Рефераты. Демократический режим

Законодательством предусмотрена ответственность за наруше-ние избирательных прав граждан. В частности, лица, препятст-вующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом свобод-ному осуществлению избирателями права избирать и быть избран-ным депутатом представительного органа местного самоуправле-ния, выборным должностным лицом местного самоуправления, вести предвыборную агитацию, совершившие подлог избиратель-ных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, либо лица, распространяющие заве-домо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные дей-ствия, порочащие честь и достоинство кандидатов, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день го-лосования либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут установленную законом административную или уголовную ответственность.

В целом эффективность использования института муници-пальных выборов определяется уровнем демократии и политиче-ской культуры в данном обществе.

Собрание (сход) граждан

Значение и виды собраний (сходов) граждан. Местное сообще-ство как совокупность жителей может самоорганизовываться в виде собрания (схода) жителей. Институт собраний относится к древнейшим формам местного самоуправления, сложившимся задолго до государственной организации. С появлением послед-ней и ростом городов значение собраний в общественной орга-низации снизилось, однако полностью исключить их из системы демократического самоуправления невозможно.

Основным преимуществом собраний как института непосред-ственной демократии в системе местного самоуправления явля-ется органическое сочетание коллективного социального действия: обсуждение того или иного вопроса, выражение коллегиального мнения, принятие совместного решения с личной активностью участников собраний. Социальная ценность собраний, по мне-нию американских исследователей, состоит в том, что они «по-зволяют людям с различным положением и интересами найти взаимоприемлемый подход к общим проблемам»1. Людям суждено жить в одном городе, в одном квартале, на одной улице, и надо уметь отстаивать свои права, не нарушая интересов других лиц, своих соседей.

Следует различать собрание (сход) граждан как форму непо-средственного участия граждан в местном самоуправлении, т.е. форму непосредственной демократии, когда она связана с вы-полнением функций представительного органа местного само-управления.

Закон об общих принципах организации местного самоуправ-ления определяет, что в отдельных муниципальных образованиях уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации может предусматриваться возможность осу-ществления полномочий представительного органа местного са-моуправления собранием (сходом) граждан. Как правило, это не-большие по территории и численности населения муниципаль-ные образования. В этом случае уставами муниципальных обра-зований и законами субъектов Федерации устанавливается пе-риодичность созыва собрания и определяется процедура его со-зыва. При осуществлении полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан в соот-ветствии с п. 2 ст. 24 Закона об общих принципах организации местного самоуправления собрание (сход) граждан считается пра-вомочным, если в нем участвует более половины жителей муни-ципального образования, обладающих избирательным правом (т.е. достигшие 18-летнего возраста).

В иных случаях собрания (сходы) менее формализованы. По-рядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавли-ваются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что собрания (сходы) могут проходить на уровне муниципального собрания в целом и решать вопросы местного значения параллельно с представительным органом ме-стного самоуправления или действовать в качестве института тер-риториального общественного самоуправления на части терри-тории муниципального образования (территориальные собрания или сходы). Второй вариант более распространен, поэтому ниже речь идет о нем. На больших по численности населения террито-риях могут проводится конференции (съезды) граждан, т.е. соб-рания представителей граждан.

Порядок проведения собраний (сходов) граждан. Общие соб-рания (сходы), конференции жителей соответствующей террито-рии муниципального образования созываются органами терри-ториального общественного самоуправления в порядке, установ-ленном самими территориальными объединениями. В отсутст-вие этих органов они могут созываться инициативными группа-ми жителей либо по инициативе представительного органа или главы муниципального образования.

Компетенция территориальных собраний (сходов), конферен-ций жителей устанавливается самостоятельно населением соот-ветствующей территории. К ведению собраний (сходов), конфе-ренций жителей, как правило, относятся следующие вопросы:

* избрание органов и принятие положений (уставов) о них;

* утверждение программ и смет расходов их деятельности и отчетов об их выполнении;

* утверждение планов и программ социально-экономичес-кого развития населенного пункта;

* утверждение штатов администрации и расходов на ее со-держание;

* направление коллективных обращений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления;

* установление самообложения;

* распоряжение землями общего пользования;

* контроль за деятельностью высшего должностного лица ме-стного самоуправления;

* решение других вопросов, затрагивающих интересы насе-ления соответствующей территории.

