Конвенцией 1952г. установлено общее правило (п. 3 ст. 3), согласно которому не допускается наложение ареста на судно более одного раза по од-ному и тому же требованию одного и того же лица в пределах юрисдикции од-ного или нескольких договаривающихся государств. Вместе с тем допускался повторный арест ~в том случае, если существовала «веская» причина для такого ареста. В Конвенции 1999 г. это положение было уточнено, и ст. 392 КТМ со-ответствует ст. 3 этой Конвенции.
Размер обеспечения может оказаться недостаточным в силу внезапной девальвации валюты, в которой оно было предоставлено, либо может быть уточнен после постановки судна в док и выявления дополнительных поврежде-ний корпуса и т. д. Однако и после повторного ареста размер обеспечения не должен превышать стоимости судна.
Обычно дела в связи с морскими требованиями ведутся достаточно продолжительное время, и может оказаться, что банк, предоставивший гаран-тию, солидность которого в момент ареста судна не вызывала сомнений, уже не в состоянии выполнить свои обязательства по гарантии. Разумеется, истец пер-воначально настаивает на замене обеспечения и обращается к повторному аре-сту судна лишь тогда, когда переговоры не привели к удовлетворительному результату.
Судно или обеспечение могут быть освобождены как с согласия лица, имеющего право на морское требование, так и по решению суда, несмотря на то, что истцом были приняты все разумные меры, препятствующие освобожде-нию. В этом случае также может быть осуществлен повторный арест.
Пункт 2 ст. 392 КТМ РФ содержит правило «sister ship», кото-рое базируется на тех же принципах: любое другое судно не подлежит аресту в связи с тем же морским требованием. Однако из этого правила и здесь сделано исключение: арест возможен, если размер полученного обеспечения является недостаточным; лицо, предоставившее обеспечение, не в состоянии выполнить свои обязательства; судно, которое арестовано, освобождено.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции 1952 г. обеспечение должно предоставляться только один раз. Поэтому в случае, если обеспечение в отношении судна уже было предоставлено, арест другого судна не допускается, поскольку это влечет за собой предоставление еще одного обеспечения. Если же обеспечение, пре-доставленное в отношении судна, не может быть исполнено, арест другого суд-на допускается (с освобождением первого обеспечения).
Если освобождение судна произведено незаконно или судно ушло от ареста (например, незаконно покинуло порт), правила ст. 392 не применяются.
Статья 402. Удостоверение обстоятельств, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза
1. Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответст-венности перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостове-ряются коммерческими актами или актами общей формы. В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с прави-лами, существующими в данном порту.
2. Коммерческий акт составляется для удостоверения:
несоответствия между наименованием, массой или количеством мест гру-за либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;
повреждения груза или багажа;
обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;
возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.
Формы актов, порядок их составления и порядок удостоверения обстоя-тельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами, из-даваемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Кодекса.
В этой статье определяются способы удостоверения об-стоятельств, которые могут служить основанием для ответственности лиц, уча-ствующих в обязательственных отношениях по морской перевозке груза (перевозчик, отправитель, получатель) или являющихся сторонами в договоре морской перевозки пассажира.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства, имевшие место в иностран-ном порту, согласно п. 1 ст. 402 подлежат удостоверению по правилам, дейст-вующим в этом порту, все остальные положения рассматриваемой статьи при-меняются исключительно для удостоверения таких обстоятельств в российских портах.
Статья 402 и изданные в ее развитие правила подлежат применению также для удостоверения соответствующих обстоя-тельств в пунктах перевалки груза с морского судна и на морское судно, если такие обстоятельства могут служить основанием для ответственности лиц, уча-ствующих в смешанных перевозках, при условии, что общими правилами граж-данского законодательства (см. ст. 788 ГК) не предусмотрено иное.
Пункт 1 ст. 402 называет два вида актов, удостоверяющих обстоятель-ства, служащие основанием для ответственности участников морской перевоз-ки: коммерческие акты и акты общей формы. В подп. 2 п. 2 ст. 402 говорится об удостоверении обстоятельств, не требующих составления актов.
В отличие от ст. 402 норма ГК, регламентирующая составление документов, удостоверяющих причины несохранности груза или багажа (п. 4 ст. 796 ГК), не ограничивает перечень этих документов актами, названными в п. 1 ст. 402. По-скольку в упомянутой гражданско-правовой норме после слов «коммерческий акт» и «акт общей формы», разделенных запятой, помещены слова «и т. п.», имеются основания для того, чтобы в издаваемых федеральным органом ис-полнительной власти в области транспорта правилах ссылаться на другие виды актов, а именно - на «акты-извещения», подлежащие составлению в российских портах при приемке импортного, реэкспортного и транзитного груза от судна:
п. 1.5 действующих в настоящее время Правил составления актов при морских перевозках грузов и багажа (РД 31.10.08-89) от 2 января 1990г.; в дальней-шем - Правила составления актов, и на акты на наливные грузы (Правила со-ставления актов, п. 1.8). Общие и специальные правила перевозки грузов. 4-М. М., 1991. С. 329-339
Так как акты-извещения и акты на наливные грузы в принципе по своему правовому значению равноценны коммерческим актам, они, в нашей работе рассматриваться не будут.
