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств; хищение наркотических средств и другие. Калачев, Б.Ф. Что мы об этом знаем? Из истории распространения наркотиков и наркомании в России. Эйфория распада / Б.Ф. Калачев. - М.: Молодая гвардия,1991.- 34 с.

Развитие отечественного законодательства в данной сфере соответствовало общемировым тенденциям. Еще в 1912 году, в Гаване, была подписана первая международная конвенция по запрещению опиума. После её подписания многие страны приняли национальные законодательства, запрещающие или ограничивающие производство, импорт, хранение и использование наркотиков.

В 1925 - 1953 годах был принят целый ряд международных документов, ограничивающих наркобизнес и злоупотребление наркотиками: 1925 - Женевская международная конвенция по запрещению опиума; 1931 - Женевская международная конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств; 1936 - Женевская международная конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ.

Наркотические вещества распространены в растительном мире, и, с самого начала формирования государств, перед ними, наряду с прочими, встала и задача ограничения неконтролируемого употребления населением наркотических веществ - в целях стабильности создаваемых общественных и властных структур. Существовала такая проблема и на территориях Древней Руси.

Установление контроля над обращением и потреблением наркотических и психоактивных веществ началось на Руси относительно рано. Самые первые шаги в этом направлении предприняла христианская церковь, в конце X - XI веках, вскоре после крещения Руси. Распространенное ранее политеистическое язычество, как и во многих других культурах, нередко пользовалось в своих обрядах наркотическими веществами растительного происхождения.

Церковь же облекла своих священнослужителей весьма широкими полномочиями по проведению следствия и применению наказания, вплоть до смертной казни, к уличенным в «зелинньчтсве», то есть изготовлению «зелий». Калачев, Б.Ф. Что мы об этом знаем? Из истории распространения наркотиков и наркомании в России. Эйфория распада / Б.Ф. Калачев. - М.: Молодая гвардия,1991.- 45 с.

Действуя не столько из интересов оберегания здоровья населения, сколько из интересов укрепления политической власти, христианская церковь, тем не менее, довольно успешно блокировала повсеместное распространение употребления наркотических веществ. Сбора опия-сырца и культивирование мака с этой целью; культивирование конопли для получения гашиша в Древнерусском государстве историческая литература не отмечает вплоть до XVIII-XIX веков.

Начиная с XVIII века, с развитием государственности в России начали развиваться межгосударственные торговые отношения. Оказывая позитивное влияние на экономику, эти торговые контакты приносили и культурное взаимопроникновение, не всегда, к сожалению, благотворное. Широкие торговые связи с Китайской Империей привели на территорию России и тысячи представителей азиатских народностей, а с ними и традиции употребления опиатов. Именно тогда началось первое серьезный рост заболеванием опийной и кокаиновой наркоманией в России, а с ним и постепенное осознание опасности широкого распространения этого явления.

Значительные функции по воспрепятствованию распространению наркотиков были возложены тогда монархической властью и Сенатом на таможенные органы, которым вменялось в обязанность пресекать поступление наркотических веществ на территорию России. Специализированных же ведомств или отделов полиции по борьбе с распространением наркотиков на территории Российской Империи тогда не существовало, и эти реализацию этих функций осуществляли Департамент Полиции и Медицинский Департамент МВД Российской империи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.