Рефераты. Договор перевозки морским транспортом

1. Передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого пра-ва отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или по-лучателем экспедитору либо страховщику.

2. Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе.

Данная норма определяет допустимость передачи права на предъявление претензий и исков другим лицам, круг этих лиц, а также порядок такой передачи.

В отличие от ранее действовавшего КТМ 1968 г. в этой статье не содержится перечня лиц, пользующихся правом предъявления пре-тензий и исков. По смыслу норм, регламентирующих договор морской перевоз-ки груза в каботаже, такими лицами могут быть отправители и грузополучатели.

По требованиям, вызванным неподачей судна в порт отправления или опозданием в его подаче, лицами, обладающими правом предъявления перевоз-чику претензий и исков, будут являться отправители груза. Поскольку при пе-ревозках груза на условиях чартера в ряде случаев суда фрахтуются получате-лем груза, правом предъявлять претензии и иски по требованиям такого харак-тера обладают и грузополучатели.

По поводу недостачи доставленного груза или его повреждения в ходе его перевозки, а также просрочки в доставке либо задержки в выдаче груза пра-вом предъявления претензий и исков пользуются грузополучатели.

Как отправители, так и получатели имеют право предъявлять к перевоз-чику претензии и иски в связи с полной утратой груза и о возврате перебора провозных платежей. Кому из указанных лиц принадлежит это право, опреде-ляется фактом оплаты стоимости груза и провозных платежей данным конкрет-ным лицом.

В отличие от общих положений гражданского законодательства, допус-кающего уступку требования любому лицу (ст. 382-390 ГК), передача прав на предъявление перевозчику претензий и исков, вытекающих из перевозки, раз-решается только ограниченному кругу лиц, точно обозначенных в ст. 404, а именно: отправителем - получателю, экспедитору либо страховщику; получа-телем - отправителю, экспедитору либо страховщику.

Устанавливая право передачи права на предъявление претензий и исков экспедитору, эта статья имеет в виду не вообще экспедитора, а только того, который принимал участие в этом качестве в осуществлении пере-возки, из которой возникло соответствующее требование, реализуемое получа-телем или отправителем путем предъявления претензии или иска.

От передачи права на предъявление претензии и иска страховщику сле-дует отличать так называемую суброгацию, предусмотренную ст. 281. В соот-ветствии с этой статьей к страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходят в пределах уплаченной суммы все права страхователя по требовани-ям об убытках, возмещенных по договору страхования. Эти права основаны на законе и факте выплаты страхового возмещения, а не на передаче права требо-вания. При этом страховщик, основываясь на положениях ст. 281, вправе тре-бовать возмещения только тех убытков, которые были объектом страхования, и только в размере, не превышающем уплаченной страховщиком суммы страхо-вого возмещения. При передаче страховщику права на предъявление претензии и иска в порядке, предусмотренном ст. 404, страховщик не связан вышеназван-ными условиями,

Передача права на предъявление претензии и иска отправителем полу-чателю груза (или наоборот) не требуется, когда претензия и иск могут быть предъявлены как отправителем, так и получателем.

Передача права на предъявление претензий и исков может быть произ-ведена в отношении как только претензий и только исков, так и одновременно претензий и исков. Согласно п. 2 ст. 404 передача права на предъявление пре-тензий и исков удостоверяется переуступочной надписью на перевозочном до-кументе. Переуступочная надпись, гласящая, что «право на предъявление пре-тензий и исков передано» названному в этой надписи лицу, подписывается ру-ководителем организации, делающей эту надпись, и заверяется ее печатью.

В соответствии с п. 2 ст. 1 настоящего Кодекса к передаче права на предъявление претензий и исков во всем, что не предусмотрено этим законом, в частности ст. 404 КТМ, применяются правила гражданского законодательства. Из этого следует ряд практически важных выводов.

Первый: поскольку закон (ст. 404) не связывает передачу права на предъяв-ление претензий и исков с согласием должника, такая передача не требует одобрения перевозчика (п. 2 ст. 382 ГК);

Второй: до предъявления претензии или иска лицом, которому было пере-дано на это право, или до получения иного уведомления о такой передаче пере-возчик вправе произвести выплату причитающейся с него суммы лицу, пере-давшему право на предъявление претензий и исков (п. 3 ст. 382 ГК;

Третий: перевозчик может выдвигать против претензии и иска, предъявлен-ных лицом, которому право на их предъявление было передано, все возраже-ния, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о передаче права требования (ст. 386 ГК);

Четвертый: передача права на предъявление претензий и исков не влечет изменения срока исковой давности и способа его исчисления (ст. 201 ГК).

