Рефераты. Договор перевозки морским транспортом

При составлении актов, используются бланки стандартных форм. Ими являются: для коммерче-ских актов бланк КЭ-44, для актов общей формы - бланк КЭ-14 (Правила составления актов, приложения 1 и 2). Для составления актов на наливные гру-зы используется бланк формы КЭ-16 (Правила составления актов, п. 1.8).

Составление актов-извещений в настоящее время производится по стан-дартной форме КЭ-3.4.

Правила составления актов определяют лиц, имеющих право участво-вать в осмотре соответствующих транспортных средств и груза, составлении актов и их подписании, указывают на сроки, в течение которых такие акты должны быть составлены, количество экземпляров каждого акта, используемые при этом средства (пишущая машинка или шариковая ручка), порядок внесения в акты исправлений и дополнений, а также называют лиц, которым должен быть выдан акт, и срок для такой выдачи.

Отдельные положения действующих Правил составления актов в на-стоящее время не могут быть применены без учета реальных отношений в об-ласти торгового мореплавания, возникших в последнее десятилетие. В частно-сти, исключается обжалование отказа в составлении акта, удостоверяющего обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности уча-стников морской перевозки, или обнаруженных нарушений, допущенных во время его составления. В этих случаях получатель груза должен произвести дополнительный осмотр в присутствии не менее двух независимых сюрвееров, специализирующихся в области морской перевозки и/или морского страхова-ния, и составить соответствующий акт. Данный акт в случае его представления в юрисдикционный орган будет признаваться последним в качестве одного из доказательств существования обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 402.

Обстоятельства, которые не требуют подробного описания, могут быть удостоверены отметками на перевозочных документах. Таким образом удосто-веряются обстоятельства, названные в пп. 1.10.2-1.10.4 Правил составления актов в качестве исключений, а также факт неприбытия груза (багажа) в порт назначения.

Статья 402 КТМ, указывая на существующие в иностран-ном порту правила, определяющие порядок удостоверения в нем обстоятельств, которые могут влечь за собою имущественную ответственность перевозчика и его клиентуры, подразумевает любые действующие в иностранном порту пра-вила удостоверения этих обстоятельств, включая обычаи порта или установ-ленные в этом порту либо в государстве порта в нормативном порядке. Обычно в иностранных портах количество и состояние груза удостоверяется проверка-ми, производимыми незаинтересованными организациями (контрольными, сюрвеерскими, страховыми и т. п.), а составленные по результатам таких проверок акты (аварийные сертификаты, аутторн-рипорты, сюрвеерские акты и др.) при-нимаются во внимание юрисдикционными органами, рассматривающими спо-ры, возникающие в связи с морской перевозкой, в том числе и российскими юрисдикционными органами (Дела МАК № 40/1983, 21/1984, 38/1995 и др.).

Расхождение количества мест по счету отправителя и счету судна в иностранном порту, в котором производилась погрузка импортного груза, удо-стоверяется капитаном судна путем внесения соответствующей отметки в коно-самент или другой транспортный документ.

Претензии к перевозчику предусмотрены ст. 403 КТМ РФ:

1. До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии.

2. Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевоз-ку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осущест-вить ее.

Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

Рассмотрим эту статью более подробно. Термин «претензия», означает требование об уплате определенной денежной суммы, обращенное к лицу, ко-торое квалифицируется заявителем претензии в качестве должника.

Предъявление и рассмотрение претензии представляет собой особый поря-док разрешения спора между сторонами, предшествующий его направлению на рассмотрение компетентного юрисдикционного органа. Наличие такого поряд-ка обеспечивает возможность добровольного удовлетворения требования Должником, что существенно снижает расходы сторон, связанные с ведением Дела. Соблюдение этого порядка, даже если не был получен положительный Для кредитора результат, содействует выявлению существа спора и тем самым Ускорению его разрешения юрисдикционным органом.

Предъявление претензии может производиться в обязательном и необя-зательном порядке, которые отличаются друг от друга последствиями, насту-пающими при их несоблюдении. При нарушении обязательного порядка предъ-явления требования, являющегося предметом претензии, его рассмотрение в юрисдикционном органе исключается (п. 3 ст. 4 АПК; п. 2 ст. 129 ГПК). Неза-явление претензии, относительно которой не установлен обязательный порядок ее предъявления, не препятствует рассмотрению спорного требования в юрис-дикционном органе.

Обязательный порядок предъявления претензии предусматривается фе-деральным законом. Он может быть установлен и договором сторон. Примени-тельно к требованиям, возникающим из отношений в области торгового море-плавания, обязательный порядок предъявления претензии закон предусмотрел только для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже (ст. 403 КТМ РФ). Данный порядок не распространяется на требования из дру-гих видов перевозки, а также на требования из иных правоотношений, связан-ных с деятельностью в области торгового мореплавания. Однако если обяза-тельный порядок предъявления претензии установлен договором, то такой по-рядок подлежит применению к требованиям, вытекающим из этого договора, в том числе и к требованиям, которые заявляются перевозчиком.