Правомочность собраний и конференций определяется по-рядком, устанавливаемым самими жителями. Принимаемые ими решения для органов территориального общественного самоуправ-ления носят обязательный характер, а для жителей -- рекомен-дательный.

Собрания (сходы) и конференции (съезды) граждан обычно созываются на основании решения, принятого на их предыдущих заседаниях, либо представительным органом по собственной ини-циативе, либо по требованию не менее 5% жителей. Конферен-ции (съезды) считаются правомочными при участии не менее двух третей представителей (делегатов) жителей муниципального образования.

Решение о созыве собрания (схода) либо конференции (съез-да) граждан, их повестка дня доводятся до жителей заблаговре-менно. Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициаторами созыва и утверждаются на собрании большинст-вом голосов присутствующих, граждан. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь. Возможность для озна-комления с проектами решения предоставляется не позднее чем за десять дней до собрания, конференции. Решения по наиболее важным вопросам местного значения могут приниматься на со-брании (сходе), конференции (съезде) граждан тайным голосо-ванием, и они являются обязательными для исполнения на тер-ритории муниципального образования. Изменять и отменять при-нятые собранием (сходом), конференцией (съездом) решения мо-гут только сами собрание (сход), конференция (съезд) граждан либо местный референдум, либо суд.

Так, в соответствии с Законом Тверской области от 27 фев-раля 1997 г. «О собраниях (сходах) граждан в Тверской области» к компетенции собраний граждан отнесено:

* избрание старост и комитетов общественного самоуправ-ления населения;

* утверждение программ деятельности органов общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их вы-полнении;

* заслушивание отчетов должностных лиц местного самоуп-равления, старосты, комитета общественного самоуправ-ления, в том числе об исполнении программ социально-экономического развития, бюджета, использования внебюд-жетных фондов и муниципального имущества;

* решение в установленном порядке вопросов администра-тивно-территориального устройства и других вопросов, за-трагивающих интересы населения соответствующий территории. В собрании (сходе) граждане участвуют непосредственно, на равных основаниях, каждый имеет один голос. Участие в собрании (сходе) является свободным и добровольным. В этом Зако-не также предписано, что принятие решения на собрании (сходе) граждан осуществляется, как правило, открытым голосова-нием путем поднятия руки. Решения принимаются большинст-вом голосов от общего числа граждан, фактически принявших участие в собрании (сходе). Протокол, который ведется на собрании и содержит необходимые атрибуты, передается в соответ-ствующий орган местного самоуправления или орган территори-ального общественного самоуправления населения.

Собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Следует выделить еще один вид собраний населения. Речь идет о такой форме реализации конституционного права граждан, как право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, ми-тинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Различие между этими формами непосредственной демократии состоит в том, что собрания (сходы) жителей как фор-ма местного или территориального общественного самоуправления имеют более регламентированный характер и служат целям решения вопросов местного значения. Собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования как форма реализации конституци-онного права не имеют жесткого нормативного ограничения ни по составу участников, ни по целям, формам и процедурам их проведения. Они используются, как правило, в качестве средства либо поддержки, либо давления на органы власти, в том числе муници-пальной, с целью принудить их к принятию каких-либо решений.

Народная правотворческая инициатива

Понятие и значение народной правотворческой инициативы. Законодательство России закрепляет такие формы прямого волеизъ-явления граждан, которые призваны выявить общественное мне-ние, в том числе по вопросам правового регулирования общест-венных отношений на местном уровне, и обязывает соответствую-щие органы и должностных лиц местного самоуправления прини-мать решения с учетом мнения и в интересах населения муни-ципального образования.

Под народной правотворческой инициативой понимается преду-смотренное уставом муниципального образования право населения вносить на рассмотрение органов местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения. Проекты таких актов в соответствии со ст. 25 Закона об общих принципах организации местного самоуправления подлежат обязательному рас-смотрению на открытом заседании органа местного самоуправле-ния с участием представителей населения, а результаты рассмот-рения -- официальному опубликованию (обнародованию).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.