Помимо упомянутых актов, для фиксации со-вершения отдельными участниками морской перевозки определенных операций или действий, имеющих чисто технологический характер, например подачи тоннажа, предъявления груза, открытия и закрытия судовых люков, наложения и снятия пломб и т. п., допускается составление иных актов или документов, служащих основанием для учета выполнения таких операций.
Обстоятельства, подлежащие удостоверению исключительно коммерче-скими актами, исчерпывающие перечислены в п. 2 ст. 402.
Несоответствие наименования груза (багажа) данным, приведенным в перевозочном документе, означает расхождение этих данных с обычно исполь-зуемым в производстве и торговом обороте наименованием объекта, высту-пающего в качестве груза (багажа).
Несоответствие между массой и количеством мест груза (багажа) в натуре и данными, приведенными в перевозочном документе, может означать обнару-жение как меньшего, так и большего количества массы либо числа мест груза (багажа) по сравнению с указанной в перевозочном документе массой или чис-лом мест груза (багажа).
Повреждение груза (багажа) означает потерю этим грузом (багажом) товарного качества и, соответственно, ценности. При этом повреждение только тары и упаковки, не повлекшее за собой повреждения самого груза (багажа), не признается обстоятельством, нуждающимся в его удостоверении коммерческим актом, исключая случаи повреждения тары и упаковки, обнаруженные при пе-ревалке груза, следующего в смешанном сообщении.
Обнаружение груза (багажа) без документов или документов без груза (багажа) является обстоятельством, свидетельствующим о допущенных портом или перевозчиком нарушениях в приемке и выдаче груза (багажа) либо в оформлении перевозочных документов, а также возможных недобросовестных действиях других участников перевозки
Возвращение перевозчику похищенного груза (багажа) является дейст-вием лица, в распоряжении которого находился соответствующий груз (багаж), изъятый у перевозчика без законных на это оснований.
Обнаружение недостачи массы груза удостоверяется коммерческим актом за исключением случаев, когда такая недостача не превышает норму рас-хождения в показаниях весов и разницу в массе ввиду уменьшения влажности и повышения сорности груза (Правила составления актов, п. 1.10.2), а также ко-гда недостача установлена в отношении груза, перевозившегося в каботаже и доставленного в технически исправном судне с ненарушенными пломбами от-правителя (Правила составления актов, п. 1.10.3), и обнаружена при выдаче получателю обезличенных при перевозке и перевалке массовых грузов, по ко-торым стороны рассчитываются в итоге за навигацию или за год (Правила со-ставления актов, п. 1.10.4).
Однако недостача массы груза при наличии признаков хищения или неис-правности тары должна удостоверяться коммерческими актами и в вышепере-численных случаях (Правила составления актов, п. 4.5).
Недостача и излишки грузовых мест во всех случаях удостоверяются коммерческими актами (Правила составления актов, п. 1.2). При этом исключе-ния, предусмотренные в пп. 1.10.3 и 1.10.4 Правил составления актов, действу-ют и в отношении недостач и излишков грузовых мест.
Коммерческий акт составляется при проверке содержимого поступив-шего в пункт перевалки контейнера в случаях обнаружения его неисправности, открывающей доступ к грузу, отсутствия или повреждения пломбы либо несо-ответствия знаков на пломбе знакам, указанным отправителем в транспортном документе.
Коммерческий акт признается одним из наиболее важных, но не бес-спорных доказательств существования обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 402. При возникновении спора относительно этих обстоятельств коммерче-ский акт оценивается судом, арбитражным или третейским судом с учетом всех других имеющихся в деле доказательств. АПК, п. 2 ст. 59; ГПК, п. 2 ст. 56
Обстоятельства, подлежащие удостоверению актами общей формы, в КТМ не названы. В Правилах составления актов приводятся только отдельные 1 случаи, когда должны составляться такие акты. К числу таких случаев относят-ся: отказ морского транспорта принять груз к перевозке; повреждение контей-нера без доступа к его содержимому; повреждение судном береговых устройств клиентуры; утрата документов, приложенных отправителем к перевозочному документу; и т. п. (Правила составления актов, п. 1.4). В упомянутой норме также предусмотрено, что акты общей формы составляются «во всех остальных случаях, когда это требуется обстоятельствами дела... или когда составление актов общей формы предусмотрено действующими на морском транспорте правилами». В частности, такими случаями являются неподача судна перевоз-чиком, повреждение тары и упаковки, не повлекшее повреждения и порчи самого груза.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36