Рефераты. Демократический режим

2. Референдумы, сходы, собрания и другие формы непосредственной демократии.

В основу системы организационных форм местного самоуп-равления положено традиционное для государственно-правовой науки деление на формы непосредственной и представительной демократии. Под непосредственной демократией понимается ме-ханизм осуществления власти непосредственно населением, когда воля граждан не опосредуется какими-либо представителями и проявляется напрямую в процессе принятия обязательных для ис-полнения решений. Что касается представительной демократии, то в ее основе лежит передача населением части принадлежащих ему властных полномочий избираемым им коллегиальным орга-нам или должностным лицам, осуществляющим свои полномо-чия от имени населения на постоянной основе.

К основным формам непосредственной демократии на мест-ном уровне можно отнести местный референдум, выборы пред-ставительных органов и должностных лиц местного самоуправ-ления, собрания (сходы) жителей, народную правотворческую инициативу. При осуществлении местного самоуправления мо-гут применяться и иные институты непосредственной демокра-тии: отзыв (о нем подробнее говорится в гл. 9 -- как о форме ответственности органов местного самоуправления перед насе-лением), обращение в органы местного самоуправления, кон-сультативный спрос, обсуждение важных вопросов местной жиз-ни и др. Вопрос об отнесении территориального общественного самоуправления к формам непосредственной демократии является дискуссионным, хотя он и рассматривается в настоящей главе. Территориальное общественное самоуправление можно считать специфической формой местного самоуправления.

Местный референдум

Понятие и предмет местного референдума. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местный референдум как го-лосование граждан по вопросам местного значения (ст. 1).

Однако более удачным представляется следующее определе-ние: местный референдум -- это голосование граждан России, по-стоянно или преимущественно проживающих на территории од-ного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами му-ниципальных образований (ст. 2 Федерального закона «Об ос-новных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе-рендуме граждан Российской Федерации»1).

Порядок назначения и проведения по его результатам при-нятия и изменения решений по его результатам устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с закона-ми субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, должны соответствовать Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающему правовую основу всех референдумов в России.

На местный референдум, как правило, выносятся вопросы, яв-ляющиеся принципиально важными для организации жизни мест-ного сообщества (например о структуре органов местного само-управления) либо по закону требуют выяснения воли жителей (на-пример изменения границ данного муниципального образования).

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан на местный референдум не могут выноситься вопросы о:

* досрочном прекращении или продлении срока полномо-чий, приостановлении осуществления полномочий орга-нов местного самоуправления, а также о проведении дос-рочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

* формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе данных органов;

* избрании, утверждении, назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от долж-ности депутатов и должностных лиц;

* принятии или изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

* принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоре-чить законодательству, ограничивать или отменять общепри-знанные права и свободы человека и гражданина, конституци-онные гарантии реализации таких прав и свобод. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Во-просы должны формулироваться таким образом, чтобы исклю-чалась возможность их множественного толкования.

Назначение местного референдума. Решение о проведении ме-стного референдума принимается представительным органом ме-стного самоуправления по собственной инициативе или по тре-бованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Следовательно, противоречат федеральному закону положения законов ряда субъектов Федерации о назначении ме-стного референдума главой муниципального образования или любым иным органом или должностным лицом, кроме предста-вительного органа местного самоуправления. О других инициато-рах референдума в Законе также не сказано, а потому расшире-ние и этого перечня законами субъектов Федерации или уставами муниципальных образований неправомерно.

Если референдум проводится по инициативе представитель-ного органа, то инициатива должна исходить от определенного числа депутатов: в одном случае это не менее одной трети депута-тов (Калининградская область), в другом -- не менее половины депутатов (Воронежская область).

Непосредственно решение о проведении референдума принимается согласно большинству за-конов субъектов Федерации квалифицированным большинством -- двумя третями голосов депутатов представительного органа.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвы-чайного положения, введенного на территории России либо на территории (ее части), на которой предполагается проводить ре-ферендум, а также в течение трех месяцев после отмены воен-ного или чрезвычайного положения.

Законом субъекта Российской Федерации и уставом муни-ципального образования может устанавливаться срок, в течение которого повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Этот срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования (обна-родования) результатов референдума.

Право на участие в местном референдуме имеют все гражда-не России, достигшие 18 лет, проживающие на территории му-ниципального образования, обладающие избирательным правом вне зависимости от происхождения, социального и имуществен-ного положения, расовой и национальной принадлежности, по-ла, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов. Участие является свободным и добровольным. Основными принципами проведения местного референдума яв-ляются участие в нем граждан на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Не имеют права участвовать в местном референдуме лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу при-говору суда. Никто не в праве оказывать воздействие на гражда-нина с целью принудить его к участию или неучастию в рефе-рендуме, т.е. на его свободное волеизъявление. Контроль за во-леизъявлением граждан не допускается. Деятельность комиссий референдума при его подготовке и проведении, подсчете голо-сов и установлении итогов голосования, определении результа-тов референдума осуществляется открыто и гласно.

Инициатива проведения референдума принадлежит гражда-нам, имеющим право на участие в референдуме. Каждый граж-данин или группа граждан могут образовать инициативную груп-пу для проведения местного референдума (не менее 10 человек). Инициатором может также выступить общественное объедине-ние, зарегистрированное органами юстиции за шесть месяцев до дня обращения с инициативой проведения референдума. В этом случае руководящий орган такого общественного объединения выступает в качестве инициативной группы по проведению ме-стного референдума, независимо от численности. Законами субъ-ектов Федерации, уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения мест-ного референдума в форме собрания его участников.

Инициативная группа по проведению референдума обраща-ется в муниципальную избирательную комиссию, а в случае ее отсутствия -- в представительный орган местного самоуправле-ния с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве долж-ны содержаться вопросы либо текст проекта нормативного пра-вового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесе-ния на местный референдум. Там же указываются фамилии, име-на, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициатив-ной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от име-ни такой группы. К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы, на котором принято решение о выдви-жении инициативы проведения референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

После поступления ходатайства муниципальная избиратель-ная комиссия, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям закона субъекта Федерации, устава муниципального образования, при-нимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом представи-тельный орган местного самоуправления и средства массовой информации.

Муниципальная избирательная комиссия может отказать в регистрации инициативной группы. В этом случае инициатив-ной группе выдается решение с указанием оснований отказа. Таким основанием может быть только нарушение действующего законодательства и устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Принятие органами и должностными лицами местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность про-ведения референдума по этому же вопросу.

После получения регистрационного свидетельства инициа-тивная группа вправе организовать сбор подписей граждан в под-держку инициативы проведения референдума. Подписи граждан собираются в порядке и количестве, определяемых законом субъ-екта Федерации и уставом муниципального образования. Макси-мальное количество подписей не может превышать 5% числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Подписи собираются посредством внесения их в подписные лис-ты, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референ-дум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собираю-щее подписи, должно представить текст этого проекта участнику референдума по первому его требованию. Период сбора подписей должен составлять не менее 20 дней. Учету подлежат подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Расхо-ды, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.