В п. 1 этой статьи воспроизведено содержание п. 1 ст. 797 ГК с тем только различием, что КТМ ограничил перевозки, в связи с которыми обязательно предъявляются претензии, перевозками в каботаже. Это ограниче-ние не освобождает от обязанности заявлять претензии по требованиям из та-кой перевозки иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без граж-данства.

По смыслу ст. 403 в претензионном порядке должны предъявляться лю-бые требования к перевозчику, возникающие из морской перевозки груза в ка-ботаже. Этот порядок обязателен не только для требований по фрахту, убыткам от повреждения груза и т. п., но и для требований об уплате диспаши и деме-реджа.

Соблюдение обязательного претензионного порядка ст. 403 не связывает с тем, в каком юрисдикционном органе надлежит рассматривать дело по спору о требовании, в удовлетворении которого перевозчиком было отказано или по которому не был получен от должника ответ в установленный для рассмотре-ния претензии срок.

В случае поступления в юрисдикционный орган искового заявления в отношении требования, по которому не был соблюден обязательный претензионный порядок, независимо от того, был ли этот порядок предусмотрен зако-ном или установлен договором, этот орган отказывает в принятии искового заявления (п. 2 ст. 129 ГПК) или возвращает его заявителю (подп. 6 п. 1 ст. 108 АПК). Если нарушение претензионного порядка было выявлено юрисдикцион-ным органом после того, как дело было принято им к производству, иск остав-ляется без рассмотрения в том случае, когда возможность предъявления пре-тензии не была утрачена (п. 5 ст. 87 АПК; п. 1 ст. 221 ГПК). При утрате воз-можности соблюсти претензионный порядок, производство в юрисдикционном органе подлежит прекращению (п. 3 ст. 4 и п. 1 ст. 85 АПК; п. 2 ст. 219 ГПК).

В случае оставления иска без рассмотрения истец после выполнения им всех требований, предписываемых претензионным порядком рассмотрения споров, вправе повторно обратиться в юрисдикционный орган с тем же иском (п. 4 ст. 88 АПК; ч. 2 ст. 222 ГПК).

Правило о предъявлении претензии до предъявления иска распростра-няется и на те случаи, когда к перевозчику заявляется встречный иск (п. 2 ст. 110, п. 8 ст. 102 АПК). При этом АПК одновременно допускает вступление в дело, возбужденное по требованию к перевозчику, третьего лица с самостоя-тельным исковым требованием, даже если последним не был соблюден претен-зионный порядок (ст. 38 АПК). По-видимому, это может быть объяснено лишь тем, что возбуждение производства в арбитражном суде последовало после того, как претензионный порядок был соблюден истцом по делу.

При возникновении между сторонами спора относительно соблюдения претензионного порядка исковое заявление принимается к производству юрисдикционным органом. Однако если в ходе рассмотрения этого заявления будет установлено, что претензионный порядок не был соблюден, наступают опреде-ленные последствия.

При разрешении юрисдикционным органом спора о соблюдении пре-тензионного порядка подлежат сопоставлению претензия и иск по их предмету, основанию и размеру требования. Если предмет, основание и размер требова-ния, указанные в исковом заявлении, изменены по сравнению с теми, которые были изложены в претензии, но это изменение не затронуло существа матери-ально-правового спора между сторонами и не требует дополнительного выяс-нения и расследования (например, была допущена арифметическая ошибка и т. п.), то такое изменение признается допустимым. В случае, когда подобные изменения были вызваны обстоятельствами, которые при их рассмотрении в претензионном порядке могли привести к удовлетворению претензии, их сле-дует рассматривать как недопустимый обход порядка, предусмотренного ст.403.

Если п. 1 ст. 403 установлено обязательное предъявление претензий в связи с перевозкой груза в каботаже, то п. 2 этой статьи называются лица, к которым могут быть предъявлены эти претензии. Этими лицами являются пе-ревозчик, осуществлявший перевозку груза, а в том случае, когда перевозка не была выполнена, перевозчик, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан ее осуществить.

По требованиям, вытекающим из перевозки груза в смешанном сообщении, претензии должны предъявляться к перевозчику, доставившему груз в конеч-ный пункт перевозки.

Отсутствие в тексте п. 2 ст. 403 указания, что данная норма имеет в виду перевозку груза в каботаже, для предъявления требований по которой установлен обязательный претензионный порядок (п. 1 ст. 403), дает основание для признания претензионного порядка обязательным, когда он предусмотрен до-говором о соответствующей перевозке.

Право на предъявление претензий может быть передано или не передано в соответствии со ст. 404 КТМ РФ:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.