Порядок предъявления претензии

Статья 405. Порядок предъявления претензии

1. Претензия предъявляется в письменной форме.

К претензии об утрате или о повреждении груза кроме перевозочных до-кументов должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стои-мость отправленного груза.

Перевозочные документы предъявляются в подлиннике.

2. Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. В случае, если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю ненадлежаще оформленную претен-зию, она считается принятой к рассмотрению.

Для соблюдения «письменной формы», о которой применительно к претензиям говорится в п. 1 ст. 405 КТМ РФ, необходимо, чтобы тре-бование, являющееся предметом претензии, было изложено в письменном заяв-лении, подписанном руководителем организации, заявляющей претензию, или гражданином - заявителем претензии.

Претензия должна содержать наименование лица, к которому адресует-ся требование, наименование заявителя претензии и его почтовый адрес, а так-же требование, с которым заявитель претензии обращается к должнику, осно-вания для его предъявления, сумму, которую требует заявитель претензии, и при необходимости расчет этой суммы. В претензии указывается номер расчет-ного или иного счета заявителя претензии, наименование и адрес банка, в кото-ром открыт этот счет, перечень приложенных к претензии документов.

Относительно прилагаемых к претензии документов закон предписыва-ет, что дополнительно к перевозочным документам, которые обязательно пред-ставляются в подлинниках (ч. 3 п. 1 ст. 405), заявитель обязан представить до-кументы, подтверждающие право предъявить претензию. К числу последних относится коммерческий акт, а в тех случаях, когда перевозчиком было отказа-но в его составлении или когда этот акт был составлен с нарушением Правил составления актов, акт дополнительного осмотра, произведенного независимы-ми сюрвеерами.

Кроме указанного к претензии прилагаются документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза, его оплату, а также оплату иных причитающихся в связи с перевозкой груза платежей, например фрахта, если он не входит в цену груза. Такими документами могут быть счета (фактуры-инвойсы) поставщика и/или грузоотправителя, банковские поручения с отмет-ками о произведенных платежах, справки банка.

Все перечисленные выше документы, кроме перевозочных, могут пред-ставляться в надлежащем образом заверенных копиях или выписках из таких документов, если для рассмотрения претензии имеет значение только часть документа (п. 2 ст. 60 АПК). Подлинные документы могут быть по просьбе пред-ставившей их стороны возвращены после окончания рассмотрения претензии.

Как мы видим заявитель претензии вправе прибегать к любым способам пересылки претензий. Они могут быть направлены заказными или ценными письмами, переданы по телеграфу, телетайпу или телефаксу, а также по радио. Допустима передача претензии нарочным под расписку. При этом время направления пре-тензии через почтовое ведомство удостоверяется квитанцией, а время получе-ния претензии, доставленной нарочным, - распиской адресата.

В случае, когда заявитель претензии направил ее без приложения доку-ментов, перечисленных в п. 1 ст. 405, перевозчик вправе возвратить претензию без рассмотрения. Такой возврат может быть произведен в двухнедельный срок после получения претензии. Невозвращение претензии или ее возвращение зая-вителю с нарушением названного срока согласно п. 2 ст. 405 расценивается как принятие этой претензии к рассмотрению.

Статья 406. Срок для предъявления претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза

Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки гру-за, может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Эта статья определяет срок для предъявления претензий к перевозчику по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки гру-за, путем отсылки к сроку исковой давности, установленному для такого рода требований. Продолжительность последнего равняется одному году.

О моменте, с которого начинает исчисляться срок для предъявления претензии к перевозчику из договора морской перевозки груза.

В силу правила, приведенного в этой статье, а также п. 2 ст. 407, предусмотревшего приостановление течения срока исковой давности до рассмотрения претензии другой стороной или истечения срока, установлен-ного для ответа на претензию (п. 1 ст. 407), у заявителя последней, даже в слу-чае ее направления в предшествующий окончанию течения срока исковой дав-ности день, остается некоторое время для передачи соответствующего иска на рассмотрение юрисдикционного органа.

Установленный ст. 406 срок для предъявления претензий к перевозчику независимо от совпадения его продолжительности со сроком исковой давности является пресекательным сроком, т. е. сроком существования самого права. Этот срок в отличие от срока исковой давности не подлежит продлению ни при каких обстоятельствах.

Срок для рассмотрения претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза определяет ст. 407 КТМ РФ:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.